Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблемы появления детской агрессии

Вопросы воспитания
28.06.2020
101
Поделиться
Библиографическое описание
Гусева, Т. В. Проблемы появления детской агрессии / Т. В. Гусева, С. Д. Топал. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5415/.


Ребенок может усвоить столько запретов, сколько ему лет.

Поэтому одна из основных функций родителя — предотвращение.

Мы создаем безопасное поле вокруг, внутри которого

ребенок может исследовать то, что происходит.

Анна Корниенко

Если время от времени вы задаётесь вопросом, как вести себя с разгневанным ребёнком, то в этой статье мы попробуем разобраться с этой проблемой. К сожалению, практика показывает, что с каждым годом агрессивных детей становится все больше. Возникает резонный вопрос, с чем это может быть связано? Возможно, для ребенка создаются определенные условия, инициирующие агрессивное поведение либо это результат влияния социума, а может быть взрослым нужно чаще разговаривать с детьми?

Мы провели наблюдение по уровню агрессивности у детей 5–7 лет.

Уровень агрессивности у детей

Рис.1. Уровень агрессивности у детей

Когда детская агрессия становится проблемой? Сама по себе злость —нормальное, здоровое чувство. На энергии агрессии человек отстаивает свои границы и преодолевает препятствия. Однако ребёнку необходима помощь, если:

– агрессивное состояние является для ребёнка основным;

– малыш не умеет выражать свой гнев экологично: часто дерётся, «вспыхивает» в один момент;

– есть признаки аутоагресии: ребёнок кусает губы, бьёт себя.

Рассмотрим варианты поведения в различных ситуациях, в которых дети выражают свою агрессию. Очень важно при появлении агрессивного поведения у ребенка не задавить его своим взрослым авторитетом. Вспышка детской агрессии похожа на извержение вулкана: эмоций слишком много и они слишком сильны. Если родитель с помощью своего авторитета и дисциплинарных методов эту вспышку подавляет, то это может дать временный эффект, но на деле только усилит накал.

Когда ребёнка захватили эмоции, сохраняйте спокойствие и будьте рядом. Если видите, что ребёнок может причинить вред себе или окружающим, обхватите его сзади и удерживайте в объятиях, пока он не вернёт самоконтроль или не найдёт разрядку в слезах. Скажите, что понимаете его гнев, и что вы рядом. После того, как эмоции улягутся, в спокойной обстановке обсудите произошедшее. Что вызвало гнев? Как это чувство ощущалось в теле? Что хотелось делать? Как можно было еще поступить в этой ситуации? Овладение эмоцией начинается с умения её идентифицировать — понимать и называть.

Важно признавать право на чувства злости у ребенка. Не бывает «плохих» и «хороших» чувств, но бывают «удобные» и «неудобные». Детская агрессия — одна из самых некомфортных эмоций для родителя, и в попытке от неё скрыться мы транслируем детям запрет на злость и гнев. Он может быть прямым: «Злиться нельзя!» или завуалированным «Хорошие дети себя так не ведут», но суть от этого не меняется. Такая тактика может иметь очень серьёзные последствия: злиться ребёнок меньше не станет, но потеряет связь со своей эмоцией. Подавленный гнев находит выражение в аутоагрессии, соматических заболеваниях и пассивно-агрессивном поведении.

Учите ребенка экологично выражать свои эмоции: проговаривать свои чувства с «я — позиции» (я сержусь, я хочу сильно тебя ударить и закричать, у меня все клокочет внутри»), и выражать безлопастными методами (бить подушку или боксерскую грушу, рвать бумагу, бросать камни в воду). Хорошо уменьшает внутренний накал здоровая физическая нагрузка: бег наперегонки, прыжки на скакалке, долгие пешие прогулки.

Постарайтесь работать с причинами, которые вызывают подобное агрессивное поведение. Эпизодические вспышки гнева — это нормально. Постоянное раздражение и злость – признак того, что «что-то пошло не так». Подумайте, что может провоцировать агрессивное поведение ребенка. Это может быть:

– страх или тревога. Повышенный уровень тревожности (в том числе из-за страха разделения со значимым взрослым и из-за отсутствия надежных границ в семье) часто выражается гневом. Попробуйте напитывать ребенка вниманием и близостью и наблюдайте за изменением в поведении.

– чрезмерный контроль. Если родитель пытается тотально контролировать жизнь ребенка, тот закономерно отвечает бунтом и протестом. Если эта история про вас, попробуйте ослабить хватку и заменить её доверием и душевной близостью.

– слишком много «НЕТ». Если мир ребенка состоит из сплошных «нельзя», то все подавленные импульсы к познанию и действию аккумулируются и находят выход через агрессивное поведение. Там, где ситуация не грозит жизни, не запрещайте, а объясняйте причинно-следственные связи и давайте выбор. Так ребенок научится ответственности и будет уважительнее относиться к настоящим запретам.

– агрессивное поведение внутри семьи. Если ребенок часто видит проявление агрессии между членами семьи, это воспринимается как норма, и ничего удивительного, что он повторяет эту модель. Важно понимать, что агрессия – это не только крики и битая посуда. Она может выражаться в колких замечаниях, эмоциональной холодности и даже молчании.

Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалисту. Иногда одна консультация может разрешить противоречия, которые длятся годами.

В заключение хотелось бы обратиться к высказыванию Анны Корниенко: «Люди, которые начинают укреплять привязанность со своими детьми, ожидают получить «удобного», покладистого ребенка. Однако в надежной привязанности ребенок больше выражает свои негативные переживания».

Литература:

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. — Академический проект; Альма Матер, 2006–702 с.
  2. Анна Корниенко: Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка — Издательство: Рама Паблишинг, 2017 г. — с. 106
  3. Платонов, Ю. П. Социальная психология поведения / Ю. П. Платонов. — СПб.: Питер, 2006. — 464 с
  4. Эльконин, Д. Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144 с.
  5. https://kornienko-anna.livejournal.com/
  6. https://fictionbook.ru/author/yuriyi_mojginskiyi/agressivnost_deteyi_i_podrostkov/read_online.html
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный