Коррекция тревоги и профилактика панических атак методом нейрографики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 01.06.2020

Статья просмотрена: 2877 раз

Библиографическое описание:

Усатых, Г. Н. Коррекция тревоги и профилактика панических атак методом нейрографики / Г. Н. Усатых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 485-490. — URL: https://moluch.ru/archive/312/71035/ (дата обращения: 12.10.2024).



Данная статья посвящена коррекции тревоги и профилактики панических атак с помощью метода нейрографики. Рассматривается проблема высокой тревожности и ее коррекции с помощью современного графического метода решения задач. В заключении подводятся итоги проведенного исследования, разбираются полученные результаты.

Ключевые слова: тревога, панические атаки, нейрографика, символизм, алекситимия, жизнестойкость.

Введение. В жизни современного человека тревога становится неотъемлемой частью жизни. Некоторые люди настолько привыкли жить в этом состоянии, что уже и не представляют себе, как бы они себя чувствовали и жили без нее. Повышенные требования к ритму жизни, необходимость освоения новых навыков и напряженная ситуация в мире приводит к хроническому состоянию стресса и сниженной возможности выстраивания адекватных коммуникаций в обществе и семье. Рост числа людей, страдающих паническими расстройствами, приводит к поиску дополнительных инструментов, позволяющих эффективно решать подобные проблемы.

Паническое расстройство характеризуется спонтанным возникновением крайне выраженной тревоги и сопровождается вегетативной дисфункцией. Тревога представляет собой аффективное переживание, которое определяет все появляющиеся ощущения и реакции (когнитивные, поведенческие, эмоциональные и физические). Выделяют реактивную (ситуативную) тревожность, которая проявляет себя, когда субъекту ничего не угрожает и личностную тревожность, как устойчивую черту характера, начало формирования которой начинается в детстве.

Творчество является одним из способов экологичного самовыражения своих чувств, эмоций, конфликтов и желаний. Изображая их графически, клиент поднимает их на поверхность, становясь лицом к лицу с ними, тем самым обучаясь способу их обуздать. Это способствует лучшему контролю своих эмоции, появляется готовность озвучивать и обсуждать свои переживания.

Целью данной работы было изучение возможности нового современного метода нейрографики, как метода, одно из направлений которого, может стать коррекция уровня тревоги и профилактика панических атак. Таким образом, целью исследования стало изучение возможности метода Нейрографики, как метода, который эффективно может работать при коррекции уровня тревоги и количества панических атак.

Гипотеза исследования: метод нейрографики является эффективным средством коррекции тревоги и снижения количества панических атак.

Для проверки эмпирического исследования были использованы следующие методики: библиографический опросник (BIV); «Тест жизнестойкости» С.Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева) [2]; тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера); опросник нервно-психического напряжения (НПН); методика алекситимии (TAS-20) [1]; цветовой тест М.Люшера [3, 4]; авторский рисуночный тест на символизм и ассоциации к тревоге; шкала Panic Disorder Severity Scale — Self Report Form.

В исследовании приняло участие 30 женщин с высоким уровнем тревожности, часть из которых, имеют опыт панических атак. Первоначально, для рассмотрения психологического аспекта механизмов коррекции тревоги методом нейрографики, использовался корреляционный анализ по критерию r-Спирмена в общей группе испытуемых с помощью личностных методик: биографического опросника BIV, теста жизнестойкости С.Мадди и методики Алескитимии.

При анализе личностных методик выбирались связи достоверные на 1 % уровне значимости и связи между показателями разных методик. Применялся метод максимального корреляционного пути. Анализ данных позволил сделать следующие выводы:

– чем выше природная предрасположенность человека к тревожным расстройствам и соматическим нарушениям при стрессовых нагрузках, тем больше он убежден в том, что жизнь его отвергает и он не может найти для себя что-либо стоящее и интересное (показатели шкалы PSYKON и показатели шкалы Вовлеченность связаны отрицательно (-0,541);

– напряжение в личных и социальных контактах, проблемы с социальной адаптацией связаны с трудностями идентификации своих чувств, а также с ощущением себя в стороне от жизни (показатели шкалы SOZLAG положительно связаны с показателями шкалы ТОЧ (0,561) и отрицательно с показателями шкалы Вовлеченность (-0,519);

– активная деятельность и общение способствует более легкой интерпретации, выражению своих чувств и более легкому самораскрытию в общении (показатели шкалы Вовлеченность отрицательно связаны с показателями шкалы Алекситимии (-0,522) и показателем шкалы ТИЧ (-0,603);

– чем менее развиты у человека способности устанавливать и поддерживать социальные контакты и более выражены проблемы самораскрытия в общении, а также наличествует слабость «Я», низкая уверенность в себе, низкая способность добиваться своего, тем меньше выражена убежденность в том, что собственная активность может повлиять на результат происходящего и более выражено ощущение собственной беспомощности (показатель шкалы SOZAKT и показатель шкалы ICHSTK отрицательно связаны с показателем Контроль (-0,538 и -0,538).

– наличие высокой личностной тревожности связано со сниженными показателями жизнестойкости, развитие которых поможет эффективнее преодолевать стрессовые ситуации (показатель Личностная тревожность отрицательно связан с тремя показателями: Контроль (-0,647), Принятие риска (-0,583) и Вовлеченность (-0,662).

Таким образом, при работе методом нейрографики с тревожными личностями, для увеличения Вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, одобрение со стороны консультанта. Для развития компонента Контроля важна поддержка инициативы, стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития Принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды. При развитии вышеперечисленных компонентов Жизнестойкости возможно снижение Личностной тревожности.

Далее, все испытуемые были разделены на две группы: одна — с лицами, имеющими опыт панических атак, другая — без них. Уровень личностной тревоги у лиц, с паническими атаками составил Мэ=58,73 балла, во второй группе Мк=58,27 балла. В отношении этой характеристики группы не различались, средние значения соответствуют высокому уровню личностной тревоги.

Для понимания индивидуально-психологических особенностей тревожных людей с опытом приступов панической атаки, по критерию U — Манна Уитни проведен сравнительный анализ результатов по вышеобозначенным личностным методикам и по шкале оценки физиологических симптомов тревоги. В результате анализа данных выявлены достоверные различия на 5 % уровне значимости по трем шкалам — SOZLAG, Алекситимии и ТОЧ:

– лица, имеющие опыт панических атак, оценивают свои социальные отношения как более напряженные в межличностном и социальном плане (Мэ=8,1; Мк=7,1; U=56,0), а также имеют повышенный уровень алекситимии (Мэ=54,3; Мк=43,1; U=58,5), чем лица, их не имеющие;

– больше трудностей в описании своих чувств испытывают лица с паническими атаками (Мэ= 15,2 и Мк= 10,3; U=50,0), так как повышенный уровень алекситимии выражается в тенденциях к использованию действий в конфликтных и стрессовых ситуациях, обеднением фантазии, сужении аффективного опыта, в трудностях находить точные определения для вербализации своих чувств;

– обнаружено, что причинами затруднений в опознании, диагностике и вербализации своих эмоций и чувств, можно считать потерю контроля над своими физиологическими и психическими функциями, особенно у испытуемых с паническими атаками.

Таким образом, в процессе консультирования по проблемам личностной тревожности и профилактики панических атак с использованием метода нейрографики важно строить работу таким образом, чтобы клиент постоянно проговаривал свои чувства, научался их опознавать и интерпретировать. При работе с клиентами, имеющими опыт панических атак, целесообразно придерживаться клиент — центрического подхода и побуждать их к направленному вниманию на свои чувства и эмоции, более точно называть их в процессе работы над рисунком.

Следующим шагом стало проведение экспериментального исследования коррекции тревоги. В эксперименте участвовали две группы испытуемых, не отличающихся по уровню личностной тревожности, группы отличались наличием в анамнезе панических атак. Экспериментальное воздействие состояло в том, что испытуемые с опытом панических атак (экспериментальная группа) выполняли задания в соответствии с алгоритмом нейрографики, а испытуемые без опыта панических атак (контрольная группа) раскрашивали предложенные им картинки. Проводилось фоновое и итоговое тестирование с помощью методики М.Люшера [3,4], опросника нервно-психического напряжения Т. А. Немчина (НПН) и теста «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера). Исследование проводилось дважды, в разные дни. В результате проведенной работы были получены следующие данные: по результатам исследования по методике М.Люшера в группе с опытом панических атак суммарное отклонение от аутогенной нормы снизилось в обоих случаях: после первого воздействия — на 2,2 балла (Мдо=16,1; Мпосле=13,9; W=27) и после второго — на 1,5 балла (Мдо=13,1; Мпосле=11,6; W=31), что свидетельствует о снижении психофизиологического дискомфорта и некотором приближении психического состояния к оптимальному. Вегетативный коэффициент в обоих случаях практически не изменился (Мдо=1,2; Мпосле=1,3; W=37).

В группе без опыта панических атак показатели СО после первого воздействия повысились на 1,8 балла (Мдо=16,1; Мпосле=17,9; W=47), а после второго воздействия снизились на 1,7 балла (Мдо=18,1; Мпосле=16,7; W=29,5), что говорит о незначительных колебаниях энергетической активности организма в обе стороны.

Статистический критерий Манна-Уитни не установил достоверных различий между группами. Анализ результатов показывает, что суммарное отклонение от аутогенной нормы групп до и после первого воздействия находится в зоне средних значениях показателей (от 10 до 18), что соответствует нормальному эмоциональному состоянию и преобладанию положительных эмоций. До и после второго воздействия в экспериментальной группе эмоциональное состояние соответствует норме, в контрольной группе до воздействия преобладают отрицательные эмоции, после приходят в норму.

Вегетативный коэффициент групп до и после первого воздействия соответствует оптимальной работе организма (от 0,92 до 1,9) — нет ни перевозбуждения, ни переутомления. До и после второго воздействия в экспериментальной группе состояние организма соответствует оптимальной норме, в контрольной группе до воздействия преобладают состояние усталости, которое после воздействия приходит в норму.

Нервно-психическое напряжение испытуемых с паническими атаками до эксперимента находилось в диапазоне умеренных значении М1=56,3 и М2=52,3. При первом воздействии выраженность нервно-психического напряжения уменьшается на 11,6 баллов (М=44,7); при втором — на 6,9 баллов (М=45,4) и попала в диапазон слабого нервно-психического напряжения. Критерий Вилкоксона указывает на достоверность различий в обоих случаях.

Нервно-психическое напряжение испытуемых контрольной группы, до первого и до второго воздействия находится в диапазоне умеренных значений М1=57,0 и М2=51,2. После первого сеанса раскрашивания рисунков выраженность нервно-психического напряжения уменьшается на 8,9 балла, после второго сеанса уменьшается на 4,7 балла; в обоих случаях отмечается переход с умеренного уровня на слабый. Критерий Вилкоксона указывает на достоверность различий на 5 % уровне значимости. По результатам сравнительного анализа групп, нервно-психическое напряжение снизилось с умеренного до низкого в обоих группах. В обоих случаях различия достоверны.

Реактивная тревожность в группе с паническими атаками, по методике Спилбергера, после первого воздействия уменьшилась на 8,6 баллов (М=36,3), но значения до и после занятий нейрографикой остаются в диапазоне умеренных, после второго занятия реактивная тревожность с высокого уровня (М=48,0) переходит на умеренный уровень (М=37,1) и снижение отмечается на 10,9 баллов. В обоих случаях различия достоверны по критерию W-Вилкоксона на 5 % уровне значимости.

Реактивная тревожность в группе с высоким уровнем тревожности, после первого воздействия уменьшается на 4,1 балла и переход с высокого уровня на умеренный (Мдо=46,3 и Мпосле=42,2), после второго занятия раскрашивания картинок, тревожность с высокого уровня (Мдо=45,9) переходит на умеренный уровень (Мпосле=41,0); снижение отмечается на 4,9 балла. В обоих случаях различия достоверны по критерию W-Вилкоксона на 5 % уровне значимости.

По результатам сравнительного анализа групп, реактивная тревожность в первом случае, в экспериментальной группе снизилась с умеренной до низкой, в контрольной группе с чрезмерной до умеренной; во втором случае с чрезмерной в обоих группах снизилось до умеренной. В обоих случаях различия достоверны.

В группе лиц, с паническими атаками — применение метода нейрографики позволяет удерживать уровень активности и психофизическое состояние, приближенное к норме, достаточно продолжительное время. Наилучшее состояние отмечается после проведения эксперимента при невысокой фоновой реактивной тревоги и при низком нервно — психическом напряжении.

В группе лиц, с высоким уровнем тревожности — психическое состояние напрямую связано с уровнем физиологической активности, который связан с уровнем реактивной тревожности. Поэтому простое раскрашивание картинок не имеет положительного пролонгированного действия на психофизическое состояние человека, оно краткое по времени и определяется больше внешними факторами, влияющими на деятельность субъекта.

Кроме того, в ходе эксперимента, был проведен анализ символизма тревоги. В результате которого получены следующие выводы:

– тревога переживается людьми схожим образом, с яркой негативной окраской, отражающей агрессию, эмоциональное напряжение и желание ее контролировать. После эксперимента, становится менее давящей и тревожащей, снижается уровень напряжения и агрессии;

– после применения арт-методов, уменьшаются трудности в описании характеристик, связанных с образным мышлением, с идентификацией и описанием своих чувств к тревоге. Что говорит о том, что заблокированные или подавленные чувства и эмоции необходимо озвучивать, осознавать за счет образа и внимания к своим чувствам, ощущениям тела, что помогает принять их;

– работа арт-методами выравнивает психологическое состояние, которое становится более эмоционально положительным. Тревога начинает ощущаться, как объект, с которым можно справиться, становится менее опасна, появляется желание двигаться вперед;

– при высоком уровне личностной тревожности преобладают негативные эмоции, ранимость, потребность в уединении и поддержке, избегание социальной активности. После применения метода нейрографики у людей с паническими атаками, появляется потребность смотреть и двигаться вперед, появляется желание быть в активной жизненной позиции, появляется уверенность в своих силах, эмоциональный фон становится более стабильно положительным. После раскрашивания картинок — снижается уровень агрессивности, появляется потребность в общении, удовлетворении своих потребностей и в поддержке как к инструменту внешней защиты, появляется желание что-то делать, но эмоциональное состояние почти не меняется.

Кроме того, в исследовании был представлен клинический случай работы с клиентом, имеющем в своем опыте частые приступы панических атак. На начало исследования уровень личностной тревожности (66 балов) и уровень алекситимии (64 балла) — высокий, уровень жизнестойкости (40 баллов) по тесту Мадди пониженный. В общей сложности, клиентом было нарисовано 6 рисунков методом нейрографика. За период работы было проведено еще два замера уровня личностной тревожности: 2 замер — 49 баллов и 3 замер — 47 баллов, что значительно ниже первоначального, хоть и остался в пределах высокого уровня. Уровень нервно-психического напряжения по 5 замеру составил 43 балла, что также значительно отличается от предыдущих показателей. Уровень реактивной тревожности снизился (М1до=59, М1после=37; М2до=57, М2после=22). Учитывая, что в рассматриваемом исследовании не стояла задача изучения конкретного клиентского случая, потому замеры были взяты выборочно в течение периода работы с клиентом. Но, даже это небольшое наблюдение дает основания полагать, что метод нейрографики достаточно эффективно работает со снижением уровня личностной тревожности, нервно-психического напряжения, что несомненно оказывает положительное влияние на снижение количества панических атак, улучшение осознанности в идентификации и описаниях своих чувств, снижении напряжения в теле.

Заключение. Таким образом, проведенная нами работа и результаты математических расчетов позволяет сделать следующие выводы:

  1. Было доказано, что метод нейрографики является эффективным средством при коррекции тревоги и снижения количества панических атак — происходит выравнивание эмоционального состояния, снижение нервно-психического напряжения, реактивной и личностной тревожности, что должно положительно сказываться на соматическом здоровье и является актуальным для людей с высоким уровнем тревожности. Хороший результат достигается при работе в несколько сессий.
  2. При работе методом нейрографика людям, имеющим высокий уровень личностной тревожности, необходимо удерживать акценты на своих состояниях (мысли-эмоции-ощущения тела), благодаря чему, происходит активация внимания в их сторону и развитие способностей определения и описания чувств, что в свою очередь, способствует снижению уровня алекситимии, уменьшению уровня личностной и реактивной тревожности, увеличению уровня жизнестойкости личности.
  3. Выполнение рисунков методом нейрографики (АСО) помогает отвести возбуждение, снизить нервно-психическое напряжение, уменьшив напряжение в теле, что способствует разрядке избытка чувств в более зрелые формы экспрессии. Происходит перевод подсознательных страхов, эмоций в область сознания. Работая с ними творчески, уровень тревоги снижается, настроение повышается и состояние выравнивается, что существенно важно для тревожных личностей и для снижения количества панических атак.
  4. Обнаружено, что у людей с высоким уровнем тревожности напряжение в личных и социальных контактах, проблемы с социальной адаптацией связаны с трудностями идентификацией своих чувств, а наличие высокой личностной тревожности связано со сниженными показателями жизнестойкости. Активная деятельность и общение способствуют уменьшению трудностей в распознавании, описании, осознании и своевременному выражению своих чувств. Поэтому при работе методом нейрографика с тревожными личностями, важно принятие и поддержка со стороны консультанта, одобрение инициативы и стремления справляться с задачами все возрастающей сложности, что помогает эффективнее преодолевать стрессовые ситуации.
  5. Применение метода нейрографики позволяет удерживать уровень своей активности и психофизическое состояние, приближенное к норме, достаточно продолжительное время.
  6. «Выплескивая» свой страх на лист бумаги и трансформируя его с помощью метода нейрографики (алгоритма снятия ограничений) происходит более легкое преодоление установленных защит, сопротивлений, чем в вербальной терапии. Происходит раскрытие самого человека в своих переживаниях, эмоциях и историях жизни при работе с нейрографическим рисунком, что не происходит при раскрашивании картинок.
  7. Рисунок помогает разблокировать подавленные ранее чувства и эмоции и осознать их с помощью образа и перереконструировать получив новое впечатления и опыт переживания. После применения метода нейрографики у людей с паническими атаками, появляется потребность смотреть в будущее более уверенно, появляется желание быть в активной жизненной позиции, эмоциональный фон становится более стабильно положительным.
  8. При работе с тревогой, важно создать для клиента безопасное пространство для проживания своих эмоции. Позиция консультанта должна быть принимающей, одобряющей и неосуждающей. Важна поддержка инициативы и стремления клиента решать задачи на грани своих возможностей. Использование уточняющих вопросов по рисунку и адекватная обратная реакция на слова клиента помогает расширять ему поле осмысления и осознания, принятия своих чувств и эмоций, налаживая таким образом связь не только с собой, но и с внешним миром, через символические образы рисунка, их взаимодействие между собой и фоном (средой). Работа с рисунком по шагам алгоритма помогает заглянуть внутрь себя, посмотреть на решение своих проблем через фигуры и линии, их взаимодействие, наделить новыми смыслами и решениями, получить новый опыт контакта со средой.
  9. По результатам клинического случая отмечено, что при занятиях методом нейрографики выполняемых кейсом работ, уровень личностной тревожности, уровень нервно-психического напряжения и реактивной тревожности снизился, что уменьшило количество испытываемых панических атак и чувство тревоги.

Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что метод нейрографики эффективен при коррекции тревоги и профилактики панических атак.

Литература:

  1. Диагностика уровня алекситимии (Торонтская алексимическая шкала) [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://psy-clinic.info/index.php/testy/107-torontskaya-shkala-aleksitimii-tas.
  2. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости: Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения/ Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказов— Москва: Смысл, 2006. — 63 с.
  3. Собчик, Л. Н. Метод цветовых выборов. Модификация восьмицветового теста Люшера/Л. Н. Собчик.-Санкт-Петербург: Речь,2018.-128с.
  4. Тимофеев, В. Психодиагностика цветопредпочтением: Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М.Люшера / В.Тимофеев, Ю. Филимоненко. — Санкт-Петербург.: Иматон,1995.-29 с.
Основные термины (генерируются автоматически): личностная тревожность, атака, метод нейрографики, нервно-психическое напряжение, показатель шкалы, реактивная тревожность, высокий уровень, балл, высокий уровень тревожности, контрольная группа.


Похожие статьи

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Стресс в работе студентов-волонтеров

В статье раскрываются стрессовые ситуации в деятельности студентов-волонтеров, наличие у них синдрома эмоционального выгорания, депрессии, а также способы реализации совладающего поведения. Описано исследование, проведенное на студентах-волонтерах РН...

Психологическая помощь практического психолога в работе с агрессивным ребенком

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. В этой статье говорится о направлениях коррекционной работы, проводимой с агрессивными детьми, указан коррекцион...

Профилактика конфликтного поведения у подростков

Данная статья исследования состоит в предположении о том, что проведение тренинговых занятий способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Методами ис...

Особенности когнитивных стратегий у пациентов с депрессивным синдромом

В современных реалиях диагностика когнитивных функций является необходимым звеном помощи, оказываемой в рамках психиатрического отделения. Изучение когнитивных стратегий позволяет выявить дезадаптивные фильтры восприятия, коррекция которых повышает у...

Агрессия как реакция на фрустрацию в учебной деятельности

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности. Кроме теоретического аспекта в статье дан анализ эмпирического опыта исследования этой проблемы на примере подростков одной из школ ...

Арт-терапия как один из методов формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи и преодолению школьной дезадаптации посредством применения арт-терапии на коррекционных и логопедических занятиях. Представленный материал осно...

Современное детство в руках цифровой эпохи: теория, исследование в Арктическом регионе, пути профилактики

В статье говорится о прогрессирующей тенденции к гаджет-зависимости среди детей. Представлен механизм ее формирования и клинические признаки, разъяснены причины сохранения психического и физического здоровья ребенка от избытка гаджетов. Приводятся ар...

Возможности нейропсихологической коррекции в преодолении учебных трудностей у младшего подростка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В статье описаны основные трудности в обучении у младшего подростка с СДВГ, особый акцент сделан на нейропсихологические причины подобных проявлений. Представлены результаты до и после нейропсихологической коррекции.

Похожие статьи

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Стресс в работе студентов-волонтеров

В статье раскрываются стрессовые ситуации в деятельности студентов-волонтеров, наличие у них синдрома эмоционального выгорания, депрессии, а также способы реализации совладающего поведения. Описано исследование, проведенное на студентах-волонтерах РН...

Психологическая помощь практического психолога в работе с агрессивным ребенком

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. В этой статье говорится о направлениях коррекционной работы, проводимой с агрессивными детьми, указан коррекцион...

Профилактика конфликтного поведения у подростков

Данная статья исследования состоит в предположении о том, что проведение тренинговых занятий способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Методами ис...

Особенности когнитивных стратегий у пациентов с депрессивным синдромом

В современных реалиях диагностика когнитивных функций является необходимым звеном помощи, оказываемой в рамках психиатрического отделения. Изучение когнитивных стратегий позволяет выявить дезадаптивные фильтры восприятия, коррекция которых повышает у...

Агрессия как реакция на фрустрацию в учебной деятельности

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности. Кроме теоретического аспекта в статье дан анализ эмпирического опыта исследования этой проблемы на примере подростков одной из школ ...

Арт-терапия как один из методов формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи и преодолению школьной дезадаптации посредством применения арт-терапии на коррекционных и логопедических занятиях. Представленный материал осно...

Современное детство в руках цифровой эпохи: теория, исследование в Арктическом регионе, пути профилактики

В статье говорится о прогрессирующей тенденции к гаджет-зависимости среди детей. Представлен механизм ее формирования и клинические признаки, разъяснены причины сохранения психического и физического здоровья ребенка от избытка гаджетов. Приводятся ар...

Возможности нейропсихологической коррекции в преодолении учебных трудностей у младшего подростка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В статье описаны основные трудности в обучении у младшего подростка с СДВГ, особый акцент сделан на нейропсихологические причины подобных проявлений. Представлены результаты до и после нейропсихологической коррекции.

Задать вопрос