Исследование зависимости уровня тревожности от психоэмоционального состояния студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 февраля, печатный экземпляр отправим 4 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сединина Н. С., Галимшин А. Р., Тимиршин С. М. Исследование зависимости уровня тревожности от психоэмоционального состояния студентов // Молодой ученый. — 2019. — №49. — С. 572-574. — URL https://moluch.ru/archive/287/64908/ (дата обращения: 18.02.2020).



Смена социальных отношений у студентов первого курса может представлять для них значительные трудности. Это связано с кардинальной сменой учебного процесса и привычного образа жизни. Студенты начинают испытывать тревожное состояние, становятся беспокойными, замкнутыми. Исследование посвящено изучению развития тревожных состояний у студентов первого курса, а также связи тревожных состояний с их самочувствием, активностью и настроением, то есть уровнем их психоэмоционального состояния.

Ключевые слова: тревожность, самочувствие, активность, настроение.

Цель. Выявить зависимость уровня тревожности от психоэмоционального состояния у студентов 1 курса медицинского университета.

Объект исследования. Студенты первого курса медицинского университета.

Задачи исследования.

  1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме развития личностной тревожности у студентов.
  2. Определить уровни личностной, реактивной и общей тревожности у студентов.
  3. Определить уровень психоэмоционального состояния у студентов.
  4. Установить связь между уровнем общей тревожности и уровнем психоэмоционального состояния.

Методы иматериалы.

  1. Теоретический анализ тревожности.
  2. Анкетирование студентов по опроснику Спилбергера. (Оценка уровня личностной и реактивной тревожности).
  3. Анкетирование студентов по опроснику САН. (Оценка уровня психоэмоционального состояния).
  4. Использование методов математической статистики для анализа полученных результатов. (Коэффициент Спирмена).
  5. Анкетирование проводилось среди студентов в возрасте 18–19 лет, общее число респондентов 30 человек.

Теоретическая часть.

Самочувствие — это характеристика силы, усталости и здоровья, отражающая физиологическое состояние организма [2,3].

Активность — это деятельность, характеризующаяся интенсификацией ее основных характеристик (направленность, мотивация, осознанность, владение приемами и приемами действия, эмоциональность), а также наличием такого свойства, как инициативность [2,3].

Настроение — это длительный эмоциональный процесс низкой интенсивности, формирующий эмоциональный фон для протекания психических процессов [2,3].

Опросник САН (самочувствие, активность, настроение) предназначен для оценки психоэмоционального состояния человека на момент проведения опроса. Самочувствие, активность и настроение можно охарактеризовать инверсионными оценками, между которыми существует непрерывная последовательность промежуточных значений, в этом и заключается суть опросника САН [1,4]. Средний балл шкалы — 4. Баллы выше 4 баллов указывают на благоприятное состояние субъекта, баллы ниже четырех — на неблагоприятное состояние субъекта. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5–5,5 баллов [4].

Тревога — это реакция на надвигающуюся опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние рассеянного беспричинного страха, характеризующееся неопределенным чувством угрозы. Когда страх является реакцией на четко определенную опасность. Тревожность — это психологическая индивидуальная характеристика человека, определяющая повышенную склонностью испытывать тревогу в различных жизненных ситуациях, в том числе и в тех, где тревога даже не уместна. Методика самооценки уровня тревожности относится к группе личностных опросников, разработанных К. Д. Спилбергером для диагностики тревоги и тревожности. Согласно теории Спилбергера, следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревожность в теории Спилбергера определяется следующим: ситуации, которые представляют определенную угрозу для человека или являются личностно значимыми, вызывают у него состояние тревоги. Тревога субъективно переживается как неприятное эмоциональное состояние различной интенсивности. Интенсивность тревоги зависит от степени угрозы или значимости причины переживания. Высокотревожные индивиды более остро реагируют на ситуации или обстоятельства, потенциально содержащие возможность неудачи или угрозы; ситуация тревожности сопровождается изменениями в поведении или мобилизацией защитных механизмов личности. Часто повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к развитию типичных защитных механизмов [7].

Шкала Спилбергера-Ханина (Ханин стандартизировал и модернизировал методику) является надежным и информативным способом оценки уровня тревожности в настоящий момент и тревожности личности в целом. Реактивная тревога возникает как реакция человека на различные социальные и Психологические стрессоры, характеризующаяся нервозностью, тревогой и напряжением. Очень высокая реактивная тревожность может вызвать нарушение внимания, иногда нарушается тонкая координация. Личностная тревожность характеризуется склонностью воспринимать большой спектр ситуаций как угрожающих здоровью индивида, что заставляет «тревожных личностей» реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Сильная личностная тревожность напрямую связана с наличием невротического конфликта, эмоциональных срывов и невротических и психосоматических заболеваний. Ориентировочные нормативы по выраженности уровня тревожности: от 20 до 30 баллов — уровень тревожности низкий, от 31 до 44 — уровень тревожности средний, выше 45 баллов — уровень тревожности высокий [4,5,6].

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена используется для выявления и оценки тесноты связи между двумя рядами сопоставляемых количественных показателей. В том случае, если ранги показателей, упорядоченных по степени возрастания или убывания, в большинстве случаев совпадают, делается вывод о наличии прямой корреляционной связи. Если ранги показателей имеют противоположную направленность, то говорят об обратной связи между показателями. При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи между признаками по шкале Чеддока, считая значения коэффициента равные 0,3 и менее — показателями слабой тесноты связи; значения более 0,4, но менее 0,7 — показателями умеренной тесноты связи, а значения 0,7 и более — показателями высокой тесноты связи [8].

Результаты исследований

Результаты определения уровня личностной тревожности: 4 респондента (13,3 %) имеют низкий уровень, 14 респондентов (46,7 %) — средний уровень, 12 респондентов (40 %) — высокий уровень.

Результаты определения уровня реактивной тревожности: 4 респондента (13,3 %) имеют низкий уровень, 18 респондентов (60 %) — средний уровень, 8 респондентов (26,7 %) — высокий уровень.

Результаты определения уровня общей тревожности: 2 респондента (6,7 %) имеют низкий уровень, 15 респондентов (50 %) — средний уровень, 13 респондентов (43,3 %) — высокий уровень.

Результаты уровня психоэмоционального состояния: 9 (30 %) респондентов имеют неблагоприятный уровень психоэмоционального состояния, 21 респондент (70 %) — благоприятный уровень.

Коэффициент корреляции Спирмена для оценки связи между личностной и реактивной тревожностью (ρ) равен 0.645. Таким образом, было установлено, что связь между исследуемыми признаками — прямая, сила связи по шкале Чеддока — заметная.

Коэффициент корреляции Спирмена для оценки связи общей тревожности и психоэмоционального состояния (ρ) равен -0.651. Таким образом, связь между тревожностью и психоэмоциональным состоянием — обратная, сила связи по шкале Чеддока — заметная.

Выводы

  1. Из 30 респондентов, только двое имеют низкий уровень общей тревожности, и 13 респондентов — высокий уровень.
  2. Установлена прямая тесная взаимосвязь между личностной и реактивной тревожностью, то есть, чем выше уровень личностной тревожности, тем выше уровень реактивной тревожности.
  3. Установлена обратная тесная связь между общей тревожностью респондента и его психоэмоциональным состоянием, то есть, чем выше уровень общей тревожности, тем ниже уровень психоэмоционального состояния.

Литература:

  1. Барканова, О. В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О. В. Барканова [серия: Библиотека актуальной психологии]. — Вып.2. — Красноярск: Литера-принт, 2009. С. 7–10, 215–223.
  2. Большая энциклопедия психологических тестов / сост. А. Карелин. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. С. 416.
  3. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. — СПб.: Питер. 2003. С. 528.
  4. Истратова, О. Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. С. 375.
  5. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособ. / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2005. С. 688.
  6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособ. / под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: БАХРАХ-М, 2001. С. 672.
  7. Соловьева С. Л. Тревога и тревожность: теория и практика [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2012. — N 6 (17). — URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 04.12.2019)
  8. Харченко, М. А. Корреляционный анализ: учеб. пособ.// Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2008. С. 18–21.
Основные термины (генерируются автоматически): психоэмоциональное состояние, общая тревожность, уровень, реактивная тревожность, респондент, личностная тревожность, высокий уровень, студент первого курса, уровень тревожности, медицинский университет.


Похожие статьи

Исследование эмоциональной тревожности студентов на...

Ключевые слова: тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность

Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза.

Гипотеза: мы предполагаем, что ситуативная тревожность студентов I курса будет выше...

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень...

Коррекция тревожности у первокурсников вуза

В данной статье рассмотрены различные варианты коррекции личностной и ситуативной тревожности студентов первого курса вуза с помощью специально разработанной коррекционно-развивающей программы.

Исследование учебного стресса у студентов медицинского...

Главной особенностью большинства первокурсников является высокая тревожность и

Тревожность — это эмоциональное состояние, связанное с предчувствием опасности...

Приводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов I и III...

Влияние обучения в вузе на успешность адаптации, уровень...

В статье приводятся данные исследования уровня адаптации, тревожности и уровня стресса студентов первого курса при обучении в вузе. Подавляющее большинство студентов первого курса характеризовались неудовлетворительной адаптацией к образовательному процессу в...

тревожность, личностная тревожность, ситуативная...

Реактивная тревожность, как состояние, характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности, сопровождающимися активацией вегетативной нервной системы. Состояние тревожности как эмоциональной...

Исследование взаимосвязи функционального состояния...

Было установлено, что высокая личностная и ситуативная тревожность способствует появлению неблагоприятных адаптационных изменений в

Исследование взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников.

Снижение уровня тревожности. Повышение уровня...

Найдена также взаимосвязь высокой личностной и ситуативной тревожности и общей жизненной мотивацией. Если тревожность снижается, то общая жизненная мотивация улучшается (р< 0,05). Интересные корреляционные взаимосвязи прослеживаются в отношении...

Сравнительный анализ особенностей личности студентов 1 курса...

Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза. База исследования: исследование проводилось среди студентов I и III курсов историко-филологического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Уровни личностной и реактивной тревожности у пациентов...

Высокий уровень тревожности выступает в качестве причины и следствия стресса, является деструктивной личностной чертой и

У них превалировал высокий уровень личностной и реактивной тревожности и более низкий уровень САН в сравнении с контрольной группой.

Похожие статьи

Исследование эмоциональной тревожности студентов на...

Ключевые слова: тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность

Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза.

Гипотеза: мы предполагаем, что ситуативная тревожность студентов I курса будет выше...

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень...

Коррекция тревожности у первокурсников вуза

В данной статье рассмотрены различные варианты коррекции личностной и ситуативной тревожности студентов первого курса вуза с помощью специально разработанной коррекционно-развивающей программы.

Исследование учебного стресса у студентов медицинского...

Главной особенностью большинства первокурсников является высокая тревожность и

Тревожность — это эмоциональное состояние, связанное с предчувствием опасности...

Приводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов I и III...

Влияние обучения в вузе на успешность адаптации, уровень...

В статье приводятся данные исследования уровня адаптации, тревожности и уровня стресса студентов первого курса при обучении в вузе. Подавляющее большинство студентов первого курса характеризовались неудовлетворительной адаптацией к образовательному процессу в...

тревожность, личностная тревожность, ситуативная...

Реактивная тревожность, как состояние, характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности, сопровождающимися активацией вегетативной нервной системы. Состояние тревожности как эмоциональной...

Исследование взаимосвязи функционального состояния...

Было установлено, что высокая личностная и ситуативная тревожность способствует появлению неблагоприятных адаптационных изменений в

Исследование взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников.

Снижение уровня тревожности. Повышение уровня...

Найдена также взаимосвязь высокой личностной и ситуативной тревожности и общей жизненной мотивацией. Если тревожность снижается, то общая жизненная мотивация улучшается (р< 0,05). Интересные корреляционные взаимосвязи прослеживаются в отношении...

Сравнительный анализ особенностей личности студентов 1 курса...

Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза. База исследования: исследование проводилось среди студентов I и III курсов историко-филологического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Уровни личностной и реактивной тревожности у пациентов...

Высокий уровень тревожности выступает в качестве причины и следствия стресса, является деструктивной личностной чертой и

У них превалировал высокий уровень личностной и реактивной тревожности и более низкий уровень САН в сравнении с контрольной группой.

Задать вопрос