В рамках статьи рассматривается вопрос о формах государственно-частного партнерства в современной России. Автором рассматриваются сущность и основы правового регулирования таких форм государственно-частного партнерства, как: концессионные соглашения, совместные предприятия, соглашения о разделе продукции, государственные и муниципальные контракты, а также договоры аренды и лизинга.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, концессионное соглашение, совместное предприятие, аренда, лизинг, соглашение о разделе продукции.
За последние несколько лет в Российской Федерации стал активно развиваться институт государственно-частного партнерства. Здесь необходимо сделать оговорку и отметить, что сам институт государственно-частного партнерства был заложен еще в XVII, затем прошел развитие в рамках СССР (в частности, концессионное законодательство) и обрел свои современные черты в начале 2000х годов. Однако именно в рамках современной социально-экономической политики Российской Федерации указанный институт начал набирать свою популярность.
В первую очередь, необходимо раскрыть само понятие государственно-частного партнерства. В рамках научной литературы государственно-частное партнерство представляет собой особую правовую форму взаимодействия государства и частных юридических лиц в рамках разрешения общественно важных задач, построенную на идеи равноправия участников, объединения их экономических и иных ресурсов, а также взаимовыгодных условий сотрудничества.
В рамках отечественного законодательства регулирование государственно-частного партнерства осуществляется на основе Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 13.07.2015 № 224-ФЗ. В указанном нормативно-правовом акте закреплено следующее понятие государственно-частного партнерства: «юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [1].
Отметим, что государственно-частное партнерство выступает обобщенным термином, включающим в себя несколько различных форм взаимодействия государства и частного сектора экономики, о которых мы и поговорим далее в данном исследовании. Стоит заметить, что Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит в себе специальных указаний на формы государственно-частного партнерства в Российской Федерации, что на наш взгляд, несколько усложняет реализацию указанного института в отечественной социально-экономической сфере.
Для раскрытия вопроса о формах государственно-частного партнерства в современной России необходимо обратиться не только к искомому нормативно-правовому акту, но также и к другим актам федерального законодательства. Стоит отметить, что ввиду отсутствия единого законодательного закрепления понятия и разновидностей форм государственно-частного партнерства, в современной науке нет единого подхода к указанному вопросу. В рамках данного исследования мы будем рассматривать форму государственно-частного партнерства как один из видов взаимодействия государства и частного бизнеса, характеризующуюся собственным порядок правового регулирования, механизмами и способами реализации, а также целям и задачами функционирования.
Двумя крупнейшими формами реализации государственно-частного партнерства в России выступают создание совместных предприятий и концессии. Совместное предприятие представляет собой организацию, созданную государством совместно с частным партнером. Особенностью функционирования совместных предприятий выступает высокая доля самостоятельности частного партнера в принятии решении при активном участии государства в финансово-хозяйственной, производственной и иных формах деятельности предприятий. Зачастую совместные предприятия учреждаются в рамках организации и реализации какого-либо проекта (к примеру, по разработке новых месторождений или строительству объектов инфраструктуры), в таком случае речь идет о, так называемых проектных компаниях. Основная цель проектной компании состоит в аккумуляции материальных, экономических и иных ресурсов участников проекта.
Большинство совместных предприятий на сегодняшний день строятся в форме акционерных обществ, в рамках которой прибыль, риск и ответственность учредителей определяется размерами долей в капитале совместного предприятия.
Второй формой государственно-частного партнерства выступает создание концессионного предприятия. В рамках отечественного законодательства концессии регулируются Федеральным законом «О концессионных соглашениях», от 21.07.2005 № 115-ФЗ. В рамках данного нормативного акта устанавливается понятие концессии, которая представляет собой соглашение, заключаемое между государством и частными партнерами (инвесторами), согласно которому инвестор реконструирует или создает определенные объекты, находящиеся в государственной собственности, и получает возможность эксплуатировать указанные объекты на возмездной основе, получая с этого определенный доход. Федеральным законодательством Российской Федерации установлено, что в настоящее время основной целью заключения концессионных соглашений выступает привлечение дополнительных инвестиций в российскую экономику, а также повышение эффективности использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности [2].
Обе указанные выше формы государственно-частного партнерства отличаются повышенной долей самостоятельности частных партнеров в рамках данных соглашений. В то же время на практике в современной России большое распространение получили формы с меньшей долей самостоятельного участия частного бизнеса. К таким формам государственно-частного партнерства принято относить:
- Разнообразные контракты, заключаемые с частным партнером в целях достижения различных интересов государства. Контракты как форму государственно-частного партнерства можно подразделить на несколько видов:
– сервисные контракты, которые связаны с непосредственным оказанием помощи государству в управлении государственным имуществом и реализации государственной политики. К таким контрактам, к примеру относятся контракты, заключаемые в рамках государственных и муниципальных закупок оборудования, техники, материалов и иной продукции и конкретного поставщика в целях обеспечения интересов государства, его субъектов или муниципального образования.
Отметим, что к числу таких контрактов также можно отнести контракты технической помощи, в рамках которых с частным партнером заключается соглашение, согласно которому он обязуется обеспечить помощь государству с решением какой-либо задачи, которая не может быть решена с использованием исключительно государственных ресурсов.
– управляющие контракты, которые связаны с непосредственным вмешательством частного партнера в управление имуществом, находящимся в государственной собственности. Примером таких контрактов может послужить непосредственно контракт на управление имуществом, в рамках которого управление государственным имуществом вверяется частному партнеру. Также к числу таких контрактов относятся контракты, связанные с проектированием, строительством и управлением объектов, в рамках которых указанные функции возлагаются на частного партнера [4].
- Формой государственно-частного партнерства также могут выступать договоры аренды государственного и муниципального имущества. Согласно простому договору аренды частному партнеру государство предоставляет во временное пользование государственное или муниципальное имущество за определенную плату. При этом условиями договора аренды может быть обговорен последующий выкуп арендованного имущества.
Частным случаем договора аренды в рамках государственно-частного партнерства выступают договоры лизинга, согласно которым частный партнер приобретает в собственность имущество, необходимое для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, и передает такое имущество во временное пользование государству или иному публичному образованию, получая при этом оплату. Отметим, что многие авторы называют лизинг одной из наиболее удачных форм реализации государственно-частного партнерства в Российской Федерации, что связано, в первую очередь, со сравнительно быстрым сроком заключения лизинговых соглашений по сравнению с иными соглашениями государственно-частного партнерства.
- Соглашение о разделе продукции, которое в рамках российского законодательства регулируется положениями Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», от 30.12.1995 № 225-ФЗ. В рамках данного нормативно-правового акта установлено, что соглашение о разделе продукции является договором, который заключается между государством и частным партнером, и согласно которому государство предоставляет частному партнеру на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск [3].
Обобщая вышеизложенное, отметим, что в рамках современного российского законодательства предусмотрены различные формы государственно-частного партнерства, каждая из которых направлена на реализацию интересов государства и частного бизнеса в различных секторах экономики. При этом общим для всех указанных форм государственно-частного партнерства остается наличие характерных для данной формы сотрудничества признаков, включая основную цель государственно-частного партнерства — привлечение инвестиций в российскую экономику и улучшению качества предоставляемых на российском рынке товаров, работ и услуг.
Литература:
- Федеральный закон Российской Федерации «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 13.07.2015 № 224-ФЗ // Российская газета, № 156, 17.07.2015.
- Федеральный закон Российской Федерации «О концессионных соглашениях», от 21.07.2005 № 115-ФЗ // Российская газета, № 161, 26.07.2005.
- Федеральный закон Российской Федерации «О соглашениях о разделе продукции», от 30.12.1995 № 225-ФЗ // Российская газета, № 5, 11.01.1996.
- Тонян, М. Н. Формы реализации государственно-частного партнерства / М. Н. Тонян. — Текст: электронный // CyberLeninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-realizatsii-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva (дата обращения: 22.05.2020).