Проектирование процесса совместной образовательной деятельности родителей и ребёнка младшего дошкольного возраста в условиях изоляции или временного домашнего режима | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 июля, печатный экземпляр отправим 15 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 25.05.2020

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Ильина, Н. В. Проектирование процесса совместной образовательной деятельности родителей и ребёнка младшего дошкольного возраста в условиях изоляции или временного домашнего режима / Н. В. Ильина, Н. А. Кочнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 525-526. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70685/ (дата обращения: 03.07.2020).



В статье затрагиваются актуальные проблемы, особенности формирования и сопровождения процесса совместной деятельности ребенка и родителя, организация которого осуществляется вне условий детских дошкольных учреждений в период пандемии или по иным уважительным причинам.

Ключевые слова: общение, совместная деятельность, дистанционное образование, педагогическая компетентность родителя, изоляция.

Становление совместной с родителем деятельности — одно из приоритетных условий реализации программного обеспечения ДОУ (глава 3, пункт 3.1).

ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» определяет родителя, как полноценного участника образовательных отношений (статья 2, пункт 31).

Процесс общения и взаимодействия ребёнка и родителя затрагивается многими исследователями (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Я. Л. Коломинский и др.).

В условиях пандемии совместная деятельность приобретает новое значение. Образовательный аспект в том же приоритете: родитель — проводник знаний между педагогом и ребенком, он же на равных является их источником.

Резкий переход на осуществление дистанционной образовательной деятельности повлиял на реорганизацию образовательного процесса учреждений всех уровней (ВУЗ, школа, детский сад). Статьей 16 ФЗ «Об Образовании» предусмотрена реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для среднего и высшего образования. Сложившаяся ситуация формирует потребность как у педагога, так и у родителя в создании условий для обеспечения процесса образования ребёнка любого возраста в домашних условиях.

В своей работе мы берём за основу возможность организации работы с детьми младшего дошкольного возраста в условиях дома, с использованием потенциала бросовых и подручных материалов, нестандартных образовательных техник. Такая организация позволит удовлетворить потребности ФГОС, а именно: развитие креативного мышления, коммуникативных навыков, развитие творческих способностей, поддержку развития основного вида деятельности ребёнка — игры и т. д.

Родителю в сложившихся условиях необходима поддержка педагога, специалистов ДОУ, которые обладают необходимыми консультативными возможностями.

Недостаточный уровень педагогической компетентности — одна из проблем, с которой столкнулись родители в этот период. Так же большую роль играет психологическое состояние в условиях изоляции под действием бытовых, финансовых задач, ограничения общения с окружающим миром и т. д.

Мы полагаем, что разработка и адаптация существующих программ, видеоуроков, онлайн-курсов педагогами и специалистами ДОУ, направленных на психолого-педагогическую поддержку в вопросах организации и реализации образовательного процесса методом совместной деятельности в условиях дома в ближайшем будущем приобретёт большую актуальность, в сравнении с потребностью прошлых лет.

В рамках нашего исследования мы предлагаем разработку такого проекта, отвечающего требованиям основных образовательных областей ФГОС. Каждая тема проекта предполагает часть с материалом для работы педагога в условиях ДОУ, а также наличие приложения с подробных описанием рекомендаций, доступного инвентаря, занятий, которые родители смогут реализовать в домашних условиях.

Цель проектасодействие формированию педагогической компетентности, становлению устойчивого положительного отношения родителей к организации образовательного процесса в условиях изоляции или временного домашнего образования детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Подвести к пониманию необходимости, осознанию важности непрерывного образовательного процесса в сложившихся условиях и обстоятельствах;
  2. Обогащать знания родителей об основных видах деятельности ребёнка младшего дошкольного возраста, необходимых для формирования ЗУН, способов и методов обучения, воспитания и развития.

Краткое содержание основных методов проекта:

– Рисование с использованием нетрадиционных техник;

– Конструирование и лепка из подручных и бросовых материалов;

– Чтение и словотворчество;

– Наблюдение и эксперименты;

– Физическая активность и подвижные игры;

– Элементарные измерения, вычисления и счёт.

Литература:

  1. Мелентьева Е. В. Психологические особенности взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста в современной семье // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-vzaimodeystviya-roditeley-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-v-sovremennoy-semie
  2. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / Науч. — исслед. ин- т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // http:// www.rg.ru.2013/11/25/doshk-standart-dok.htm.
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В редакции, вступившей в силу с 1 сентября 2013 г. — М.: КНОРУС, 2013. — 176 с.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, совместная деятельность, младший дошкольный возраст, условие изоляции, условие дома, педагогическая компетентность, образовательный процесс.


Ключевые слова

совместная деятельность, общение, дистанционное образование, изоляция, педагогическая компетентность родителя

Похожие статьи

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста.

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи...

Педагогические условия развития общения детей раннего...

Воспитание детей, по каким-либо обстоятельствам с раннего возраста лишенных родителей, — дело нелегкое. Добросовестный уход и забота обслуживающего персонала о воспитанниках дома ребенка восполняют материнскую любовь и ласку, создают эмоциональный фон общения...

Реализация компетентности и кoмпетентнoстного пoдхода...

Реализация компетентности и кoмпетентнoстного пoдхода в дошкольном oбразовательном учреждении.

- компетентностный подход как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций (В. А. Болотов...

Проблема формирования сплоченности педагогического...

Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов. Психологическая компетентность будущих педагогов прослеживается в процессе прохождения педагогической практики при создании доверительной атмосферы и...

Социализация детей младшего дошкольного возраста...

В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.

Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей...

Совместная деятельность педагогов и родителей является важным аспектом в работе современного детского сада.

Казаков И. С. Информационная компетентность и профессиональное становление педагога: учебное пособие / И. С. Казаков; Федеральное...

Педагогические условия организации социального партнерства...

Библиографическое описание: Дубова, И. А. Педагогические условия организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и

родитель, детский сад, ребенок, семья воспитанников, воспитатель, семья, дошкольный возраст, дошкольное учреждение...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

Для дошкольников младшего возраста необходимо манипулировать предметами, а старшим дошкольникам может быть достаточно зрительных...

Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников. Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество. Чтобы детский сад стал реальной, а...

Похожие статьи

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста.

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи...

Педагогические условия развития общения детей раннего...

Воспитание детей, по каким-либо обстоятельствам с раннего возраста лишенных родителей, — дело нелегкое. Добросовестный уход и забота обслуживающего персонала о воспитанниках дома ребенка восполняют материнскую любовь и ласку, создают эмоциональный фон общения...

Реализация компетентности и кoмпетентнoстного пoдхода...

Реализация компетентности и кoмпетентнoстного пoдхода в дошкольном oбразовательном учреждении.

- компетентностный подход как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций (В. А. Болотов...

Проблема формирования сплоченности педагогического...

Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов. Психологическая компетентность будущих педагогов прослеживается в процессе прохождения педагогической практики при создании доверительной атмосферы и...

Социализация детей младшего дошкольного возраста...

В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.

Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей...

Совместная деятельность педагогов и родителей является важным аспектом в работе современного детского сада.

Казаков И. С. Информационная компетентность и профессиональное становление педагога: учебное пособие / И. С. Казаков; Федеральное...

Педагогические условия организации социального партнерства...

Библиографическое описание: Дубова, И. А. Педагогические условия организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и

родитель, детский сад, ребенок, семья воспитанников, воспитатель, семья, дошкольный возраст, дошкольное учреждение...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

Для дошкольников младшего возраста необходимо манипулировать предметами, а старшим дошкольникам может быть достаточно зрительных...

Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников. Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество. Чтобы детский сад стал реальной, а...

Задать вопрос