Библиографическое описание:

Зорина А. А., Тюнников Ю. С. Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 13-15.



В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и родителей, направленной на эффективное формирование навыков самообслуживания у детей.

Ключевые слова: навыки самообслуживания, взаимодействие ДОО и семьи, совместная деятельность, младший дошкольный возраст.

Воспитатели младших групп, стоя у истоков формирования личностных качеств человека, знают, как порой трудно убедить родителей своих воспитанников в том, что для многих малышей более важно научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться, чем обучение их чтению, математике, раннему освоению компьютерных технологий.

В первую очередь «самостоятельный» — это, прежде всего, уверенный в себе ребенок. Овладение ключевыми навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку ребенка. Кроме того, это интеллектуально развивает ребенка. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции. С этой целью работа дошкольных учебных заведений должна направляться на активное привлечение семьи к участию в педагогическом процессе, на повышение педагогической культуры родителей. Перед педагогическим коллективом ставятся такие задачи, как информирование родителей, предоставление им определенных знаний, навыков в общении с детьми. Совместная деятельность педагогов и родителей является важным аспектом в работе современного детского сада. Необходимость разрешения этих вопросов обусловливает разработку инновационных подходов к поиску оптимальных форм сотрудничества для реализации разностороннего развития детей в соответствии с их задатками, способностями, индивидуальными психическими и физическими особенностями, культурными потребностями.

В рамках темы нашей статьи мы отмечаем, что самая первая задача педагога — убедить родителей в том, что успех в воспитании возможен только при условии единства в подходе к решению задач трудового воспитания, создании достаточных условий для приобщения детей к самообслуживанию.

Обобщая современный опыт взаимодействия детского сада и семьи по формированию навыков самообслуживания у младших дошкольников, можем выделить основные принципы сотрудничества. Работа с семьями дошкольников организуется на основе принципов: параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей; взаимодополнения воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей; организация совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и семье. Анализ практики работы дошкольного учреждения в данном направлении показал, что существуют значительные трудности в процессе педагогического сопровождения реализации семьи как воспитательной, развивающей так и обучающей функции в воспитании детей. Воспитатели должны иметь навыки конструктивного диалога с родителями по всем проблемам воспитания и развития навыков самообслуживания у детей, умение объединить совместную деятельность детей, родителей, коллег. Поэтому важным аспектом педагогической деятельности в этом направлении мы считаем открытость инновациям, способность творчески изменяться в соответствии с требованиями настоящего, умение углубить взаимодействие с семьей, оптимизировать реализацию ее воспитательного воздействий на ребенка.

Нами было выделено три этапа работы по формированию навыков самообслуживания у младших дошкольников во взаимодействии ДОО с семьей:

I этап — диагностический. Его цель — выявление начального уровня сформированности навыков самообслуживания у детей. Данный этап включает так же анкетирование родителей. II этап — практический. Целью данного этапа является реализация индивидуально-ориентированной программы обучения. III этап — контрольный, ставит перед собой задачу выявление динамики сформированности навыков самообслуживания у младших дошкольников, а, следовательно, определение успешности проведенной работы. Основными направлениями работы на практическом этапе мы считаем следующие: создание заинтересованности у родителей; расширение знаний родителей о возрастных возможностях детей младшего дошкольного возраста в самообслуживании; поиск индивидуального пути формирования навыка у каждого ребенка путем побуждения творческой активности родителей; определение вместе с родителями следующего шага в формировании навыка; инструктирование по отработке дома данного шага; практическое занятие в присутствии родителей по обучению ребенка данному навыку; совместное обсуждение проблем и трудностей, возникающих при формировании навыков; оценка успешного продвижения по программе на примере конкретного ребенка; закрепление навыка в игровой деятельности в ДОО и дома.

Предлагаем использовать следующие формы работы: родительские собрания; семинары для родителей; индивидуальные и групповые консультации; практические занятия, организованные и проведенные с помощью родителей; подготовка творческих проектов, педагогический всеобуч и др.

Итак, подводя итог вышесказанному, мы заключаем, что, используя данную систему взаимодействия семьи и ДОО по формированию навыков самообслуживания мы способствуем: повышению самостоятельности у детей в освоении различных навыков самообслуживания; повышению родительской компетентности в вопросе воспитания их детей; достижению единства семьи и ДОО в создании достаточных условий для приобщения их к самообслуживанию.

Литература:

  1. Крылова В. В. Русский язык как фактор формирования культурно-образовательного пространства в сочинском округе на рубеже 19–20 веков // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2007. № 10. С. 173–180.
  2. Krylova V. V. Cultural and educational environment of sochi okrug (district) in late xix — early xx centuries: general trends of establishment // European Journal of Contemporary Education. 2012. Т. 2. № -2. С. 139–143.
  3. Tyunnikov Yu.S., Krylova V. V. Recreational behavior in terms of crucial problems of formation // European Journal of Contemporary Education. 2013. Т. 3. № -1. С. 54–64.
  4. Казаков И. С. Информационная культура будущего педагога // Высшее образование сегодня. 2006. № 10. С. 47.
  5. Казаков И. С. Информационная компетентность и профессиональное становление педагога: учебное пособие / И. С. Казаков; Федеральное агентство по образованию, Сочинский гос. ун-т туризма и курортного дела. Сочи, 2009.
  6. Мушкина И. А. Профессиональные компетенции социального педагога как основа его эффективной работы с семьей // Педагогическое образование и наука. 2010. № 6. С. 28–32.
  7. Moisya M. K. The potential of collegiate relations between instructors and students in the professional making of future teachers // European Journal of Contemporary Education. 2014. № 1 (7). С. 11–17.
  8. Ховякова А. Л. Метод проектов как технология формирования информационной компетентности ребенка дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. — 2010. — № 2. — С. 144–150.
Основные термины (генерируются автоматически): навыков самообслуживания, формированию навыков самообслуживания, младших дошкольников, сформированности навыков самообслуживания, of contemporary education, European Journal of, journal of contemporary, дошкольников навыков самообслуживания, детей младшего дошкольного, возраста навыков самообслуживания, формирование навыков самообслуживания, дошкольного возраста, развития навыков самообслуживания, младшего дошкольного возраста, различных навыков самообслуживания, дошкольного учреждения, воздействия дошкольного учреждения, ключевыми навыками самообслуживания, Обучение навыкам самообслуживания, создании достаточных условий.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос