Библиографическое описание:

Федосеева Т. Ю. Создание условий для успешной адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 112-114.



Начало нового учебного года обязывает родителей детей не только младшего школьного, но и дошкольного возраста пересматривать привычный ритм жизни, свои обязанности и готовить ребенка к новым условиям его жизнедеятельности. Каждый родитель надеется на то, что дошкольная образовательная организация (далее — ДОО), в которую поступит ребенок, обеспечит, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), условия развития ребенка, открывающие «возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности», «создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей» [2]. Соответствующая задачам развития ребенка среда предполагает субъективный компонент (взрослые — родители, воспитатели и т. д. — и воспитанники), программно-процессуальный компонент (содержание и методическое обеспечение реализации образовательных программ) и материальный компонент (предметно-пространственная среда) [1, с. 133–140]. Успешная адаптация ребенка проходит при условии грамотной организации взаимодействия всех компонентов воспитательного процесса в ДОО.

Перед родителями детей дошкольного возраста встает много вопросов: комфортно ли будет ребенку в детском саду? Можно ли доверять взрослому, который будет сопровождать малыша в период его пребывания в детском саду? Опираясь на публикации психологов и педагогов, на практический опыт, проблема адаптации ребенка в условиях детского сада предусматривает пошаговое решение ряда задач.

Основной вопрос, который активно обсуждается как теоретиками, так и практиками — определение возраста ребенка наиболее благоприятного для поступления в детский сад. Согласно рекомендациям психологов, лучше вести малыша в ДОО не раньше трехлетнего возраста. Чем старше ребенок, тем больше он становится самостоятельным. У него почти сформирована речь, он обладает определенными навыками самообслуживания. Более раннее пребывание ребенка в ДОО (от 1,5 до 3 лет) может сопровождаться, отмечают Н. А. Светогорова, Т. О. Смолева, болезнями, негативным влиянием на психику ребенка в результате большой образовательной нагрузки [3].

С другой стороны, ребенок к трем годам становится достаточно смышленым для того, чтобы манипулировать чувствами родителей: если в новом коллективе пойдет что-то не так, малыш начнет добиваться от родителей отказа от детского сада. Причины тревожности ребенка в условиях ДОО могут быть разные. Например, воспитатель рассчитывает на определенный уровень самостоятельности ребенка и предлагает ему самому взять ложку и есть самостоятельно. Но дома его продолжают кормить с ложки родители, и предложение воспитателя идет в разрез с его представлением о приеме пищи. Ребенок начинает капризничать и требовать от взрослого выполнения его желания. Или еще пример, когда дети собираются на улицу, от детей младшего дошкольного возраста не требуется, чтобы ребенок мог сам одеваться, но посильные действия и манипуляции с одеждой и обувью дети могут выполнять самостоятельно уже к 1,5 годам (снять обувь, снять носочки и т. д.). Но малыш упрямо требует от воспитателя, чтобы тот выполнил все за него. В таких ситуациях для успешного процесса социализации ребенка и освоения им элементарных навыков самообслуживания необходимо, чтобы воспитатель добивался поставленной задачи. Со стороны родителей важна поддержка усилий воспитателя.

Бывает, что новые условия и требования к ребенку в детском саду вызывают у него дискомфорт, состояние отчаяния. На вопрос «Пойдешь ли ты в детский сад?» ребенок начинает плакать и отказываться, придумывать, что его обижают в детском саду, что воспитатель его не любит и т. д. Конечно, любая мама встанет на сторону своего малыша, и будет склонна обвинять воспитателя, а воспитателю с таким ребенком и без того тяжело. Из опыта работы с такими детьми, можно заключить, что часто причинами неумения детей следовать требованиям «общежития» в новых условиях является недоработка родителей — они не позаботились о том, чтобы ребенок освоил элементарные коммуникативные действия и отношения, более того, и сами родители часто не готовы к ним. В таких случаях единственный выход для родителей: доверие педагогу, помощь ему в социализации ребенка, тем более, что в большинстве случаев воспитатель имеет большой опыт работы с детьми. Кроме того, родители могут получить необходимую информацию о ДОО и педагогическом составе заранее, почитать или послушать отзывы других родителей, которые водят в этот детский сад своих детей — у каждого детского сада есть свой сайт, у каждой группы — свои странички. И на основании этой информации обозначить свою позицию к воспитателю, найти аргументы для доверия ему.

Отношения педагогического коллектива и родителей — отдельное направление совместной воспитательной и образовательной деятельности педагогов, воспитателей и семьи. Согласно Закону об образовании в Российской Федерации (№ 273 ФЗ), ст. 44. «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся», родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Ребенок, попадая в коллектив ДОО, уже должен быть подготовлен к социуму родителями, они — самые первые и главные воспитатели ребенка, педагог в детском саду является только направляющей силой в воспитании и образовании.

Согласно возрастным особенностям развития ребенка-дошкольника, его готовность к посещению детского сада определяется набором умений и навыков. Так, малыш в два года демонстрирует следующее: ест аккуратно, старается не ронять пищу, при умывании трет ладони, часть лица; вытирается с помощью взрослого; с помощью взрослого одевается (натягивает носочки, шапку, обувь); частично сам раздевается; контролирует физиологические потребности. К трем годам ребенок: умеет самостоятельно мыть лицо и руки, пользоваться носовым платком, с небольшой помощью взрослого одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться, застегивать пуговицы и завязывать шнурки, умеет правильно сидеть за столом, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, вытирать губы после еды салфеткой, полоскать рот после еды и чистить зубы, знает свое полотенце и его место, пользуется детским унитазом.

Если малыш не освоил вышеуказанных навыков, то родители должны быть готовы к тому, что ребенку не будет комфортно в детском учреждении, он будет долго привыкать, капризничать и даже провоцировать у себя болезни. Ответственность за воспитание и развитие ребенка раннего возраста (от 0 до 2 лет) лежит полностью на родителях. Период адаптации ребенка пройдет легко и безболезненно, если со стороны родителей будет понимание и поддержка. Безусловно, каждый педагог выслушает родителя, поможет, подскажет, посоветует, как лучше адаптировать малыша. Успех в этом деле не заставит себя ждать, если все отношения будут выстроены на основе взаимоуважения и взаимопонимания.

После поступления в детский сад родителям следует настроить ребенка на положительный лад, помочь ему освоить некоторые навыки самообслуживания, тем более, если прежде их не было в опыте малыша. Желательно установить традицию быстрого (чтобы не выводить ребенка из равновесия) прощания с ласковыми словами, с напоминанием, что после работы — вечером — родители обязательно заберут ребенка из детского сада домой. Педагог со своей стороны будет проверенными и эффективными способами помогать ребенку легче и быстрее привыкнуть к новому для него коллективу. Сотрудничество родителей и педагогов всего детского сада (не только группы, где находится ребенок) обеспечит оперативное решение возникающих текущих вопросов, снизит время привыкания дошкольника к ДОО.

Таким образом, создание определенных условий для успешной адаптации ребенка дошкольного возраста к ДОО предполагает, прежде всего, решение задач коммуникации педагогического коллектива и родителей, адекватное понимание этого процесса обеими сторонами, позитивный настрой и доверие со стороны родителей.

Литература:

1. Макарова, Н. Образовательная среда в музее? — Да, если этот музей детский [Текст] / Н. Макарова, Т. Чичканова// Народное образование. — 2002. — № 2. — С. 133–140.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155.

3. Светогорова Н. А., Смолева Т. О. О подготовке ребенка к посещению дошкольного учреждения в семье // Современная педагогика. — 2016. — № 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5523.

Основные термины (генерируются автоматически): детского сада, адаптации ребенка, детском саду, дошкольного возраста, успешной адаптации ребенка, социализации ребенка, развития ребенка, стороны родителей, детский сад, определение возраста ребенка, ребенка дошкольного возраста, развития ребенка среда, условия развития ребенка, Успешная адаптация ребенка, процесса социализации ребенка, проблема адаптации ребенка, ребенка раннего возраста, Период адаптации ребенка, раннее пребывание ребенка, Причины тревожности ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос