Автор: Силаева Ольга Михайловна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 22.11.2016

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Силаева О. М. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 589-591.



Адаптацией обычно называется процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в живом мире. Адаптация — это активный процесс, который приводит к позитивным или негативным результатам.

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи. В данной статье представлены основные этапы в расширении содержания навыков общения; выделены основные условия социальной адаптации малышей, представлены основные компоненты творческого проекта адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.

Ключевые слова: адаптация, младшие дошкольники, условия дошкольной организации, детский сад, проблема адаптации

Одной из ведущих проблем, наряду с другими педагогическими проблемами, является проблема социально-педагогической адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации. Актуальность выдвинутой проблемы обусловлена необходимостью образования содружества семьи и дошкольной организации, которое будет способствовать адаптации личности ребенка.

Проблема адаптации младшего дошкольника к детскому саду не является новой и давно находится в центре внимания психологов и педагогов. Существует много исследований на сегодняшний день на тему подготовки ребенка к детскому саду. Однако, наблюдение за младшими дошкольниками демонстрирует, что проблема адаптации является достаточно острой, как и в предыдущие времена.

Детский сад должен стать более открытым по всем вопросам воспитания и развития детей, тогда и период адаптации детей будет проходить легче. Важным является построение отношений, которые будут создавать ощущение комфорта, уверенности, взаимопомощи, осуществляемые через систему социально-педагогического сопровождения всех участников процесса.

Психологию адаптации личности изучали А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов, А. С. Роньжина, И. В. Лапина, проблемы адаптации детей младшего дошкольного возрастa к условиям ДОО рассматривались Е. А. Долженко, О. И. Давыдовой, Л. В. Белкиной, Т. А. Бобровой, Н. В. Соколовской. К вопросам социальной адаптации детей в дошкольных учреждениях обращались Р. В. Тонково-Ямпольская, Е. Шмид-Кольмер, А. Атанасова-Вукова и др.

В своих исследованиях Н. В. Кирюхина рассматривала адаптацию в трех аспектах и выделила виды адаптации. В.А Сластенин, В. П. Каширин дополняют данные классификации определением «психологическая адаптация», которая сейчас является важнейшим социальным критерием, позволяющим оценивать личность в сфере взаимоотношений.

Педагогически организованный процесс восприятия воспитанниками опыта социальной жизни и познания социальных ролей, и является понятием «социально-педагогической адаптации».

По своим результатам социально-психологическая адаптация бывает разной: позитивной, негативной, по механизму осуществления добровольной и принудительной.

Процесс социально-психологической адаптации состоит из несколько стадий:

а) ознакомление;

б) ролевая ориентация;

в) самоутверждение [5].

Адаптационный период является серьезным испытанием для ребёнка младшего дошкольного возраста, который попадает в новые условия, в незнакомую обстановку, что влечет за собой изменение поведенческих реакций, а также расстройство сна и аппетита.

Отрыв от матери — это главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка. Также оставление его среди незнакомых людей и чужих взрослых заставляют переживать младшего дошкольника. До этих пор присутствие матери создавало психологический комфорт, а теперь в детском саду необходимо самому приспосабливаться к новым условиям, требованиям и правилам.

У младшего дошкольника только начинает формироваться потребность в общении со сверстниками, а из-за того, что ребенок не умеет договариваться возникают конфликтные ситуации, которые в итоге оставляют негативное впечатление. В результате чего ребенок яростно отказывается от дальнейшего посещения детского сада.

Однако, слёзы и истерики могут начаться через неделю, а то и через более длительный срок после начала посещения ребёнком детского сада, когда эффект новизны пройдёт. Новые игрушки будут уже не интересны.

«Во время адаптации ребёнка к детскому саду у него может нарушиться сон, снизиться аппетит, у части детей регрессирует речь и утрачиваются навыки самообслуживания. У малышей в этот период преобладают отрицательные эмоции, двигательная активность либо сильно падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности» [4]. Все эти негативные сдвиги в детском организме проходят, когда адаптация заканчивается.

Адаптация требует больших затрат психической энергии и зачастую проходит с напряжением или перенапряжением психических и физических сил организма. Проблема адаптации является в основном проблемой трех-четырёхлетних детей, поскольку именно в этом возрасте дети приходят в детский сад. Детям очень сложно начинать посещать детский сад, так как вся их жизнь меняется коренным образом: четкий режим дня, отсутствие родителей рядом, появляется необходимость подчиняться и слушаться незнакомого человека, постоянный контакт со сверстниками.

У некоторых детей адаптация проходит относительно легко, в течении 1–3 недель они привыкают к детскому саду, негативные моменты и тревога исчезают. Другим сложнее адаптироваться, лишь спустя два месяца они приспосабливаются к условиям дошкольной организации. Ребенку, который не адаптировался в течении трех месяцев к детскому саду, требуется помощь специалиста-психолога.

Через несколько основных этапов проходит адаптация ребёнка к дошкольной организации:

  1. период бурного приспособления (от 2–3 дней до 1–2 месяцев) — повышается возбудимость, тревожность, возможно учащение проявления агрессии или, наоборот, уход в себя. Ухудшается сон, аппетит и настроение;
  2. период неустойчивого приспосабливания (от 1 недели до 2–3 месяцев) — ребёнок продолжает присматриваться к новому окружению, пытается включиться в совместную деятельность, становится более активным, уравновешенным, чаще проявляет заинтересованность.
  3. период относительно устойчивого приспособления (от 2–3 недель до полугода) — ребенком активно усваивается новая информация, налаживаются контакты, младший дошкольник активно участвует в разных видах деятельности. В этот период значительно снижается заболеваемость, стабилизируется сон, аппетит, настроение.

Система организации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста в ДОО должна придерживаться следующих пунктов:

  1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
  2. Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в детский сад.
  3. В адаптационный период должна быть правильно организована игровая деятельность, которая должна быть направлена на формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и «ребенок — ребенок».

Для организации эмоционально благоприятной атмосферы в группе перед воспитателем ставятся задачи по созданию условий для охраны и укрепления здоровья детей; по формированию у детей навыков здорового образа жизни; по закладыванию основ будущей личности.

Модель организации адаптационного периода может быть следующей.

  1. Индивидуальный подход к ребенку:

а) применение в воспитательной практике игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;

б) учет домашних привычек;

в) возможность петь колыбельные при укладывании детей спать.

  1. Игры с воспитателем.
  2. Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки.
  3. Побуждение ребенка к общению со сверстниками:

а) игры ребенка рядом со сверстниками;

б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;

в) ситуации, общение;

г) использование фольклора;

д) элементы театрализованной деятельности;

  1. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.
  2. Контроль за физическим состоянием ребенка.
  3. Элементы закаливающих мероприятий.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Основные формы работы детского сада с семьей в период адаптации:

  1. Родительские собрания.
  2. Анкетирование.
  3. Беседы.
  4. Посещения на дому.
  5. Выставки.
  6. Папки-передвижки.
  7. Алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь».
  8. Присутствие родителей во время адаптационного периода в группе.
  9. Консультации.
  10. Клуб «Молодой семьи»» [3].

Как уже ранее отмечалось, воспитателю необходимо установить контакт с родителями еще до поступления ребенка в группу. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

«Целесообразно рекомендовать родителям впервые приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми» [2].

Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

Таким образом, подводя итог, отметим, что начало посещения детской дошкольной организации является очень напряжённым периодом в жизни ребёнка, который включает в себя не только новые условия жизни и деятельности, но и новые контакты, окружение, новые взаимоотношения, обязанности. Привыкание к детскому саду часто сопровождается нарушением эмоционального состояния дошкольника, ухудшением сна, аппетита, повышением заболеваемости. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально «врываются» изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания. Ребёнку нужно время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детском саду.

Литература:

  1. Долженко, Е. А. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, совместные игры / Е. А. Долженко. — Волгоград: Учитель, 2016. — 124 с.
  2. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников ДОУ / Т. Н. Доронова. — М., 2002. — 132 с.
  3. Лапина, И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. — Волгоград: Учитель, 2015. — 127 с.
  4. Макшанцева, Л. В. Вестник МГУ: К проблеме адаптации трехлетних детей к ДОУ / Л. В. Макшанцева // Психология. — 2003. — № 1. — с. 60–66.
  5. Соколовская, Н. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н. В. Соколовская. — Волгоград. -Учитель, 2008. — 188 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детскому саду, адаптации детей, адаптации детей младшего, дошкольной организации, детский сад, детей младшего дошкольного, младшего дошкольного возраста, детского сада, период адаптации, проблема адаптации, условиям дошкольной организации, условиям детского сада, социальной адаптации, младшего дошкольника, адаптации личности, Проблема адаптации, период адаптации детей, социально-педагогической адаптации детей, адаптации личности ребенка, проекта адаптации детей.

Ключевые слова

адаптация, детский сад, младшие дошкольники, условия дошкольной организации, проблема адаптации

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос