Проблема формирования сплоченности педагогического коллектива посредством развития психологической компетентности педагогов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (302) март 2020 г.

Дата публикации: 21.03.2020

Статья просмотрена: 577 раз

Библиографическое описание:

Кожина, А. Л. Проблема формирования сплоченности педагогического коллектива посредством развития психологической компетентности педагогов / А. Л. Кожина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68234/ (дата обращения: 24.04.2024).



Для любого руководителя образовательной организации проблема слаженной, чёткой, системы работы педагогического коллектива является актуальной. Командная работа более эффективна, так как способна решать разнообразные задачи, путем объединения опыта и знаний ее участников. Отношения сплоченного коллектива — это один из видов мотивации персонала. Задача современного руководителя — сформировать сплоченный педагогический коллектив. Эффективность профессиональной деятельности определяется уровнем психолого-педагогической компетентности его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества. Низкая психологическая компетентность педагогов дошкольной образовательной организации отрицательно влияет на взаимоотношения в педагогическом коллективе, на педагогический процесс. Таким образом, проблема заключается в том, что психологическая некомпетентность педагогов дошкольной образовательной организации нарушает сплоченность педагогического коллектива, что в свою очередь приводит к необходимости определить технологию реализации модели осуществления мер по повышению психологической компетентности.

Проблемы руководства педагогическим коллективом и его характеристики выступают предметом исследований В. С. Лазарева, Т. П. Афанасьевой, И. А. Елисеевой и Т. И. Пуденко. Авторы дают определение понятию «педагогический коллектив» как группе «совместно работающих педагогов, имеющих общие образовательные цели, достижение которых является для них также личностно значимым, и реализующих структуру межличностных отношений и взаимодействий, способствующих достижению общих целей». В данном определении отражены специфические характеристики педагогического коллектива как высшей стадии развития группы

Н. С. Дежникова делает вывод о том, что педагогический коллектив — сложное организационное и психологическое единство, требующее пристального внимания руководителя. Сплоченный коллектив — это коллектив устойчивый, способный противостоять действию внутренних и внешних сил, направленных на ослабление или разрушение связей между его членами. Показателем организационной сплоченности коллектива является длительность его существования.

Глубоко и всестороннее исследовал в своих трудах психологические характеристики педагогического коллектива и проблемы управления им Р. Х. Шакуров. Он выделяет целевые функции коллектива, которые задают ему определенную структуру.

В социологии и социальной психологии также проводились исследования, посвященные изучению сплоченности (Петровский А. В.,1973; Зацепин И. В., 1970; Леонавичус А. С., 1973; Шпалинский В. В., 1972; Дуберман Ю. Е., 1973; Донцов А. И., 1975; Неймер Ю. Л., 1975 и др.). В этих исследованиях феномен сплоченности авторы рассматривали, исходя из единых методологических позиций. Объединяет эти работы понимание того, что понятие «сплоченность» характеризует меру единства и целостности группы, что ведущую роль в единении людей играют совместная деятельность, общность ее целей и задач.

Для одних исследователей показателем сплоченности является, прежде всего, состояние межличностных отношений в группе, поэтому используются для измерения сплоченности социометрические процедуры (В. И. Зацепин, А. С. Леонавичус, Ю. Е. Дуберман). Другие авторы считают, что сплоченность наиболее адекватно выражается в единстве суждений и оценок, касающихся оценки руководителя (В. В. Шпалинский), предмета совместной общественно значимой деятельности (А. И. Донцов).

Некоторые исследователи выделяли факторы, влияющие на сплоченность коллектива. Например, В. А. Свириденко отмечает важность курсовых и дистанционных мероприятий и конкурсов профессионального мастерства, а также мониторинг профессиональных затруднений и устранение их причин. И. С. Радковец выделяет следующие направления в формировании сплоченности коллектива: управление состоянием межличностных взаимоотношений, пропаганда и поощрение взаимопомощи и поддержки, формирование осознания единства целей, развитие позитивных морально-нравственных качеств. А. Ю. Ефремов и А. Д. Григорьев отмечают, что важную роль в процессе сплочения коллектива играет ситуация определенной конкуренции, которая основывается на нравственной почве, соблюдении правил профессиональной этики. А. Г. Караяни в своей монографии отмечает важность методов социально-психологического воздействия, которые могут реализовываться в форме интенсивных курсов, регулярных занятий, эпизодических встреч.

Психолого-педагогической и психологической компетентности педагога посвящены работы разных исследователей. Большую роль играют исследования В. И. Загвязинского. Под психолого-педагогической компетентностью он понимает высокий уровень владения составляющими теоретической и практической готовности к педагогической деятельности, характеристика профессионализма педагога. По его мнению, психолого-педагогическая компетентность также предполагает и ряд других компонентов: индивидуальный стиль педагогической деятельности, творческий подход к данной деятельности, развитую педагогическую рефлексию. По мнению Сорокиной Т. М., под психолого-педагогической компетентностью педагога понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Автор трактует психолого-педагогическую компетентность как способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач. Лукьянова М. И. под психолого-педагогической компетентностью понимает совокупность определённых качеств (свойств) личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе. В качестве основных компонентов психолого-педагогической компетентности Лукьянова М. И. рассматривает три блока: грамотность (т. е. знания, которые принято называть общепрофессиональными); умения как способность педагога использовать имеющиеся у него знания в педагогической деятельности, в организации взаимодействия; профессионально значимые личностные качества, наличие которых неотделимо от самого процесса педагогической деятельности.

Психологическая компетентность по-разному понимается разными авторами, начиная с суммы психологических знаний, умений и навыков, заканчивая универсальной личностной системой, включающей смысловой, мотивационный, эмоциональный, личностный и поведенческий уровни. Психологическую компетентность как составляющую психолого-педагогической компетентности рассматривали Л. Ф. Алексеева, О. С. Гришечко, Л. А. Лазаренко, Е. Н. Каменская. По мнению И. С. Якиманской, психологическая компетентность — это совокупность знаний, умений и навыков по психологии; чёткость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности педагога; умение использовать психологические знания в работе; умение видеть в поведении ребёнка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера, способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом и избирать рациональный способ общения.

Педагогический коллектив дошкольной образовательной организации имеет свои особенности: многофункциональность, поскольку педагоги ДОУ не только занимаются воспитанием, развитием и обучением дошкольников, но и формируют педагогическую культуру родителей и общества; феминизация, поскольку педагогический коллектив ДОУ полностью состоит из женщин, которые отличаются эмоциональностью, импульсивностью, но в то же время более предрасположены к воспитательной и развивающей работе, более гибки в альтернативе педагогических воздействий; тенденция к обновлению педагогического коллектива — на смену педагогам с большим стажем педагогической деятельности приходят молодые специалисты.

Анализ теории и практики выявил ряд трудностей. В нормативных документах (ФГОС ДО, Профессиональный стандарт педагога) отражены требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, обозначены необходимые знания и умения педагога в области дошкольного образования. Введение этих документов обуславливает тесное взаимодействие педагогического коллектива в рамках воспитательно-образовательного процесса, однако в действительности наблюдается рассогласованность теоретических и практических целей, интересов у членов педагогического коллектива, обусловленная разницей в стаже педагогов в рамках одной дошкольной образовательной организации, вследствие чего эффективность применяемых средств повышения сплоченности педагогического коллектива значительно снижается. В целом же формирование профессиональной психологической компетентности педагога дошкольной образовательной организации носит обобщенный характер, не позволяет влиять на сплоченность педагогического коллектива, поскольку не учитывает специфику конкретного коллектива.

Изучение работ отечественных и зарубежных авторов показывает необходимость разработки модели управления развитием психологической компетентности педагогов дошкольной образовательной организации с целью повышения сплоченности педагогического коллектива, основанной на обобщении и использовании их идей.

Актуальность проблемы управления психологической компетентностью педагогов обусловлена следующими противоречиями:

  1. между необходимостью повышения сплоченности педагогического коллектива в реализации воспитательно-образовательных задач и отсутствия единых целей, интересов у участников педагогического коллектива;
  2. между необходимостью повышения психологической компетентности педагогов дошкольной образовательной организации и недостаточной эффективностью используемых для этого средств;
  3. между сформированностью профессиональных психологических компетенций у педагогов дошкольной образовательной организации в процессе получения педагогического образования и невозможностью их применить в обеспечении сплоченности конкретного педагогического коллектива;
  4. между наличием большого количества исследований повышения психологической компетентности педагогов в дошкольной образовательной организации, сплоченности педагогического коллектива и отсутствием методических материалов по обеспечению условий данного процесса.

Мы предполагаем, что повышение ППК педагогов ДОУ будет эффективным средством повышения сплоченности коллектива при следующих условиях:

  1. разработана система управления развитием психологической компетентности педагогов дошкольной образовательной организации, отражающая психологическую грамотность педагогов и способность использовать имеющиеся знания в педагогической деятельности, а также обеспечивающая эффективное взаимодействие сотрудников для решения целей образовательной организации;
  2. осуществлено методическое обеспечение управления развитием психологической компетентности педагогов.

Для проверки гипотезы мы предполагаем использовать взаимодополняющие методы исследования:

– теоретические (анализ нормативных документов и научной литературы по проблеме исследования);

– эмпирические (изучение и анализ педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, тестирование, математические методы статистической обработки данных исследования).

В связи с вышеизложенным следующим шагом нашей работы будет опытное выявление и обоснование применения развития психологической компетентности как средства повышения сплоченности педагогического коллектива.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогический коллектив, дошкольная образовательная организация, педагогическая деятельность, психологическая компетентность педагогов, психолого-педагогическая компетентность, психологическая компетентность, дошкольное образование, образовательная организация, практическая готовность, сплоченный коллектив.


Похожие статьи

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

В статье рассматривается проблема профессионального становления педагогов дошкольного образования, анализируются научные подходы к содержанию понятий «компетентность», «профессиональная компетентность».

Психологическая компетентность воспитателя как показатель...

Социально-педагогическая компетентность проявляется в том, как педагог организует и планирует свою педагогическую деятельность, организует деятельность воспитанников, выбирает соответствующие методы, средства, приёмы педагогической деятельности...

Психолого-педагогические условия формирования...

Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов.

Психологическая компетентность будущих педагогов прослеживается в процессе прохождения педагогической практики при создании доверительной атмосферы и...

К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО

В данной статье затрагивается тема профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Рассмотрены основные аспекты и критерии компетентности педагога ДОО. Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенции, педагог...

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного...

Педагог дошкольной образовательной организации — ключевая фигура в образовательном процессе. Он организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-педагогический процесс, исходя из задач...

Компетентность воспитателя дошкольного образования

Роль профессиональной компетентности педагога... профессиональная компетентность, компетенция, дошкольное образование, дошкольный возраст, знание, подход, образовательный процесс, педагогическая деятельность, образовательная организация...

Формирование профессиональной компетентности молодых...

В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, представлен опыт работы по формированию профессиональной компетентности молодых педагогов через реализацию модели...

Психологическая готовность личности педагога дошкольного...

Психологическая готовность педагога ДО к профессиональной педагогической деятельности, по наблюдениям В. Н. Дружинина, представляет собой «психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на выполнение конкретной...

Психолого-педагогические факторы формирования...

В статье раскрываются формы, методы, психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза.

Похожие статьи

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

В статье рассматривается проблема профессионального становления педагогов дошкольного образования, анализируются научные подходы к содержанию понятий «компетентность», «профессиональная компетентность».

Психологическая компетентность воспитателя как показатель...

Социально-педагогическая компетентность проявляется в том, как педагог организует и планирует свою педагогическую деятельность, организует деятельность воспитанников, выбирает соответствующие методы, средства, приёмы педагогической деятельности...

Психолого-педагогические условия формирования...

Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов.

Психологическая компетентность будущих педагогов прослеживается в процессе прохождения педагогической практики при создании доверительной атмосферы и...

К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО

В данной статье затрагивается тема профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Рассмотрены основные аспекты и критерии компетентности педагога ДОО. Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенции, педагог...

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного...

Педагог дошкольной образовательной организации — ключевая фигура в образовательном процессе. Он организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-педагогический процесс, исходя из задач...

Компетентность воспитателя дошкольного образования

Роль профессиональной компетентности педагога... профессиональная компетентность, компетенция, дошкольное образование, дошкольный возраст, знание, подход, образовательный процесс, педагогическая деятельность, образовательная организация...

Формирование профессиональной компетентности молодых...

В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, представлен опыт работы по формированию профессиональной компетентности молодых педагогов через реализацию модели...

Психологическая готовность личности педагога дошкольного...

Психологическая готовность педагога ДО к профессиональной педагогической деятельности, по наблюдениям В. Н. Дружинина, представляет собой «психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на выполнение конкретной...

Психолого-педагогические факторы формирования...

В статье раскрываются формы, методы, психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза.

Задать вопрос