Принципы формирования проектных команд | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 27.05.2020

Статья просмотрена: 3378 раз

Библиографическое описание:

Шувалова, К. А. Принципы формирования проектных команд / К. А. Шувалова, А. С. Королев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 414-416. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70632/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматриваются современные принципы формирования команды участников проекта. Автор в наглядной форме описывает, по каким критериям подбирать состав команды проекта для достижения максимального результата.

Ключевые слова: проект, инициатива, менеджер проекта, команда проекта, участники проекта.

The article discusses the modern principles of forming a team of project participants. The author clearly describes the criteria for selecting the project team to achieve maximum results.

Keywords: project, initiative, project Manager, project team, project participants.

В настоящее время вопросу формирования эффективной проектной команды уделяется все больше внимания со стороны как руководителей различных уровней управления, так и со стороны инвесторов проекта. Это связанно, в основном, со спецификой внедряемого проекта, его сложностью, значимостью и, конечно же сроками. В реализации проекта могут быть задействованы специалисты различных организаций, а также отдельные профессионалы. От того, насколько правильно будет подобран состав команды, насколько профессионально и слажено эта команда будет работать, напрямую зависит успех внедряемой инициативы, выполнение плана реализации проекта. Таким образом, очевидно, что правильный подбор проектной команды — это половина успеха проекта.

Впервые определение проектной команды и членов проектной команды, которое было внесено в глоссарий, опубликовало издание «Project Management Institute» в 2013 году, и звучало оно так: ««множество людей, которые поддерживают руководителя проекта в выполнении работы проекта для достижения целей» [1]. В последствии определение много раз изменялось и перефразировалось, но, по мнению автора, данное определение наиболее точно выражает его суть.

На данный момент тема формирования команды проекта и эффективного взаимодействия между ее участниками хорошо и всесторонне проработана. Существует большое количество публикаций, освещающих как один, так и второй вопрос, в основе которых лежат знания из таких областей науки, как менеджмент, управление проектами, социология, маркетинг, статистика, психология и др. [2].

Разработкой методологии эффективного управления проектами и вопросами управления проектными командами занимались многие зарубежные и отечественные ученые, среди них В. И. Воропаев, А. В. Цветков, В. Н. Бурков, Дж. Пикто, И. Голжратт и др. В своих трудах они затрагивают тему теории и практики проектного управления в целом и начала разработки в изучении управления бизнес-процессами [3].

Синтез вышеперечисленных направлений и работ способствует рассмотрению проблем эффективного командообразования наиболее широко и разносторонне. На практике, проектное управление и управление проектами с применением инструментов формирования команды применяется в менеджменте уже достаточно давно, как в отечественной практике, так и в зарубежной [2].

При формировании проектной команды выделяют два основных принципа:

  1. Подрядчик и заказчик формируют собственные группы, которыми управляют назначенные ими же менеджеры. Координирует их совместную работу, по согласованию, менеджер от группы подрядчика или от группы заказчика.
  2. Для реализации проекта создается только одна группа, которая управляется одним менеджером. В ее составе могут быть представители и подрядчика, и заказчика, выполняющие свои функции в заранее определенных зонах ответственности.

Формирование команды проекта и налаживание ее работы — сложный процесс, требующий значительных временных и финансовых затрат, поскольку поиск и подбор нужных сотрудников длительный и дорогостоящий процесс. В некоторых случаях для экономии времени и затрат, на предприятии создается, или назначается, рабочая группа проекта, однако эффективность ее работы далека от эффективности командной работы.

Есть много факторов, так, или иначе влияющих на принципы формирования команды. Наиболее распространенные из них, это:

 специфика внедряемого проекта. От этого фактора зависит количество участников команды, ее структура, состав необходимых специалистов и требуемых от них умений, навыков и знаний;

 влияние внешней и внутренней среды. Внешняя среда влияет извне на предприятие, внутренняя — ограничивает установленными коллективными нормами, распределением власти и влияния, распределением ролей, коммуникативными ограничениями, моральными принципами;

 тип лидерства руководителя (менеджера) проекта. Менеджер может вникать в каждую мелочь, связанную с проектом, или же развивать в членах команды способность к большей самозанятости [4].

Перечисленные факторы, крайне необходимо, по мнению автора, учитывать при подборе участников и формировании команды. В дальнейшем от этого будет зависеть климат в коллективе команды, эффективность ее работы и успех проекта в целом.

При поиске и найме участников проектной команды также необходимо учитывать некоторые факторы, менее очевидные чем опыт работы и квалификация, но не менее значимые, а именно:

 умение решать проблемы. При реализации сложного проекта всегда возникают непредвиденные трудности и проблемы, поэтому крайне необходимо иметь в команде людей, которые могут выявлять проблемы и самостоятельно их разрешать;

 наличие нужных специалистов. Так случается, что имеющиеся в команде работники — совсем не те, кто нужен. Или имеющиеся в наличии приглашенные нужные специалисты уже перегружены в других проектах, и от них, вероятнее всего, большой пользы не будет;

 наличие технологической квалификации. Не нужно нанимать в команду специалистов, которые слишком хорошо осведомлены в какой-то одной конкретной области. Может случиться так, что их знания только теоретические, не имеющие за собой практической базы. От них, в итоге, будет мало пользы;

 доверие. Доверие к проекту формируется и укрепляется по репутации людей, которые над ним работают. Поэтому при подборе команды обращать особое внимание на репутацию ее участников;

 связи. Бывает так, что внедряемый проект находится в компетенции какой-то конкретной организации, или отдела на предприятии, поэтому крайне важно иметь в составе команды участника, или участников, состоящих в доверительных отношениях с сотрудниками указанной организации, или отдела;

 энергичность, честолюбие, инициативность. Нельзя недооценивать названные качества, поскольку они, как правило, компенсируют существующие у специалиста недостатки [5].

В достижении эффективной и слаженной работы команды крайне необходимо на начальном этапе установить и донести до других членов команды основные правила. Это можно осуществить на первом, вводном собрании команды, либо на специально организованном для этих целей собрании. Члены команды должны четко понимать, что от них требуется и что от них ожидают, какие цели и уровни достижимости реализуемого проекта, каковы правила совместной работы и взаимодействия членов команды.

Ниже приведем для примера нормы командного взаимодействия, позаимствованные у высокоэффективных команд:

  1. Не существует закрытых тем. Участники команды могут задавать любые вопросы, касаемые проекта.
  2. Строгое соблюдение конфиденциальности. Без общего одобрения никакая информация не должна выходить за пределы проекта.
  3. Просчеты и промахи допустимы, но недопустимо их сокрытие. Необходимо как можно быстрее ставить в известность других членов команды о возможных срывах промежуточных или основных сроков проекта.
  4. Спор допустим. Спорьте, но, если команда приняла решение — выполняйте независимо от тог, согласны вы с ним, или нет.
  5. Уважение к другим членам команды вне зависимости от своего положения.
  6. Периодический отдых. Много работать — не значит мало отдыхать.

Это примерные нормы, каждый руководитель проекта может их расширить, или же наоборот, убрать. Однако установление норм в командной работе необходимо и для придания им большей значимости можно создать устав команды, где все эти нормы будут прописаны [5]. Не менее важную роль в установлении климата в команде играет личный пример руководителя в соблюдении им же установленных норм. Если руководитель будет придерживаться норм, и при их нарушении открыто об этом говорить — то и подчиненные будут поступать также.

Литература:

  1. Project Management Institute. A Guide to the Project Management Body of Knowledge–Six Edition. Newtown Square, PA: Project Management Institute Project Management Institute, 2014.
  2. Синягин Ю. В., Шебураков И. Б. Механизмы и инструменты формирования эффективных проектных команд в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. М: 2017.
  3. Деркач А. А., Калинин И. В., Синягин Ю. В. Стратегии подбора и формирования управленческой команды. М.: Изд-во РАГС, 1999.
  4. Проектная команда — https://finswin.com/projects/personal/komanda-proekta.html, режим доступа 21.05.2020.
  5. Создание высокоэффективных проектных команд — https://project.dovidnyk.info/index.php/obschie-upravlenie-proektami/232-sozdanie_vysokoeffektivnyh_proektnyh_komand, режим доступа 21.05.2020.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная команда, член команды, внедряемый проект, командная работа, мнение автора, проектное управление, реализация проекта, руководитель проекта, совместная работа, участник команды.


Ключевые слова

проект, команда проекта, инициатива, менеджер проекта, участники проекта

Похожие статьи

Отраслевые особенности формирования команды инвестиционно-строительного проекта

В статье показана важность применения проектного управления в строительной отрасли, проанализированы особенности инвестиционно-строительных проектов, в части формировании команды проекта. Даны рекомендации по подбору участников строительного проекта ...

Концепция и особенности проектной структуры управления

В данной статье рассматривается суть проектной структуры управления, а также её позитивные и негативные стороны, возможности и недостатки её внедрения.

Разработка конкурентной стратегии развития предприятий

В статье анализируется сути и разработка конкурентной стратегии развития предприятий, перечислены задачи, элементы и этапы конкурентной стратегии. Основная цель расследование заключается в определении путей повышения эффективности и организации разра...

Стратегическая модель инновационного развития бизнеса

В статье рассматриваются различные стратегические модели инновационного развития бизнеса. Обозначены требования и особенности выбора конкретной модели реализации инновационного вектора развития предприятия.

Оценка эффективности процессов проектной строительной организации

В статье рассмотрены особенности оценки эффективности процессов проектной строительной организации. Предложена авторская классификация процессов и комплекс показателей для их анализа.

Формирование эффективных команд как инструмент в достижении поставленных целей

В сложившейся системе современных экономических отношений особое значение приобретает формирование эффективных команд, деятельность которых приводила бы к достижению поставленных целей. В статье рассматриваются ключевые параметры эффективной командно...

Проектная деятельность в органах власти: ключевые понятия и подходы

В статье автор исследует ключевые понятия и подходы проектной деятельности в органах власти.

Общая модель проектирования образовательного портала

В данной статье рассматривается один из подходов проектирования общей модели образовательного портала вуза в условиях развития информационного общества.

Разработка стратегии управления человеческим капиталом организации (на примере ООО «Фит Лайн»)

В статье предложены рекомендации по разработке стратегии управления человеческим капиталом организации. Показана роль данной стратегии в реализации выбранного стратегического направления развития организации на основании анализа ее сильных и слабых с...

Стратегии формирования бренда фирмы в условиях информатизации

В данной статье проанализированы направления формирования бренда. Также изучено понятие бренда, рассмотрены позиции различных авторов касательно данной проблемы, проанализированы особенности информатизации как условия формирования бренда фирмы.

Похожие статьи

Отраслевые особенности формирования команды инвестиционно-строительного проекта

В статье показана важность применения проектного управления в строительной отрасли, проанализированы особенности инвестиционно-строительных проектов, в части формировании команды проекта. Даны рекомендации по подбору участников строительного проекта ...

Концепция и особенности проектной структуры управления

В данной статье рассматривается суть проектной структуры управления, а также её позитивные и негативные стороны, возможности и недостатки её внедрения.

Разработка конкурентной стратегии развития предприятий

В статье анализируется сути и разработка конкурентной стратегии развития предприятий, перечислены задачи, элементы и этапы конкурентной стратегии. Основная цель расследование заключается в определении путей повышения эффективности и организации разра...

Стратегическая модель инновационного развития бизнеса

В статье рассматриваются различные стратегические модели инновационного развития бизнеса. Обозначены требования и особенности выбора конкретной модели реализации инновационного вектора развития предприятия.

Оценка эффективности процессов проектной строительной организации

В статье рассмотрены особенности оценки эффективности процессов проектной строительной организации. Предложена авторская классификация процессов и комплекс показателей для их анализа.

Формирование эффективных команд как инструмент в достижении поставленных целей

В сложившейся системе современных экономических отношений особое значение приобретает формирование эффективных команд, деятельность которых приводила бы к достижению поставленных целей. В статье рассматриваются ключевые параметры эффективной командно...

Проектная деятельность в органах власти: ключевые понятия и подходы

В статье автор исследует ключевые понятия и подходы проектной деятельности в органах власти.

Общая модель проектирования образовательного портала

В данной статье рассматривается один из подходов проектирования общей модели образовательного портала вуза в условиях развития информационного общества.

Разработка стратегии управления человеческим капиталом организации (на примере ООО «Фит Лайн»)

В статье предложены рекомендации по разработке стратегии управления человеческим капиталом организации. Показана роль данной стратегии в реализации выбранного стратегического направления развития организации на основании анализа ее сильных и слабых с...

Стратегии формирования бренда фирмы в условиях информатизации

В данной статье проанализированы направления формирования бренда. Также изучено понятие бренда, рассмотрены позиции различных авторов касательно данной проблемы, проанализированы особенности информатизации как условия формирования бренда фирмы.

Задать вопрос