Развитие эмоционального интеллекта у обучающихся на духовом инструменте венова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 23.05.2020

Статья просмотрена: 129 раз

Библиографическое описание:

Рассказова, Л. А. Развитие эмоционального интеллекта у обучающихся на духовом инструменте венова / Л. А. Рассказова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 699-702. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70500/ (дата обращения: 24.11.2024).



Статья посвящена проблеме развития эмоционального интеллекта в рамках дополнительного образования в классе духовых инструментов на основе освоения материалов на новом музыкальном инструменте венова. Были выявлены факторы развития эмоционального интеллекта, которые формируются и развиваются в музыкальной школе на уроках специальности и ансамбля(оркеста) в классе духовых инструментах.

Ключевые слова: венова, дополнительное образование, музыкальное образование, эмоциональный интеллект, педагогика.

Организация современного дополнительного образования, в частности, обучение на духовых инструментах, является личностно ориентированным образовательным процессом, в котором учитывается особенности личности и индивидуальные черты каждого учащегося. Сегодня дополнительное образование является важной частью целостной отечественной образовательной системы, важнейшим фактором развития способностей, наклонностей, интересов, социальной и будущей профессиональной самоидентификации подрастающего поколения.

В связи с этим отметим, что одной из основных проблем современного музыкального образования является укоренение в сознании школьников «клипового мышления» и разрозненных «мозаичных» знаний. Их влияние с полной очевидностью отражается на сознании подрастающего поколения. Рассмотрим эти факторы подробнее. Прежде всего, дадим определение «клипового мышления». В переводе с английского «сlip» — это отрывок из фильма, вырезка из газеты, фрагмент текста и рекламы. «Клиповое мышление» функционирует по принципу создания музыкального клипа. То есть человек воспринимает мир не целостно, а мозаично, в виде практически не связанных между собой фактов, событий, впечатлений и картин [5].

Уточним, что термин «клиповое мышление» уже прижился и стал привычным, хотя, на наш взгляд, правильнее было бы говорить о «клиповом» восприятии, мировоззрении или сознании, поскольку мышление — это совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания. Психологи отмечают, что внимание, восприятие, построение ассоциаций, образование понятий и суждений необходимо идентифицировать как активную сторону познания. Мышление заключает в себе образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий. При этом продуктом мышления становится мысль, понятие или идея.

Очевидно, что люди не рождаются с клиповым мышлением. Клиповое мышление формируется в процессе частого просмотра коротких видеороликов, беглого восприятия заголовков, пролистывания новостной «ленты» в социальных сетях, чтения кратких пересказов литературных произведений и прочих феноменов, связанных с быстрым поверхностным потреблением информации в условиях ее переизбытка и нехватки времени на освоение.

Фрагментарное восприятие информации ведет к разрыву межпредметных связей в образовательной деятельности и на бытовом уровне. Клиповая информация носит так называемую фактологическую связь, когда поступающие извне знания беспорядочно связываются во времени, но не связаны общей темой.

Клиповое мышление имеет свои особенности, среди которых есть минусы и плюсы. К минусам клипового мышления школьников относят рассредоточение внимания, отсутствие усидчивости, гиперактивность, ослабление мыслительной функции, а также желания познавать и способности творить. Кроме того, назовем снижение способности к эмпатии, отсутствие рефлексии, коммуникативных навыков и небольшой словарный запас. Для людей с клиповым мышлением характерно преобладание конкретного над абстрактным, отсутствие собственного мнения и его подмена его вычитанным из интернета, некритичность и безоценочность.

К некоторым положительным сторонам клипового восприятия можно отнести быстрое принятие решений и реакцию, умение подстроится под изменяющиеся условия среды. Поглощение и переработка больших объёмов информации в динамичной форме через схемы, модели, образы и символы. За счёт этого у подростков увеличивается объём внимания, которое хорошо переключается и распределяется.

Кроме того, клиповое мышление в условиях современного общества становится защитным механизмом, позволяющим отфильтровывать необходимое из того потока информации, который обрушивается на реципиентов каждый день.

Именно в раннем школьном возрасте у ребенка начинает формироваться и закладываться социальный навык общения, который так необходим для успешного социального взаимодействия в будущем. Один из навыков успешного взаимодействия в социуме является развитый «эмоциональный интеллект». В этом контексте отметим, что если снижается внимание на получаемую внешнюю информацию, то и снижается внимание на свое внутреннее физическое и психологическое состояние, которое сказывается негативным образом на учебной деятельности и социальных связях. Из этого следует вывод в необходимости развития эмоционального интеллекта.

В трудах Е. П. Ильин, Д. Б. Эльконин отмечали новообразование эмоциональной сферы и развитие интeллектуальной сферы в период младшего подросткового возраста.

В 1995 году американский психолог Д. Гоулман опубликовал ряд работ, посвященных ЭИ, которое в последствие получило широкое распространение. Смысл данного понятия сводится к тому, что эмоциональный интеллект — это способность человека к истолкованию собственных эмоций и эмоции окружающих людей, чтобы впоследствии использовать полученную информацию для реализации собственных целей. Заметим, что понятие «эмоциональный интеллект» (EQ) было впервые введено в 1990 г. Дж. Майером и П. Саловеем, которые описывали эмоциональный интеллект как разновидность социального интеллекта, затрагивающую способность индивида отслеживать свои и чужие эмоции и чувства.

Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. [10]

Из сказанного выше очевидна важность развития эмоционального интеллекта, поскольку человек с высоким эмоциональным интеллектом:

– умеет регулировать свои эмоции;

– стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;

– умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.

– понимает свои эмоции;

– знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;

– умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;

В противовес этому человек с низким эмоциональным интеллектом:

– нерешительный;

– конфликтный;

– раздражительный;

– стремится держать все под контролем;

– подвластен гневу. [6]

Основные факторы развития EQ: Самосознание, Самоконтроль, Эмпатия, Управление отношениями. Подчеркнем, что данная база построения эмоционального интеллекта может развиваться и на уроках в классе духовых инструментов, в частности, в процессе обучения на новом современном музыкальном инструменте «Венова». Поясним.

Самосознание. С точки зрения В. С. Мерлина, «самосознание — это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов: во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок» [3].

Занимаясь в системе дополнительного музыкального образования, учащийся приобщается к предпрофессиональному образованию и приобретает необходимый положительный вектор развития себя как личности в будущем. Он также осознает себя частью творческого учебного коллектива, в котором возможно проявить свой талант и двигаться в необходимом направлении к будущей профессии музыканта. Иными словами, учащийся уже в возрасте семи-восьми лет будет иметь представление о своем развитии в будущем и идентифицировать себя как музыкант. В толь юном возрасте это очень важно.

Самоконтроль. Под самоконтролем понимается рациональная рефлексия и оценка субъектом собственных действий на основе личностно значимых мотивов и установок, заключающаяся в сличении, анализе и коррекции отношений между целями, средствами и последствиями действий. Формы, виды, а также конкретное содержание самоконтроля определяется предметом, условиями и видами действий, осуществляемых субъектом, степенью их осознанности [2].

На уроках веновы учащийся осваивает и продолжает совершенствовать навыки дыхания и атаки звука. Так как венова является духовым инструментом, то необходимо контролировать потоки воздуха и постигать азы исполнительского дыхания. Самоконтроль необходим для юного музыканта еще и потому, что необходимо читать нотный текст, синхронизировать работу пальцев и работу исполнительского дыхания, не забывая о фразах и цезуре.

Эмпатия. Термин «эмпатия» в настоящее время рассматривается как психический процесс, позволяющий одному человеку понять переживания другого; деятельность человека, которая позволяет особым образом строить общение; особый вид дружественного внимания к другому человеку; способность, свойство личности — эмпатия как характеристика человека, «эмпатийность» [1].

Н. Ю. Синягина выявила [4] в процессе изучения компонента профессиональной компетентности педагога, что его эмпатия наряду с общительностью, рефлексией, способностью к сотрудничеству содействует взаимопониманию в отношениях с учеником и стимулирует состояние эмоционального комфорта, сотрудничеству интеллектуальной активности, творческого поиска. Эти качества учителя способствуют развитию личности каждого ребенка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия.

Педагог опирается на личностные и духовные потребности ребенка. Это следует учитывать при оценивании проделанной учеником работы. Музыкальное образование отличается индивидуальным подходом, и каждый учащийся оценивается по мере своих индивидуальных возможностей и их проявлению на протяжении учебного года. При длительном сотрудничестве ученик-педагог, у учащегося развивается эмпатия, причина которого — стиль общения педагога и абсолютное принятие им личности ребенка. В связи с этим подчеркнем, что музыкальное искусство во все времена считалось сильнейшим стимулом для развития эмпатии.

Эмоциональная культура и эмпатия развиваются за счет восприятия, прослушивания произведений и их исполнения. Необходимо прочувствовать, осмыслить музыкальный образ и затем осознанно выразить этот образ через музыкальную палитру звуков инструмента, на котором ребенок обучается.

Управление отношениями. Программа обучения на духовых инструментах, в частности, венове, включает в себя не только занятия по специальному предмету, но еще ансамбль и оркестр. В исполнении полифонической музыки или своей партии, музыкант слушает себя и воспринимает общую музыкальную ткать произведения, в которую вплетается его партия. Как раз здесь и проявляется вышеперечисленные факторы развития эмоционального интеллекта, в которых учащийся приобретает навык самоконтроля и эмпатии. Помимо развития навыка исполнительского дыхания и чтения нотного текста, зачастую бывает довольно сложно играть свою партию и слушать произведение в целом, а также правильно считать такты с паузами. Эмпатия же помогает вслушаться в музыку, проанализировать ее жанр, темп, чтобы придать произведению необходимый характер и окраску. Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, формирует музыкальное мышление ребенка, позволяет вести диалог с партнёром, понимать друг друга, уметь вовремя подавать музыкальные реплики и вовремя уступать ведущую роль другому. Если это искусство в процессе обучения постигается ребёнком, то можно надеяться, что он успешно освоит специфику игры на своем инструменте, станет в будущем чутким и квалифицированным музыкантом.

Литература:

  1. Долгова, В.И., Мельник, Е. В. Эмпатия // Монография./ В. И. Долгова, Е. В. Мельнк. — М.: Перо, 2014. — 185 с.
  2. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985.
  3. Мерлин, B. C. Психология индивидуальности / В. С. Мерлин. — М. — Воронеж: МОДЭК, 1996.
  4. Райс, О. И. Фасилитация, как метод интерактивного обучения/ О. И. Райс // Психология, социология и педагогика. — 2014–№ 7– С. 140–146.
  5. Чуева, М. Ю. Педагогическая фасилитация. Опыт применения в высшей школе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. НПК № 10(34). / М. Ю. Чуева — Новосибирск: СибАК, 2013. — 198 с.
  6. Электронный ресурс: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt/viewer
  7. Электронный ресурс: URL: https://rosuchebnik.ru/material/emotsionalnyy-intellekt-i-sposoby-ego-razvitiya-article/
  8. Электронный ресурс: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-suschnosti-ponyatiya-emotsionalnyy-intellekt
  9. Электронный ресурс: URL: https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2019/02/17/osobennosti-raboty-s-uchashchimisya-s
  10. Электронный ресурс: URL: https://4brain.ru/emotion/
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, мышление, дополнительное образование, исполнительское дыхание, эмоция, эмпатия, класс духовых инструментов, музыкальное образование, нотный текст, процесс обучения.


Похожие статьи

Исполнительское дыхание на духовом инструменте

В статье рассматривается вопрос занятий педагога с учащимся в процессе работы над исполнительским дыханием, представлены психолого-педагогические принципы взаимодействия. Проведен анализ исполнительского мастерства как основы успешного начала образов...

Основные формы работы концертмейстера в школе искусств

Данная статья посвящена обобщению интересного опыта работы в классе инструментального ансамбля в трио с духовыми и струнными смычковыми инструментами. Цель данной работы — остановиться на основных формах работы концертмейстера в школе искусств, специ...

Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматриваются проблемы, посвященные коррекционной работе по формированию и развитию вокальных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в процессе развития певче...

Вокальная работа с одарёнными детьми дошкольного возраста

В статье рассматривается процесс музыкального развития одаренных детей, указываются этапы занятия, способствующие приобретению у одаренных дошкольников вокальных навыков. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в пр...

Исполнительская культура начинающего пианиста: исторический аспект и роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся

В статье освещаются исторические основы фортепианной педагогики в России и за рубежом, роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся.

Хоровая работа в ДОО как средство формирования предпосылок эмоционально-ценностного отношения к произведениям музыкального искусства

Воспитание гармонически развитой личности начинается именно в дошкольном учреждении. Но формирование такой личность не происходит само по себе — необходима, целенаправленная работа. Задача музыкального руководителя помочь детям в развитии их вкусов и...

Методические аспекты коррекционной работы на музыкальных уроках с детьми, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития

В статье изложены методы обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития средствами музыкального искусства. Освещение обозначенной актуальной темы имеет практическую и научную значимость для реализации коррекционных задач образования.

Концептуальные аспекты содержания музыкального образования по развитию интеллекта у младших школьников на уроках музыки

В статье рассматривается содержание музыкального образования в развитии развития интеллекта детей младшего школьного возраста на уроках музыки и педагогические возможности урока музыки в общеобразовательной организации.

Формирование и развитие качественного звука при игре на домре

Статья посвящена проблемам воспитания культуры звука на домре во взаимосвязи с развитием музыкального слуха и исполнительского мастерства домриста. В комплексе специальных способностей домриста выделяют наиболее важные по значению такие как, музыкаль...

Развитие музыкальных способностей в младшем школьном возрасте

Рассматривается возможность посредством хорового пения развивать музыкальные способности во внеурочное время у младших школьников. Подчеркивается, что хоровое пение способствует гармоничному физиологическому и психическому развитию ребенка. Рассматри...

Похожие статьи

Исполнительское дыхание на духовом инструменте

В статье рассматривается вопрос занятий педагога с учащимся в процессе работы над исполнительским дыханием, представлены психолого-педагогические принципы взаимодействия. Проведен анализ исполнительского мастерства как основы успешного начала образов...

Основные формы работы концертмейстера в школе искусств

Данная статья посвящена обобщению интересного опыта работы в классе инструментального ансамбля в трио с духовыми и струнными смычковыми инструментами. Цель данной работы — остановиться на основных формах работы концертмейстера в школе искусств, специ...

Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматриваются проблемы, посвященные коррекционной работе по формированию и развитию вокальных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в процессе развития певче...

Вокальная работа с одарёнными детьми дошкольного возраста

В статье рассматривается процесс музыкального развития одаренных детей, указываются этапы занятия, способствующие приобретению у одаренных дошкольников вокальных навыков. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в пр...

Исполнительская культура начинающего пианиста: исторический аспект и роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся

В статье освещаются исторические основы фортепианной педагогики в России и за рубежом, роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся.

Хоровая работа в ДОО как средство формирования предпосылок эмоционально-ценностного отношения к произведениям музыкального искусства

Воспитание гармонически развитой личности начинается именно в дошкольном учреждении. Но формирование такой личность не происходит само по себе — необходима, целенаправленная работа. Задача музыкального руководителя помочь детям в развитии их вкусов и...

Методические аспекты коррекционной работы на музыкальных уроках с детьми, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития

В статье изложены методы обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития средствами музыкального искусства. Освещение обозначенной актуальной темы имеет практическую и научную значимость для реализации коррекционных задач образования.

Концептуальные аспекты содержания музыкального образования по развитию интеллекта у младших школьников на уроках музыки

В статье рассматривается содержание музыкального образования в развитии развития интеллекта детей младшего школьного возраста на уроках музыки и педагогические возможности урока музыки в общеобразовательной организации.

Формирование и развитие качественного звука при игре на домре

Статья посвящена проблемам воспитания культуры звука на домре во взаимосвязи с развитием музыкального слуха и исполнительского мастерства домриста. В комплексе специальных способностей домриста выделяют наиболее важные по значению такие как, музыкаль...

Развитие музыкальных способностей в младшем школьном возрасте

Рассматривается возможность посредством хорового пения развивать музыкальные способности во внеурочное время у младших школьников. Подчеркивается, что хоровое пение способствует гармоничному физиологическому и психическому развитию ребенка. Рассматри...

Задать вопрос