Сопровождающий (тьютор) — необходимая составляющая психолого-педагогического сопровождения ребенка с синдромом Дауна в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 23.05.2020

Статья просмотрена: 501 раз

Библиографическое описание:

Чигладзе, К. И. Сопровождающий (тьютор) — необходимая составляющая психолого-педагогического сопровождения ребенка с синдромом Дауна в начальной школе / К. И. Чигладзе. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 729-731. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70486/ (дата обращения: 17.12.2024).



В условиях современного мира образование играет важнейшую роль в жизни любого человека. Сегодня образование — обязательная норма жизни, необходимый элемент и залог достойного и благополучного существования и развития человека. Право на образование является основным, естественным, неотъемлемым правом человека. Каждый ребенок может воспользоваться этим правом, несмотря на наличие умственного или физического недостатка.

Одной из актуальных проблем сферы образования во всем мире является включение в процесс образования детей с особенностями психофизического развития. Особую категорию среди таких детей представляют дети с синдромом Дауна (СД). В настоящее время это самая распространенная генетическая патология. По статистике, частота рождений детей с СД в мире составляет 1 на 1000 [3, с. 66].

Дети с СД имеют ряд особенностей физического, когнитивного и эмоционального развития, которые вызваны наличием одной лишней хромосомы. Во всем мире таких детей называют «солнечными», так как они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны. Они лишены агрессии, не умеют обижаться и злиться. Как все дети, они любят играть, танцевать, читать, изучать что-то новое [4, с. 352]. Но развиваться, учиться и проявлять свои способности и таланты дети с СД могут лишь в атмосфере любви и понимания, как со стороны семьи, так и всего общества.

Общепризнанным является факт, что дети с СД обучаемы. Во многих странах для таких детей организовано инклюзивное образование, когда они занимаются в обычных общеобразовательных школах со своими сверстниками, включены в общий процесс обучения, а также впоследствии могут быть трудоустроены.

Одной из важных целей школьного обучения является достижение ситуации в обучении, когда дети испытывают радость от посещения школы, когда им комфортно в стенах учреждения. Для детей с СД школа с хорошей образовательной программой должна обучить не только базовым академическим дисциплинам (арифметике, чтению и письму), но и подготовить их к столкновению со всеми сторонами жизни, какими бы разными они ни были. Научить их ладить с людьми и знать, куда обратиться, чтобы найти ответ на вопрос, выполнить работу, которая должна быть выполнена, научить усидчивости и концентрации, иными словами научить учиться [2, с. 18].

Инклюзивное образование — новая парадигма образовательных систем, принятых во многих странах мира. Одной из важнейших составляющих этой системы является сопровождающий (ассистент).

В зарубежной литературе чаще встречается определение тьютор (от англ. tutor) — специалист, который организует условия для успешной интеграции учащегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы.

Тьюторское сопровождение ученика — это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося [1, с. 3].

Деятельность сопровождающего (тьютора) строится как средство компенсации помех в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика. Тьютор является посредником между различными субъектами образовательного процесса: учеником, учителями, родителями и т. д. Он проектирует события, целью которых является выявление и поддержка образовательных интересов учащегося, организует его включение в различные виды деятельности (учебную, проектную, игровую и т. д.)

Для сопровождающего объектом сопровождения становится сам ребенок с СД и его личность. Главный аспект сопровождения — создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства. Он может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с СД, но и его семью, сформировать вокруг ребенка толерантную к нему социокультурную среду.

Основными функциями сопровождающего (тьютора) являются следующие:

− организация, контроль и помощь в осуществлении школьного режима — организаторская функция;

− организация инициирования индивидуальных образовательных интересов — функция фасилитатора;

− консультирование будущей идентичности, проектирование и реализация индивидуальных образовательных стратегий и программ — функция коуча [1, с. 32].

Следует отметить, что сопровождающий (тьютор) не занимается организацией учебного процесса, его основные задачи следующие:

1) Осуществление помощи ученику с СД концентрировать свое внимание на уроке, следовать принятым в школе правилам, различать по назначению урок и перемены, соблюдать основные принципы классно-урочной системы, поднимать руку при желании ответить, выходить к доске по просьбе учителя.

2) Оказание помощи своему подопечному в выстраивании адекватного общения с одноклассниками, преодолении гиперактивного поведения. Сопровождающий призван помогать удержаться в классе самым сложным ученикам, уделяя им большее количество так необходимого им внимания, а остальные дети в это время имеют возможность слушать учителя, поскольку урок больше не прерывается, учитель не отвлекается на «особого» ученика.

3) Предоставление учителю информацию о поведенческих особенностях ученика и особенностях усвоения им учебного материала, помощь педагогу и узким специалистам в корректировании учебного плана в соответствии с выявленными особенностями учащегося.

Резюмируя изложенное выше, следует заметить, что сопровождающий — специалист, наделенный целым рядом функциональных обязанностей. Взаимодействие и процесс общения сопровождающего (тьютора) не связаны только лишь с конкретным обучающимся, когда выявляются интересы, организуется процесс обратной связи и т. п. Значительная часть рабочего времени уходит именно на координацию деятельности разных субъектов образования (родителей, педагогов, воспитателей и др.), которые могут стать ресурсом в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы конкретного ребёнка [1, с. 34].

Основная координирующая роль сопровождающего в системе психолого-педагогического сопровождения ребенка с СД на первой ступени общего среднего образования отображена на рисунке 1.

Рис. 1. Роль сопровождающего (тьютора) в системе психолого-педагогического сопровождения ребенка с синдромом Дауна в начальной общеобразовательной школе

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с СД на первой ступени общего среднего образования является одним из необходимых условий получения качественного образования для детей этой категории, способом их успешной адаптации в школьной среде, методом раскрытия их возможностей обучения. Наличие сопровождающего (тьютора) способно обеспечить качество развития, обучения и воспитания ребенка с СД, и, как следствие, качество жизни самого ребенка и воспитывающей его семьи.

Литература:

  1. Алещенко, С. В. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ. Методические рекомендации для тьюторов, педагогов, cпециалистов образовательных учреждений / С. В. Алещенко. — Томск: ОГКОУ «Центр ПМСС», 2014. — 42с.
  2. Медведева, Т. П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна / Т. П. Медведева. — М.: Монолит, 2007. — 80 с.
  3. Осотова, О. Н., Мельникова, А. Л. Организация школьного образования детей с синдромом Дауна / О. Н. Осотова, А. Л. Мельникова // Пермский педагогический журнал. — 2018. — № 9. — с. 66–72
  4. Халилова, Т. В. Инклюзивное образование детей с синдромом Дауна / Т. В. Халилова // Полипарадигмальность современного образования: подходы и направления. Материалы научно-практической конференции. под ред. С. А. Ан. — Барнаул: АлтГПУ, 2016. — с. 351–355
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, психолого-педагогическое сопровождение ребенка, индивидуальная образовательная программа, инклюзивное образование, образование, сопровождающий.


Похожие статьи

Фитбол — помощник в совместной деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Наставничество (тьюторство) как эффективный способ обеспечения профессионального роста педагогов дошкольного учреждения

Основные направления взаимодействия с семьей в рамках психолого-педагогического сопровождения адаптационных групп кратковременного пребывания

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Конспект непосредственно коррекционно-образовательной деятельности по развитию и коррекции мыслительных операций с детьми среднего дошкольного возраста с ЗПР

Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ (ЗПР)

Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения ребенка с ЗПР (подготовительная группа)

Формирование лексического и грамматического навыка говорения при обучении английскому языку учащихся с нарушениями зрения

Похожие статьи

Фитбол — помощник в совместной деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Наставничество (тьюторство) как эффективный способ обеспечения профессионального роста педагогов дошкольного учреждения

Основные направления взаимодействия с семьей в рамках психолого-педагогического сопровождения адаптационных групп кратковременного пребывания

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Конспект непосредственно коррекционно-образовательной деятельности по развитию и коррекции мыслительных операций с детьми среднего дошкольного возраста с ЗПР

Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ (ЗПР)

Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения ребенка с ЗПР (подготовительная группа)

Формирование лексического и грамматического навыка говорения при обучении английскому языку учащихся с нарушениями зрения

Задать вопрос