В статье автор анализирует действующее законодательство Российской Федерации об административных правонарушений и приходит к выводу о необходимости снижения возрастного порога для привлечения к административной ответственности. Автором рассмотрены мнения психологов и юристов по данной тематике.
Ключевые слова: административная ответственность, несовершеннолетние граждане, предупреждение правонарушений, административное наказание, снижение возраста.
Достоверно известно, что в обществе поведение человека регулируется различными нормами. Чаще всего — моральными и юридическими (правовыми). Следовательно, нарушение подобных норм влечет за собой применение определенных санкций как со стороны общества, так и со стороны государства. И здесь мы можем говорить о таком понятии как «ответственность». Но нас интересует именно правовая природа данного явления [1].
Размышляя об особых признаках юридической ответственности несовершеннолетних, Михайлова Е. А. отмечает, что «Законодатель учитывает не до конца сформированную психику несовершеннолетнего, вследствие чего применяет к ним более мягкие, либо специфичные меры воздействия» [2]. Более подробно рассмотрим этот вопрос на примере административной ответственности несовершеннолетних. В соответствии с положениями КоАП РФ [3], административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет. При этом законодательно закреплено требование, что если дело было возбуждено и в дальнейшем установлено, что нарушитель является малолетним, производство прекращается (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Таким образом, административная ответственность несовершеннолетнего наступает с определенного возраста. Это объясняется тем, что личность подростка не является полностью сформировавшейся. Поэтому он не способен в полной мере осознавать глубину и всю серьезность такого понятия как «ответственность».
Существует мнение [4], что формирование личности подростка заканчивается к шестнадцати годам. Именно в этом возрасте он становится способным понимать суть правовых запретов, в том числе и административных. Всё это и обуславливает существование особенности административной ответственности, связанной с регламентацией факта не достижения определённого законом — несовершеннолетие рассматривается в качестве обстоятельства, которое смягчает административную ответственность как таковую (п. 9 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ).
В процессе разработки Концепции нового КоАП [5] законодатель уделил особое внимание вопросу противоправных деяний подростков. В ходе обсуждения приводились примеры нанесения 14-летними подростками побоев другим лицам [6], совершения ими мелких хищений и иных противоправных деликтов, за совершение которых установлена административная ответственность. Следует отметить, что такие правонарушения в настоящее время всё чаще носят системный и массовый характер, а их пресечение и недопущение в дальнейшем не представляетс возможным по причине отсутствия возможности привлечь к административной ответственности лиц, не достигших 16 лет.
Анализ деятельности региональных комиссий по делам несовершеннолетних свидетельствует о комплексном подходе и большой работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Однако, с учётом правоприменительной практики, принимаемых мер бывает недостаточно. Следует подчеркнуть, что своевременная профилактика правонарушений несовершеннолетних является важным аспектом для снижения уровня преступности. При этом, в системе правоохранительных органов именно комиссии по делам несовершеннолетних выступают основным субъектом предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Также возникает необходимость совершенствования деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних
Нормативная база государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних представляет собой сложную и многоуровневую, иерархически структурированную систему, которая в функционально-целевом контексте предназначена для комплексной правовой регуляции исследуемых вопросов, вместе с тем некоторые аспекты требуют внесения соответствующих изменений в законодательство.
В мае 2019 года советником председателя Государственной Думы РФ В. Н. Плигиным было внесено предложение о снижении возраста наступления административной ответственности до 14 лет за такие правонарушения, как «мелкое хищение», «уничтожение или повреждение объектов культурного наследия», «мелкое хулиганство», «побои» и некоторых других с указанием на недостаточность имеющихся правовых инструментов воздействия на так называемых «трудных подростков», под которыми понимаются юноши и девушки, выросшие в семьях с тяжелым материальным положением, отсутствием одного или обоих родителей и, как правило, находящиеся под наблюдением комиссии по делам несовершеннолетних ввиду их девиантного поведения.
В. Н. Плигин обратил особое внимание на то, что в ряде исключительных случаев уголовная ответственность может наступать с 14 лет, в то время как административная — только с 16 лет. Но административная ответственность должна выступать в качестве профилактической меры, направленной на пресечение возможного совершения более тяжких преступлений несовершеннолетними.
Однако, в Концепции нового КоАП РФ [5], поднятый В. Н. Плигиным вопрос своего отражения так и не нашел. Следовательно, подростки в возрасте 14–16 лет оказались в своеобразном отчуждении — они уже могут совершить общественно опасные проступки, понимают недопустимость такого поведения, но еще не подлежат административной ответственности, что влечет за собой появление у них чувства безнаказанности и может привести к совершению преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких.
Важно отметить, что снижение возраста административной ответственности до 14 лет является необходимым, так как именно этот возрастной период обусловлен психологическими особенностями развития подростков и выражается в проявлении чрезмерной агрессии, ощущения вседозволенности и безнаказанности.
Подводя итог данному исследованию, можно сделать ряд выводов:
- Законодатель учитывает не до конца сформированную психику несовершеннолетнего, вследствие чего применяет к ним более мягкие, либо специфичные меры воздействия
- Снижение возраста административной ответственности до 14 лет является необходимым, так как именно этот возрастной период обусловлен психологическими особенностями развития подростков и выражается в проявлении чрезмерной агрессии, проявляющейся в форме побоев и издевательств над сверстниками.
- Целесообразно снижение возраста наступления административной ответственности до 14 лет за отдельные виды правонарушений — «мелкое хищение» (Статья 7.27), «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения» (Статья 7.14.1), «мелкое хулиганство» (Статья 20.1), «побои» (Статья 6.1.1), «незаконный оборот наркотических средств» (Статья 6.8), «Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах» (Статья 6.24) и др.
Литература:
- Перевалов, В. Д. Теория государства и права: Учебник для вузов / В. Д. Перевалов. — М: Норма, 2005. — 496 с.
- Михайлова Е. А. Особенности и проблемы ответственности несовершеннолетних // Студенческий: электрон.научн. журн. — 2018. — № 13 (33). URL: https://sibac.info/journal/student/33/114316
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2020) // «Собрание законодательства РФ”, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
- Горб С. В. Снижение возраста привлечения к административной ответственности как мера профилактики последующих правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними // Бизнес в законе. 2007. № 3. С. 244–245.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (подготовлен Минюстом России, ID проекта 02/04/01–20/00099059) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 30.01.2020) // https://regulation.gov.ru/
- Решение № 72–256/2019 от 30 июля 2019 г. по делу № 72–256/2019 Курганский областной суд (Курганская область) // sudact.ru; Решение № 2А-2745/2019 2А-2745/2019~М-2614/2019 М-2614/2019 от 30 июля 2019 г. по делу № 2А-2745/2019 Волжский районный суд г. Саратова (Саратовская область) // sudact.ru; Решение № 7Р-110/2019 от 11 июля 2019 г. по делу № 7Р-110/2019 Верховный Суд Республики Хакасия (Республика Хакасия) // sudact.ru.