В настоящей статье осуществляется анализ основных правовых актов в сфере законодательного регулирования института государственных закупок, принятых и используемых в Российской Империи в период правления Петра I. Рассмотрены основные особенности исторического процесса осуществления государственных закупок с прямым соотношением правового регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений в Российской Империи и в Российской Федерации.
Ключевые слова: закупка, Российская Империя, правовое регулирование, период правления, подряд, конкурс.
Институт государственных закупок в Российской Федерации получил развитие с принятием Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [1]. В дальнейшем развитие правового регулирования в данной сфере общественных отношений привело к их трансформации и усложнению, что предопределило принятие новых Федеральных законов по данной тематике. Такими законами стали Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2] (далее — «Федеральный закон № 44-ФЗ»), а также косвенно относящийся к сфере государственных закупок Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [3]. Однако данные законы не могли бы выглядеть так в настоящее время без существенной работы, проведенной над правовым регулированием института государственных закупок, в XVIII веке.
Представляется, что именно в данный исторический период произошло наиболее интенсивное развитие института государственных закупок, что можно связать с укреплением государства в целом и проведением масштабной политики по реформированию основных сфер его функционирования. В рамках развития промышленных отраслей производства, связанных со строительством зданий и кораблей, а также производством оружия для проведения военных действий, у государства возникала потребность в получении большого количества строительных материалов и иного сырья, что и предопределило необходимость создания правового регулирования для данной сферы общественных отношений.
Во времена правления Петра I был выпущен Указ «О вызове подрядчиков для делания пороха», который заложил основные положения в сфере регулирования института государственных закупок в правовой системе Российской империи XVIII века [4, с. 31–32]. Те нормы, которые были включены в текст данного Указа, устанавливали публичную и открытую процедуру предложения цен на производство пороха, где каждый желающий подрядчик мог подать информацию о цене за свою работу в канцелярию Сената. Сравнительный анализ норм действующего законодательства и рассматриваемого Указа позволяет сделать вывод, что предложенная процедура была историческим аналогом современного запроса котировок, являющегося одним из способов отбора поставщиков для государственных и муниципальных нужд.
В период правления Петра I в Российской империи принималось большое количество нормативных документов, например, Регламент о управлении Адмиралтейства и верфи и о должностях коллегии адмиралтейской и прочих всех чинов при Адмиралтействе обретающихся (далее — «Регламент Адмиралтейства и верфи»), который был создан в 1722 г. и содержал нормативные положения, оказавшие позитивное влияние на системообразующее формирование института государственных закупок в России [5, с. 19]. Наиболее прогрессивным нововведением данного нормативного акта стало закрепление той процедуры, которая должна быть пройдена в рамках взаимодействия государственного органа и подрядчика в целях установления обязательных для обеих сторон подрядных обязательств. Так, для проведения процедуры закупки печатались билеты, содержащие информацию об условиях проведения конкурса, проводились проверки состоятельности подрядчиков и их способности исполнить запрашиваемые работы, а также в тексте данного документа был ограничен срок на достижение соглашения по всем условиям подряда, который составлял 3 недели [5, с. 20].
Выбор подрядчика в рамках проведения такой процедуры осуществлялся путем сравнения предложенных цен с учетом репутации подрядчика и наличия у него определенных ресурсов. Исходя из терминологии, используемой в тексте Федерального закона № 44-ФЗ данный способ осуществления государственных закупок наиболее близок к такому конкурентному способу определения поставщиков как конкурс, так как поставщик в данном случае определяется не только исходя из предлагаемой им цены для выполнения работ, но и на основании иных условий, важных для государственного или муниципального заказчика.
Интересным также представляется тот факт, что уже в 1722 г. поддерживалась идея свободной конкуренции в сфере осуществления закупок, так как использование данного подхода позволяет получить большее число предложений и выбрать наиболее подходящее из них. Кроме того, процедура участия в закупках того времени была открытой, что предопределяло возможность принятия участия в них для каждого желающего.
Необходимо также отметить, что уже в XVIII веке в Российской Федерации создавались первые государственные органы, которые занимались процессом отбора заявок на проведение подрядных работ. Так, в 1715 году была создана Канцелярия подрядных дел, в компетенцию которой входили вопросы осуществления гражданских государственных закупок, когда организация и реализация закупок для военных нужд страны стали полномочиями отдельных должностных лиц, занимавших военные должности [6, с. 22].
Регламентом Адмиралтейства и Верфи устанавливались также в какой-то степени антикоррупционные меры, которые применялись при реализации процедуры, получившей название «сидение при свечах». Суть данного действия состояла в том, что после предложения потенциальными подрядчиками цен за выполнение заявленных работ, зажигалась суточная свеча, в течение времени горения которой любой из подрядчиков мог предложить цену ниже той, которая была заявлена им первоначально. В случае реализации кем-либо из подрядчиков своего права заказ сразу же передавался ему на выполнение [6, с. 23]. Если же предложение об изменении цены предлагалось после сгорания свечи, то измененная цена не входила в круг рассматриваемых для выбора подрядчика. Антикоррупционный момент состоял в том, что горение свечи в течение суток охраняли два сменявших друг друга офицера.
После того, как процедура заключения подрядов для государственных нужд получила широкое распространение, появилась необходимость в урегулировании вопроса о добропорядочности подрядчиков, так как с каждым новым заказом число желающих их исполнить все увеличивалось. Для того чтобы упростить данную процедуру была принята норма, содержавшаяся в Регламенте Коммерц-коллегии от 1724 г., в которой было указано, что подрядчики обязаны получать справку об отсутствии долговых обязательств перед государством с целью дальнейшего участия в торгах на выполнение государственных заказов.
Таким образом, правовое регулирование института государственных закупок, сложившееся за период правления Петра I в качестве императора Российской Империи принесло существенный позитивный вклад в развитие данного института. Проведение данного исторического анализа позволило выявить, что механизмы определения победителя в закупочной процедуре, использовавшиеся в XIII веке, продолжают использоваться и в веке XXI, что не может не свидетельствовать об их эффективности для данной сферы правового регулирования. Разумеется, сегодняшнее осуществление государственных закупок намного более совершенно, чем те процедуры, которые были заложены в основу данного института в XVIII веке, однако автор данной статьи убежден, что именно своевременное развитие рассмотренных норм в тот исторический промежуток времени привело к такому широкому распространению государственных закупок в современное время, осуществляемых в рамках стабильно работающей системы.
Литература:
- Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд // СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3105.
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
- Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4571.
- Бондарева, Е. А. Становление и развитие института государственных закупок в России // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2016. № 3. С. 30–37. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-instituta-gosudarstvennyh-zakupok-v-rossii. — Загл. с экрана.
- Винокурцева, Е. А. Исторические предпосылки создания контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг в Российской Федерации // Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского государственного университета. 2018. № 1(23). С. 17–22. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36526207. — Загл. с экрана.
- Богачев, П. В. Очерк истории развития государственных закупок в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5–2(43). С. 21–24. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21578302. — Загл. с экрана.