Государственное регулирование интеллектуальной собственности в сфере услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 09.12.2022

Статья просмотрена: 258 раз

Библиографическое описание:

Адаменко, Д. В. Государственное регулирование интеллектуальной собственности в сфере услуг / Д. В. Адаменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97464/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье описана роль государственного регулирования интеллектуальной собственности в сфере услуг, обозначены организационно-управленческие предпосылки разработки и реализации национального органа в сфере государственного управления интеллектуальной собственностью, проанализировано состояние отечественного рынка интеллектуальной собственности и сформулированы основные векторы формирования и развития государственной экономической, организационной и налоговой политики управления интеллектуальной собственностью в сфере услуг.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, сфера услуг, государственное регулирование, экономика, полномочия, государство.

Вопросы развития института интеллектуальной собственности, под которым понимается совокупность норм, отношений, механизмов и процессов формирования и обращения результатов интеллектуальной деятельности, являются крайне актуальными в условиях продолжающейся цифровизации отечественной экономики и государственного управления. Изучение сопутствующих проблем и сложностей, купирование негативных тенденций в сфере интеллектуальной собственности объединения усилий научно-исследовательских организаций, бизнес-структур и органов публичной власти. Мы вынуждены констатировать, что на сегодняшний день все еще не решены проблемы межведомственного регулирования данной сферы деятельности.

При этом ни один из документов стратегического планирования не содержит полного комплекса мер по регулированию ключевых тем, связанных с интеллектуальной собственности. На наш взгляд, развитие института интеллектуальной собственности должно стать национальным приоритетом, так как решение данного вопроса позволит сохранить и упрочить наши экономические позиции, гарантировав обязательный вклад интеллектуальной собственности в экономический рост [2].

Глобальной тенденцией мировой экономики является рост доли сферы услуг в национальных ВВП. Главными факторами этого выступают научно-техническая революция второй половины ХХ века и продолжающийся научно-технический прогресс в сочетании с ростом платежеспособного спроса на различные услуги в обществе. Благодаря этим факторам возникают новые виды услуг, наблюдается приток рабочей силы и капитала на рынок услуг, а также увеличивается количество услуг, основанных на эксплуатации и сервисе инновационных технологически сложных продуктов, включая программное обеспечение, информационные продукты и объекты интеллектуальной собственности.

Таким образом происходит конвергенция классической сферы услуг и новых технологий, что порождает необходимость регулирования вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью в сфере услуг.

Понятие интеллектуальной собственность представляет собой широкое категориальное описание совокупности нематериальных активов, принадлежащих и охраняемых законом компанией или физическим лицом от внешнего использования или реализации без согласия. Нематериальный актив — это нефизический актив, которым владеет компания или лицо. Понятие интеллектуальной собственности связано с тем, что некоторым продуктам человеческого интеллекта должны быть предоставлены те же защитные права, которые применяются к физической собственности, которая называется материальными активами. В большинстве развитых стран существуют правовые меры для защиты обеих форм собственности.

В экономически развитых странах потребность государственного регулирования излагается так называемой концепцией провала рынка (market failure), в соответствии с которой исключительно рыночные процессы не в состоянии достичь тех показателей, которые отвечали бы интересам общества. Область, сопряженная с возникновением так называемых результатов интеллектуальной деятельности, часто порождала большое количество вопросов у государственных органов [2].

С. Н. Шишкин в своих трудах ни однократно отмечает, что одной из целей государственного регулирования экономики является гарантирование реализации и защиты публичных интересов. Без необходимого государственного вмешательства в экономику не считается возможным гарантировать соблюдение прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ. Из этого следует, что частные интересы почти не учитываются [4].

Для преодоления проблем, с которыми сегодня сталкивается сфера услуг в российской экономике, необходима ее диверсификация и ускорение перехода на инновационный путь развития. Эта цель совпадает и с общей стратегической целью развития российской экономики — технологической модернизацией и переходом к инновационному развитию. Одним из наиболее важных вопросов является совершенствование государственного регулирования и формирование благоприятных условий для создания, использования и защиты интеллектуальной собственности на этапе перехода к инновационному развитию сферы услуг.

Ключевым звеном в производстве наукоемкой продукции и услуг выступает институт интеллектуальной собственности, который позволяет защитить интересы всех участников процесса создания нематериальных благ в сфере расширенного воспроизводства. В укреплении механизмов создания, использования и защиты интеллектуальной собственности заинтересованы как разработчики научного знания и технологий, так и субъекты рынка, применяющие приобретенный интеллектуальный продукт [3].

Таким образом, применение интеллектуальной собственности в сфере услуг позволяет ускорить процесс их оказания, дает возможность оказывать новые виды услуг, либо совершенствует оказание уже существующих. За счет этих и некоторых других факторов растет качество оказываемых услуг и их количество, что приводит к росту доли услуг в ВВП страны.

При регулировании данного вопроса на уровне государства не прослеживается точная и внятная фиксация принципов, составляющих основу для государственного воздействия на рассматриваемую сферу. Если обращаться ко времени, когда единого мнения о регулирования интеллектуальной собственности еще не сложилось, то первыми значимыми попытками регулировать данный вопрос в новейшей отечественной практике является подписанное представителями Беларуси, Казахстана и Российской Федерации соглашение «О еденных принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности». Данный документ носит описательный характер и во многом копирует либо национальные законодательства стран, подписавших соглашение, либо международные положения. С целью более оптимального регулирования применения результатов интеллектуальной деятельности в условиях современных технологий Д. А. Медведев предложил решить ряд задач неразрывно связанных с изменением принципов государственного регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности:

– установить границы законного использования результатов интеллектуальной деятельности пользователями сети «Интернет»;

– расширить правомочия лица, связанные с пользованием и распоряжением на результаты творческой деятельности в сети «Интернет»

– скорректировать способ получения согласия правообладателя;

– создать правовой инструмент осуществления и защиты прав правообладателей на результаты интеллектуальной деятельности в сети «Интернет»;

– осуществлять контроль за соблюдением авторского права и смежных прав в сети «Интернет» в отношении информационных посредников и лиц, размещающих контент, а не обычных пользователей сети «Интернет»;

– обеспечивать соблюдение прав человека и осуществление социальной миссии государства. [2]

В настоящее время основные полномочия в сфере государственного регулирования интеллектуальной собственности разделены между несколькими ведомствами (Минобрнауки России, Минкультуры России, Минэкономразвития России, Роспатент), которые в том числе курируют другие отрасли (наука, культура), являющиеся для них приоритетными, что влияет на подходы в регулировании ИС. Полномочия в сфере управления РИД, принадлежащие государству, разделены между различными государственными заказчиками [1]. Для обеспечения единых подходов в сфере выработки государственной политики в сфере ИС, которая включает в себя вопросы совершенствования законодательства, определения приоритетов государства в сфере управления ИС (стратегия), оказания государственных услуг, регулирования авторских и смежных прав, требуется концентрация соответствующих полномочий в рамках одного ведомства. Существует мнение, что должен быть создан новый государственный орган, регулирующий деятельность в сфере интеллектуальной собственностью в Российской Федерации, который включит в себя функции всех министерств и ведомств, которые сегодня осуществляют свою непосредственную деятельность в этом направлении.

В настоящее время наше государство пытается решить вопрос с тем какие конкретно направления государственного регулирования интеллектуальной собственности необходимо объединить под эгидой Роспатента, для того, чтобы данный орган смог эффективно функционировать Мы рекомендуем выделить в сфере деятельности указанного органа два исключительно новых направления. Первое — помощь в создании объектов интеллектуальной собственности. И второе — организация рынка объектов интеллектуальной собственности. Исходя из этого считается необходимым, чтобы те контрольные функции, которыми сейчас наделен Роспатент, как можно больше находили свое применение в области создания и оборота объектов интеллектуальной собственности. Кроме того, федеральная служба по интеллектуальной собственности в новом формате должна осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования.

Резюмируя выше сказанное можно сделать вывод о том, что создание единого государственного органа, который бы занимался контролем в сфере интеллектуальной собственности, и тем самым объединяющий ряд функций различных министерств, оптимизировало бы деятельность в данной сфере. Передача этих полномочий обеспечила бы единый подход, организационное и методологическое сопровождение подготовки и реализации международных договоров РФ в данной области, а следовательно бы повысило степень координации деятельности министерств и ведомств по реализации государственной политики в сфере интеллектуальной собственности.

Литература:

  1. Борисова, С. В. Основы правового регулирования интеллектуальной собственности в РФ: учебное пособие / С. В. Борисова. — Москва: Российский университет транспорта (МИИТ), 2021. — 327 c. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/115867.html (дата обращения: 04.12.2022). Режим доступа: для авторизир. пользователей
  2. Право интеллектуальной собственности. Т. 1. Общие положения: Учебник / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л. А. Новоселовой. — М.: Статут, 2017. − 512 с
  3. Защита интеллектуальной собственности: учеб. пособие / О. В. Черкасова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 102 с.
  4. Бунтовский С. Ю. Управление изменениями — ключевая функция инновационно-кадрового менеджмента / С. Ю. Бунтовский, А. Г. Припаньковская // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2016. — № 118. — С. 333–351.
  5. Бунтовский С. Ю. К вопросу о некоторых актуальных угрозах для Российской Федерации / С. Ю. Бунтовский // V Столыпинские чтения. Публичная политика и социальные науки: Материалы научно-практической конференции с международным участием, Краснодар, 15–16 апреля 2016 года / отв. ред. В. М. Юрченко. — Краснодар: Кубанский государственный университет, 2016. — С. 314–318.
  6. Бунтовский, С. Ю. Экономическая наука и вызовы новейшего времени / С. Ю. Бунтовский // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сборник статей по материалам 72-й научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2016 г., Краснодар, 29 марта 2017 года. — Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, 2017. — С. 451–452.
Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальная собственность, сфера услуг, государственное регулирование, интеллектуальная деятельность, государственная политика, сфера, вид услуг, государственное управление, Российская Федерация, российская экономика.


Похожие статьи

Актуальные проблемы управления интеллектуальной собственностью в России

В данной статье рассматривается ряд инструментов управления интеллектуальной собственностью (ИС), таких как: законодательные, нормативные и локальные акты в сфере управления ИС, методы государственного регулирования, способы защиты, учет и оценка объ...

Проблемы реализации права на информацию в предпринимательской деятельности

Данная статья посвящена рассмотрению современных проблем, возникающих при реализации права на информацию в предпринимательской деятельности. Актуальность статьи обусловлена возрастающей ролью информации в правовых отношениях с участием предпринимател...

Государственный контроль и надзор за осуществлением предпринимательской деятельности

В данной статье рассмотрены наиболее значимые особенности института государственного контроля (надзора) за осуществлением предпринимательской деятельности. Раскрыто понятие «предпринимательская деятельность». Рассмотрены принципы и формы осуществлени...

Административно-правовое регулирование управления государственной гражданской службой

Данная статья обсуждает вопросы, связанные с административно-правовым регулированием управления государственной гражданской службой. Анализируются основные аспекты этой проблемы, включая законодательные нормы, организационные структуры и правовые мех...

Договор в сфере информационных технологий: понятие и виды

В статье анализируется понятие договора в сфере информационных технологий, понятие договора, различные классификации договоров об оказании информационных услуг, разработанные в доктрине гражданского права. Целью исследования является выработка целост...

Организация проектного управления в органах государственной власти

В статье рассмотрены основные черты проектного управления в системе органов государственной власти Российской Федерации. Кратко рассмотрены вехи развития государственного проектного управления и принципы реализации политики в данной сфере. Дана харак...

Актуальные направления административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В статье автор анализирует актуальные организационно-правовые подходы административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в частности, механизмы общественного контроля за деятельностью многоф...

Информационные технологии банковской деятельности в РФ и их нормативно-правовое регулирование

В данной статье рассматриваются нормативно-правовые аспекты регулирования применяемых информационных систем и технологий в банковской деятельности Российской Федерации, а также нормы финансового права, четко закрепленные в нормативных актах в области...

Правовое регулирование предпринимательской деятельности: актуальные проблемы и тенденции

В данной статье рассматривается актуальная тема правового регулирования предпринимательской деятельности. Авторы анализируют современные проблемы, связанные с правовым регулированием, а также выявляют тенденции, определяющие развитие данной сферы. Ос...

Интеллектуальная собственность: основы зарождения и развития конституционно-правовой защиты

В статье рассмотрены эволюционные процессы развития интеллектуальной собственности, способствующие современному пониманию конституционно-правовой защиты на уровне государства в сфере интеллектуальной собственности. Изучены существенные исторические с...

Похожие статьи

Актуальные проблемы управления интеллектуальной собственностью в России

В данной статье рассматривается ряд инструментов управления интеллектуальной собственностью (ИС), таких как: законодательные, нормативные и локальные акты в сфере управления ИС, методы государственного регулирования, способы защиты, учет и оценка объ...

Проблемы реализации права на информацию в предпринимательской деятельности

Данная статья посвящена рассмотрению современных проблем, возникающих при реализации права на информацию в предпринимательской деятельности. Актуальность статьи обусловлена возрастающей ролью информации в правовых отношениях с участием предпринимател...

Государственный контроль и надзор за осуществлением предпринимательской деятельности

В данной статье рассмотрены наиболее значимые особенности института государственного контроля (надзора) за осуществлением предпринимательской деятельности. Раскрыто понятие «предпринимательская деятельность». Рассмотрены принципы и формы осуществлени...

Административно-правовое регулирование управления государственной гражданской службой

Данная статья обсуждает вопросы, связанные с административно-правовым регулированием управления государственной гражданской службой. Анализируются основные аспекты этой проблемы, включая законодательные нормы, организационные структуры и правовые мех...

Договор в сфере информационных технологий: понятие и виды

В статье анализируется понятие договора в сфере информационных технологий, понятие договора, различные классификации договоров об оказании информационных услуг, разработанные в доктрине гражданского права. Целью исследования является выработка целост...

Организация проектного управления в органах государственной власти

В статье рассмотрены основные черты проектного управления в системе органов государственной власти Российской Федерации. Кратко рассмотрены вехи развития государственного проектного управления и принципы реализации политики в данной сфере. Дана харак...

Актуальные направления административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В статье автор анализирует актуальные организационно-правовые подходы административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в частности, механизмы общественного контроля за деятельностью многоф...

Информационные технологии банковской деятельности в РФ и их нормативно-правовое регулирование

В данной статье рассматриваются нормативно-правовые аспекты регулирования применяемых информационных систем и технологий в банковской деятельности Российской Федерации, а также нормы финансового права, четко закрепленные в нормативных актах в области...

Правовое регулирование предпринимательской деятельности: актуальные проблемы и тенденции

В данной статье рассматривается актуальная тема правового регулирования предпринимательской деятельности. Авторы анализируют современные проблемы, связанные с правовым регулированием, а также выявляют тенденции, определяющие развитие данной сферы. Ос...

Интеллектуальная собственность: основы зарождения и развития конституционно-правовой защиты

В статье рассмотрены эволюционные процессы развития интеллектуальной собственности, способствующие современному пониманию конституционно-правовой защиты на уровне государства в сфере интеллектуальной собственности. Изучены существенные исторические с...

Задать вопрос