Цифровая экономика представляет собой определенную систему экономических, социальных и культурных отношений, реализуемых на основе использования цифровых информационно-коммуникационных технологий. [2] Она не только ориентирована на создание необходимых условий для появления новых прорывных и перспективных цифровых технологий, но и на применение передовых инновационных моделей организации бизнеса, торговли, логистики, производства. [4]
Цифровизация проникла во все сферы общества и экономики на международном, федеральном и в частности региональном уровнях. В данной статье рассмотрим именно региональный опыт развития экономики период цифровизации на примере Волгоградской области, а именно, с какими проблемами сталкивается экономический сектор и предложим возможные пути их решения.
Для определения проблем развития экономики Волгоградской области в период цифровизации воспользуемся методом структурного анализа. Структурный анализ является разновидностью системного анализа и подразумевает под собой исследование системы, которое начинается с общего обзора и затем детализируется, приобретая иерархическую структуру со все большим числом уровней. [6] На основе трехсекторной модели экономики К. Кларка, А. Фишера и Ж. Фурастье была создана методология проведения структурного анализа, которая была разработана к. э.н Булетовой Н. Е., к.ф.-м.н Шаркевичем И. В. и к. э.н Злочевским И. А. Данный метод лежит в основе определения проблем экономики Волгоградской области в период цифровизации, а также составления прогноза их решений.
Проанализировав показатели структуры ВРП Волгоградской области можно отнести данный регион к типу региональных экономик, для которых характерно доминирование сектора промышленности над сектором сельского хозяйства, но в то же время сектор производства услуг в значительной мере уступает сектору производства товаров.
В ходе анализа выделены основные проблемы экономики Волгоградской области:
- Недостаточная развитость машиностроения и сельского хозяйства.
- Снижение доли перерабатывающих производств в структуре промышленности региона.
- Низкая производительность труда и дефицит инвестиций в промышленное производство и сектор услуг.
- Более высокая привлекательность финансовых услуг и более высокой доходности услуг по сравнению с промышленным производством и сельским хозяйством.
Для изменения данных показателей, администрации Волгоградской области необходимо проводить следующие меры:
1) Поддержка жизненно важных для населения региона предприятий и объектов инфраструктуры.
В ходе анализа было выявлено, что Волгоградская область нуждается в развитии машиностроения и сельского хозяйства. В период цифровизации регион ориентируется на программы федерации, поэтому рассматривает внедрение, например, в сельское хозяйство цифровых технологий по аналогии с технологиями, описанными в Ведомственном проекте «Цифровое сельское хозяйство». Данный проект направлен на создание единой национальной цифровой платформы в АПК, что приведет к полной цифровизации сельского хозяйства и принесет выгоду как государству, так и сельхозтоваропроизводителям. Цифровизация же машиностроения предполагает под собой работу предприятий по единым стандартам с внедрением новых технологий, также использование единых стандартов представления информации о жизненном цикле производимой продукции. [7]
2) Обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности населения.
Для реализации данной рекомендации приведем пример развития здравоохранения в рамках цифровизации. Цифровая трансформация системы здравоохранения Волгоградской области обеспечивается в рамках регионального проекта, реализацией основного мероприятия Создание единого цифрового контура здравоохранения Государственной программы «Развитие здравоохранения Волгоградской области». Основная цель трансформации максимальное содействие в достижении одной из основных целей развития РФ — «повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году — до 80 лет)».
Одним из основных способов достижения поставленной цели является снижение предотвратимой смертности за счет революционного перехода от лечения состояний (болезней) к сохранению здоровья в целях продления полноценной, здоровой жизни до естественных, биологически обусловленных пределов.
В 2020 г. предусмотрено развитие цифрового контура по следующим направлениям:
– завершение модернизации серверного оборудования центрального сегмента региональной системы одновременно с глубокой модернизацией защищенной сети передачи данных, что приведет к увеличению скорости информационного обмена;
– модернизация серверного ландшафта в 28 медицинских организациях, закупка 3200 автоматизированных рабочих мест для медицинских работников обеспечит увеличение потоков данных и расширение степени охвата медперсонала и пациентов;
– создание регионального ситуационного центра здравоохранения позволит начать пилотирование и оценку целесообразности внедрения технологий искусственного интеллекта;
– развитие электронного взаимодействия посредством включения в цифровой контур аптек и медицинских организаций позволит оптимизировать транзакционные издержки во взаимодействии организаций;
– обеспечение необходимого уровня технической поддержки инфраструктуры, повышение IT-компетенций, обучение и переподготовка персонала, повышение цифровой грамотности пациентов повысит лояльность пользователей системы.
3) Оказание содействия преимущественному развитию предприятий наиболее прибыльных и перспективных на данный период, а также предприятий, имеющих долгосрочные экономические преимущества в общей системе территориального разделения труда.
4) Развитие региональной инфраструктуры.
Рассмотрим более детально способы поддержания инфраструктуры в период цифровизации экономики. Дорожно-транспортная отрасль является одной из наиболее значимых в инфраструктуре Волгоградской области. Внедрение современных цифровых технологий имеет основополагающее значение в обеспечении безопасности дорожного движения, повышении качества и эффективности пассажирских и грузовых перевозок. Цифровая трансформация дорожно-транспортной отрасли обеспечивается региональным проектом «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» в рамках выполнения следующих основных мероприятий государственной программы «Развитие транспортной системы и обеспечение безопасности дорожного движения в Волгоградскойо бласти»:
– Создание интеллектуальной транспортной системы;
– Создание системы весогабаритного контроля;
– Создание системы фотовидеофиксации нарушений ПДД.
Внедрение современных технологий позволило повысить уровень безопасности на дорогах, обеспечить инструменты поддержки принятия управленческих решений при проведении работ по организации дорожного движения, увеличить пропускную способность перекрестков, оснащенных «умными» светофорами. [8]
Таким образом, цифровизация экономических процессов становится всеобъемлющей тенденцией, охватывающей не только непосредственно информационно-коммуникационную отрасль, но и все сферы хозяйственной деятельности. Интернет-торговля, цифровое сельское хозяйство, «умные» электросетевые системы, беспилотный транспорт, персонализированное здравоохранение, какое бы направление мы не рассматривали, всюду ощущается влияние набирающей обороты «цифровой революции» как в национальном масштабе, так и в регионах. [5] Внедрение современных информационных технологий требует существенных затрат, поэтому крайне важным является проведение комплексной работы по привлечению на реализацию запланированных мероприятий внебюджетного финансирования, средств инвесторов, а также средств федерального бюджета. Проведенный анализ структуры экономики Волгоградской области в период цифровизации позволяет сделать вывод о возможности разработки универсального комплекса мероприятий, обеспечивающего успех проводимых мероприятий цифровой трансформации, а также успешном опыте применения цифровых технологий в экономике для преодоления региональных проблем.
Литература:
- Ильина, И. Н. Региональная экономика и управление развитием территорий. учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры [Текст] // И. Н. Ильина, К. С. Леонард, Д. Л. Лопатников и др… — Люберцы: Юрайт, 2016. — 351 c.
- Иншаков, О. В. Эволюционный подход к исследованию динамики региональных экономических систем в России [Текст] // О. В. Иншаков, И. В. Шаркевич, А. В. Шевандрин; Рос. акад. наук, Отд-ние обществ. наук, Южный науч. центр, Южная секция экономики. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. — 35 с
- Казакова, Н. А. Управленческий анализ: комплексный анализ и диагностика предпринимательской деятельности: Учебник [Текст] // Н. А. Казакова. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 261 c.
- Кистанов, В. В. Региональная экономика России [Текст]: учебник для вузов / В. В. Кистанов, Н. В. Копылов. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 581 с.
- Круглов, В. Н. Инновационное развитие региона: кластерный подход [Текст] / В. Н. Круглов // Региональная экономика: теория и практика. — 2014. — № 12 (339). — С. 18–22.
- Кузьбожев Э. Н. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состоя¬ние и перспективы размещения производительных сил): учеб. Пособие [Текст] // Э. Н. Кузьбожев, И. А. Козьева, М. Г. Световцева. — М.: Высшее образование, 2009. — 540 с.
- Курнышев, В. В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования [Текст]: [учебное пособие для студентов, обучающихся по спец. «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение», «Бух. учет, анализ и аудит»] / В. В. Курнышев, В. Г. Глушкова. — М.: КноРус, 2010. — 255 с.
- Лексин В. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития [Текст] // В. Н. Лексин, А. Н. Швецов.- М.: УРСС, 1997. 3.