Анализ инвестиционного потенциала Волгоградской области
Автор: Покидова Виктория Викторовна
Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит
Опубликовано в
международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, февраль 2012)
Статья просмотрена: 2947 раз
Библиографическое описание:
Покидова, В. В. Анализ инвестиционного потенциала Волгоградской области / В. В. Покидова. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/14/1689/ (дата обращения: 17.12.2024).
Проведенное нами исследование, показало, что в настоящее время в мире нет стран, в той или иной мере не интегрированных в мировую экономику. Тот факт, что интегрированность России оказалась заметно выше, чем это представлялось до начала мирового финансового кризиса, в значительной степени стал следствием отечественной экономической политики. Благоприятная конъюнктура цен на топливно-энергетические ресурсы в 2010-2011гг. позволила государству аккумулировать существенные средства, часть из которых была направлена на формирование транспортной инфраструктуры страны, ориентированной, правда, в первую очередь на добычу и транспортировку на экспорт продукции добывающей промышленности. Обрабатывающая же промышленность, оставленная, в отличие от инфраструктурных отраслей, «один на один» с рыночными силами, демонстрирует существенно более слабую динамику. Конкурентоспособность отечественной продукции низка, поэтому невелик и ее собственный инвестиционный потенциал.
Если Россия претендует на собственное место в мировой экономике, государство должно определиться: либо резко активизировать свое участие в формировании нового производственного базиса страны, либо создать действенные институты, принуждающие национальный и иностранный капитал строить современную экономику. И здесь, мы считаем, повышается роль самостоятельности регионов в обеспечении благоприятного инвестиционного климата с целью повышения инвестиционной привлекательности.
Для Волгоградской области перспективными направлениями развития инвестиционной деятельности определены [1]:
- АПК: животноводство (в том числе: свиноводство, птицеводство); овощеводство (в том числе: бахчевые); перерабатывающие производства;
- промышленность (металлопереработка, нефтепереработка, химическое производство, машиностроение);
- строительная индустрия (строительство жилья, производство строительных материалов);
- реализация инфраструктурных проектов (инфраструктурное обустройство «площадок» для производственных объектов на периферии);
- развитие инновационной деятельности (формирование конкурентоспособных кластеров).
По данным, опубликованным Национальным рейтинговым агентством «Эксперт РА», Волгоградская область занимает 19 место по развитию инвестиционного потенциала из всех субъектов Российской Федерации [2].
В Волгоградской области обеспечение благоприятного инвестиционного климата и наличие положительных тенденций для успешной реализации инвестиционной политики в целом обусловлены:
- участием региона в Федеральных целевых программах;
- формированием и реализацией областных программ;
- наличием программных документов, определяющих задачи и цели социально-экономического развития региона, а также механизмов их достижения и реализации;
- эффективным взаимодействием государственных органов исполнительной власти Волгоградской области, ОАО «Корпорация развития Волгоградской области» с бизнес-сообществом;
- наличием нормативной правовой и законодательной базы (базовый инвестиционный Закон Волгоградской области от 2 марта 2010 г, №2010-ОД «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области»).
Мы проанализировали показатели инвестиционной деятельности, опубликованные Волгоградстатом за январь-сентябрь 2010 г [3].
Основными показателями инвестиционной деятельности являются:
1. Финансовые вложения, осуществленные крупными и средними организациями (без организаций с численностью работников менее 15 человек) в другие организации – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности, в целях получения прибыли. За период январь-сентябрь 2010 г. этот показатель составил 218,7 млрд. руб.
2. Инвестиции в нефинансовые активы, осуществленные крупными и средними организациями области (без организаций с численностью работников менее 15 человек). За январь-сентябрь 2010 г. инвестиции в нефинансовые активы составил – 28,6 млрд.руб. По полному кругу организаций на развитие экономики области использовано 42,8 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. В структуре этого показателя по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. увеличилась доля инвестиций, направленных на строительство жилищ, вложения в которые составили 6 млрд. рублей (14,0% к итогу, а в 2009 году он составлял 12,2% к итогу), приобретение машин, оборудования вложения 21,3 млрд.руб. (49,9% к итогу, а в 2009 году он составлял 38,3% к итогу).
3. Инвестиции организаций области, направленные за рубеж, тыс. долларов США – 87084,4 (2,6 млрд. руб.).
4. Поступление инвестиций из-за рубежа в Волгоградскую область, тыс. долларов США с учетом рублевого поступления, пересчитанного в доллары США – 134894,9 (4,0 млрд. руб.).
Фаворитами по объему инвестиций являются ООО "ЛУКОЙЛ-Волгоград-нефтепереработка" с проектом - размещение новых и реконструкция действующих технологических установок (объем инвестиций – 35,8 млрд. руб., объем производства – 39009 млн. руб.); ОАО "Себряковцемент" с проектом - реконструкция вращающейся печи № 7 (объем инвестиций – 7,6 млрд. руб., объем производства – 2215,0 млн. руб); ООО "Юнитрейд-Контракт" с проектом – литейно-прокатный комплекс по производству сортового проката на существующих производственных площадях недействующего в настоящее время авторемонтного предприятия в г. Калач-на-Дону Волгоградской области (объем инвестиций – 2,3 млн. руб., объем производства – 5066,0 млн. руб., количество создаваемых рабочих мест – 605).
В течение 2010 и начала 2011 годов Комитетом экономики Администрации Волгоградской области были предварительно проработаны и рассмотрены на заседании ряд актуальных вопросов касающихся государственной поддержки инвесторов. По результатам было подписано Дополнительное соглашение между Администрацией Волгоградской области и инвестором ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" к договору о реализации инвестиционных проектов, которое предусматривает увеличение объемов инвестиций по инвестиционному проекту "Реконструкция коксового производства" на 6,038 млрд. руб. (в итоге с 2,024 млрд. руб. до 8,062 млрд. руб.). Положительно рассмотрен вопрос оказания государственной поддержки таким проектам как:
- «Строительство свиноводческого комплекса на 104 тыс.голов в год путем расширения комплекса на 26 тыс.голов с законченным производственным циклом в п.Самофаловка Городищенского района Волгоградской области», реализуемый ООО "ТопАгро" (объем инвестиций более 3 млрд. руб.). В настоящее время введена первая очередь комплекса, объем инвестиционных вложений по которой, составил 1,15 млрд. руб. В октябре 2010 года начались первые продажи готовой продукции, в итоге реализовано 112 тонн свинины в живом весе;
- «Комплексная реконструкция участка М.Горький-Котельниково Приволжской железной дороги», реализуемый Приволжская железная дорога – филиал ОАО «Российские железные дороги» с объёмом инвестиций 29,8 млрд.руб. Объем уже освоенных инвестиций поданному проекту составляет более 7 млрд.руб.;
- «Строительство маслоэкстракционного завода в г. Новоаннинский Волгоградской области», реализуемый ООО «Каргилл Новоаннинский» с объёмом инвестиций 4,5 млрд. руб. Реализация проекта окажет стимулирующее влияние на развитие сельскохозяйственной отрасли региона, т.к. ориентировано на закупку сырья и ее переработку у российских производителей, преимущественно в Волгоградской области;
- «Создание производства по первичной подработке, хранению и глубокой переработке зерна кукурузы мощностью 500 т/сутки», реализуемый ОАО «Новоаннинский комбинат хлебопродуктов» с объемом инвестиций 1,4 млрд. руб.
Также были рассмотрены и другие инвестиционные проекты, такие как: «Создание современного производства текстильных материалов», реализуемый ООО «Камышинская отделочная фабрика» с общим объемом инвестиций более 270 млн. руб., который предусматривает организацию нового производства по изготовлению синтетических и смесовых тканей с высококачественными потребительскими свойствами объемом около 14 млн. погонных метров в год; «Подготовка ГТЭС-12 МВт к комплексному опробованию и вводу в эксплуатацию в рамках реконструкции Михайловской ТЭЦ», реализуемый ОАО «Михайловская ТЭЦ» с общим объемом инвестиций 249,063 млн. руб., реализация которого в конечном итоге приведет к снижению себестоимости выпускаемой продукции на 20 %, что, в свою очередь, должно сказаться на тарифе на тепловую и электрическую энергию для потребителей.
О состоянии дел в экономике весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств. Термин "инвестиции" имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигаций с расчетом на некоторые финансовые результаты; им обозначаются также реальные активы, например машины, которые требуются для производства и продажи некоего товара. В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования, роста и развития экономики страны и ее регионов.
С целью обеспечения интенсивного развития экономики региона, необходимо непрерывное привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов. В настоящее время государство остается одним из основных инвесторов, тем не менее, государственные инвестиции не могут в полной мере удовлетворить потребности регионов.
Россия, являясь страной с большим ресурсным и интеллектуальным потенциалами, к сожалению не входит, в число ведущих стран по инвестиционной привлекательности. Это происходит из-за того, что в России существует множество рисков, которые являются препятствием для российских и зарубежных инвесторов. Хотя в последнее время ощущается прогресс в доверии по отношению к России со стороны зарубежных и российских инвесторов.
В то же время международный имидж России сильно влияет на возможности регионов по привлечению инвестиций. В нашей стране есть определенное число благополучных регионов, где риск инвесторов потерять свои вложенные средства сводится к минимуму, а ресурсный потенциал высок. Именно поэтому актуально стоит вопрос об оценке инвестиционной привлекательности как страны в целом, так и каждого региона в отдельности. Эффективная инвестиционная политика призвана создать благоприятный инвестиционный климат не только для государства, но и для частных инвесторов. Без инвестиций невозможно повысить технический уровень производства и конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках. Естественно, что инвестиционной политикой должны заниматься законодательная и исполнительная власть не только на федеральном, но и на региональном уровне. Именно на региональных органах управления лежит ответственность за формирование благоприятного инвестиционного климата на территории для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций.
В заключение отметим, что успешность реализации региональных стратегий развития определяется в значительной степени не только точностью определения региональных приоритетов в повышении инвестиционной привлекательности для частных инвесторов, но также действенностью государственной инвестиционной политики, проводимой органами власти различного уровня.
- Литература:
Инвестиционная деятельность Волгоградской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.volganet.ru/irj/avo.html/webcam
Инвестиционная привлекательность регионов России // «Эксперт РА». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.raexpert.ru
Сайт федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/