Обучение пейзажной живописи на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 11.05.2020

Статья просмотрена: 1721 раз

Библиографическое описание:

Морозова, М. С. Обучение пейзажной живописи на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе / М. С. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 488-490. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69898/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье объясняется роль пейзажной живописи в обучении школьников, а также рассматриваются основные ошибки и сложности в изображении природы на основе анкетирования учителей изобразительного искусства.

Ключевые слова: пейзаж, живопись, обучение, общеобразовательная школа, изобразительное искусство.

Живописные возможности пейзажа привлекали художников всего мира своей свободой в выражении собственных мыслей, чувств, стремлений, эстетических переживаний. Пейзажная живопись и поныне пользуется популярностью у художников, так как позволяет проявить свой индивидуальный почерк свое отношение к миру, свой опыт познания реальности. Пейзаж способен влиять на эмоции человека, на его ум и сердце.

В широком смысле пейзаж — это один из распространенных видов живописи, в узком — художественное изображение природы на плоскости посредством цветных материалов.

Элементы пейзажа можно обнаружить уже в наскальной живописи. В эпоху неолита первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер рисунки со сценами охоты и сюжетами из животноводства (перегона стад). «В культурном наследии мира пейзаж как живописный жанр появляется в европейском искусстве, несмотря на существование древнекитайской традиции и ее влияние на художественные процессы. Произведения европейских мастеров XVII–XVIII вв. — неотъемлемый образец идеальных эстетических воззрений на пейзаж. Кульминационным моментом становления пейзажного жанра в конце XIX в. становятся работы импрессионистов и постимпрессионистов» [5, с. 8].

Каждый художник видит природу по-своему, и для того, чтобы разобраться во множестве взглядов, выделяют некоторые виды пейзажа. Соколинский В. М. систематизировал основные типы (виды) и их разновидности: классический пейзаж, исторический, барочный, морской, романический, импрессионистический, военный, городской, архитектурный, парковый, индустриальный, деревенский, сельский, идиллический, пейзаж настроения, эпический, национальный, лирический, сюжетный, панорамный, символический, монументальный, декоративный, экспрессивный, пейзаж примитивистов, пейзаж сострадания, и т. д. [3, с. 12–13].

В школьной программе уделяется большое внимание теме «пейзаж». Ведущие педагоги изобразительного искусства такие как Неменский Б. М., Шпикалова Т. Я., Кузин В. С. создали свои учебные программы, где они в разной степени уделяют внимание живописи пейзажа. В программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Неменского Б. М. главной целью является «формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства» [1]. В программе Шпикаловой Т. Я. основной целью является развитие «визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира» [6]. Рабочая программа Кузина В. С. направлена на «развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности» [2].

Во всех трех программах уделяется место живописанию пейзажа, но в рабочей программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Неменского Б. М. отводиться большее количество часов на развитие живописных навыков средствами пейзажа.

Для того, чтобы выяснить значимость живописного пейзажа для развития художественных способностей, а также, что вызывает сложности в работе, было проведено анкетирование 7 учителей изобразительного искусства разных образовательных учреждений г. Кирова и Кировской области (КОГОБУ СШ пгт Нижнеивкино, МБУДО «Детская школа искусств «Элегия», МОАУ ДО ДДТ «Вдохновение»). Выяснилось, что учащиеся среднего школьного возраста чаще всего допускают ошибки в перспективном построении архитектурных элементов в пейзаже, в составление гармоничной композиции, в светотеневой моделировке, а также в передаче плановости. Результаты представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Ошибки, часто допускаемые в живописном пейзаже с архитектурными постройками

На открытый вопрос «Какие техники, приемы, материалы вызывают сложности у учащихся?» большее число респондентов ответило, что трудности вызывают акварельная техника, техника лессировок, смешанная техника, а также прием пастозного нанесения красок.

Учителя изобразительного искусства считают, что живописание пейзажа развивает наблюдательность (60 %), а также зрительную память, умение видеть форму и цвет, способность выделять главное и второстепенное, внимательность, художественный вкус. Все респонденты считают, что пейзаж, несомненно, значим для развития художественных способностей.

На вопрос «Достаточно ли уроков на тему «Пейзажная живопись» отведено в школе?» ответы респондентов разделились: 57 % считают, что достаточно, 43 % думают, что недостаточно (см. рисунок 2).

Рис. 2. Достаточно ли уроков на тему «Пейзажная живопись» отведено в школе?

Таким образом, анкетирование показало, что живописный пейзаж сложен для восприятия ученика и требует знаний перспективы, светотеневой моделировки, композиции, цветоведения, а также опыт владения техниками и красками.

При обучении важно донести до школьника, что все многообразие природных элементов нужно обобщать, группировать в единый образ, подчинять главному в работе, для того чтобы не было ощущения дробности. Ученик должен задумываться о том, какое состояние природы он пишет, какое время года и суток пытается отразить. Изображение природы в школе развивает наблюдательность, зрительную память, умение видеть форму, цвет, отношения предметов друг к другу, их пространственное положение. Также пейзаж способен укрепить знания в области перспективы, композиции, светотеневой моделировки [4, с.141].

Пейзаж, как жанр изобразительного искусства, может открыть все цветовое разнообразие окружающего мира, он помогает ученику вглядеться в природу, вступить с ней в контакт и, обобщая, выделить главное и второстепенное в работе. Школьник, благодаря работе над пейзажем, может увидеть красоту там, где ее, казалось бы, и нет: кривые березки, покосившийся забор, размытая дорога — все это и многое другое имеет свою красоту. Так ученик посредством пейзажа учиться глубже всматриваться в явления окружающего мира, проникается природой родного края. Эти особенности позволяют осуществлять эстетическую, воспитательную, образовательную функции при обучении подрастающего поколения.

Литература:

  1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горязева, А. С. Питерских. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 129 с.
  2. Кузин В. С. Изобразительное искусство 5–9 классы. — М.: Просвещение, 2015. — 336 с. (Программы для общеобразовательных учреждений)
  3. Соколинский В. М. Формирование художника-педагога средствами живописи пейзажа. Автореф. дис. д.пед.н: 13.00.02 / Соколинский Владимир Михайлович; Московский педагогический государственный университет. — М., 2009. — С. 12–13
  4. Таран И. В. Пейзаж как жанр и возможности его изобразительного воплощения при обучении живописи // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам X международной научно-практической конференции, 31 октября 2016 г./Под общ. ред. А. В. Туголукова — Москва: ИП Туголуков А. В., 2016 — С. 138–142.
  5. Чернова Е. А., Козина Т. Н. Знакомство с пейзажем на уроках изобразительного искусства в основной школе // Вестник Пензенского государственного университета. — 2016. — № 4 (16). — C. 8–10.
  6. Шпикалова Т. Я. Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 5–9 классы. — М: Просвещение, 2016  75 с.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, пейзаж, живописный пейзаж, светотеневая моделировка, живописание пейзажа, зрительная память, изображение природы, пейзажная живопись, рабочая программа, художественный труд.


Похожие статьи

Виды и функции пейзажных описаний в литературе

пейзаж, литературный пейзаж, описание, идеальный пейзаж, художественное произведение, пейзажный штрих, пейзажное произведение, пейзажная картина, пейзажная деталь, эстетическая разновидность пейзажа.

Некоторые методические аспекты работы над пейзажем

Во время обучения в высшей школе будущий педагог изобразительного искусства должен усвоить целый ряд методических положений, связанных изображением пейзажа. Также он должен изучить различные породы деревьев, рисунок ветвей, цветов и растений.

Функции пейзажных описаний в художественном произведении

Термин «пейзаж» принадлежит к числу довольно часто употребляемых и неоднозначных понятий. Чаще всего исследователи исходят из понимания пейзажа как рисунка, изображающей природу, а также описания природы в художественном произведении. В нашей статье мы...

Общеэстетический характер пейзажа и его интерпретация...

Пейзаж как вид изобразительного искусства входит в школьную программу и охотно

Пейзаж как жанр играет важную роль, как в изобразительном искусстве, так и в культуре в

Изобразительное искусство — использование средств художественной выразительности в...

Выразительные средства, используемые на уроках...

Например, изображение пейзажей в разное время года, на этом уроке рекомендую использовать музыкальные произведения из альбома П. И

Методы ознакомления детей с изобразительным искусством. Искусство — самый прекрасный, самый строгий, самый...

История пейзажной живописи Узбекистана в свете новых...

Пейзаж, как одно неотделимое целое присутствовал в изобразительном искусстве нашего края ещё в исламский период: «Пейзаж и его атрибуты — одно из древнейших

Павел Беньков сделал первый шаг в пейзажной живописи навстречу реальному изображению ландшафта.

Пейзажная поэзия Н. Е. Ряшенцевой | Статья в журнале...

В статье выявлены особенности художественной индивидуальности тюменской поэтессы Н. Е. Ряшенцевой на основе характеристики пейзажей в рамках эстетической классификации М. Н. Эпштейна и определены функции, которые выполняет пейзаж в поэзии художницы.

Учебная практика — пленэр — необходимая составляющая...

Пленэрная живопись сложилась на основе изучения натуры при естественном освещении и

Художник работающий над пейзажем на пленэре, должен обязательно периодически изучать своё

Пленэрная практика всегда была необходима как составляющая учебных программ...

Изображение природы как средство развития творческих...

Детские пейзажи всегда необычны, ребята используют разную

Таким образом, изображение природы в рисунке оказывает большое влияние на художественное и творческое

Искусство и изобразительная активность самих детей, поможет им закрепить и углубить знания о родной...

Похожие статьи

Виды и функции пейзажных описаний в литературе

пейзаж, литературный пейзаж, описание, идеальный пейзаж, художественное произведение, пейзажный штрих, пейзажное произведение, пейзажная картина, пейзажная деталь, эстетическая разновидность пейзажа.

Некоторые методические аспекты работы над пейзажем

Во время обучения в высшей школе будущий педагог изобразительного искусства должен усвоить целый ряд методических положений, связанных изображением пейзажа. Также он должен изучить различные породы деревьев, рисунок ветвей, цветов и растений.

Функции пейзажных описаний в художественном произведении

Термин «пейзаж» принадлежит к числу довольно часто употребляемых и неоднозначных понятий. Чаще всего исследователи исходят из понимания пейзажа как рисунка, изображающей природу, а также описания природы в художественном произведении. В нашей статье мы...

Общеэстетический характер пейзажа и его интерпретация...

Пейзаж как вид изобразительного искусства входит в школьную программу и охотно

Пейзаж как жанр играет важную роль, как в изобразительном искусстве, так и в культуре в

Изобразительное искусство — использование средств художественной выразительности в...

Выразительные средства, используемые на уроках...

Например, изображение пейзажей в разное время года, на этом уроке рекомендую использовать музыкальные произведения из альбома П. И

Методы ознакомления детей с изобразительным искусством. Искусство — самый прекрасный, самый строгий, самый...

История пейзажной живописи Узбекистана в свете новых...

Пейзаж, как одно неотделимое целое присутствовал в изобразительном искусстве нашего края ещё в исламский период: «Пейзаж и его атрибуты — одно из древнейших

Павел Беньков сделал первый шаг в пейзажной живописи навстречу реальному изображению ландшафта.

Пейзажная поэзия Н. Е. Ряшенцевой | Статья в журнале...

В статье выявлены особенности художественной индивидуальности тюменской поэтессы Н. Е. Ряшенцевой на основе характеристики пейзажей в рамках эстетической классификации М. Н. Эпштейна и определены функции, которые выполняет пейзаж в поэзии художницы.

Учебная практика — пленэр — необходимая составляющая...

Пленэрная живопись сложилась на основе изучения натуры при естественном освещении и

Художник работающий над пейзажем на пленэре, должен обязательно периодически изучать своё

Пленэрная практика всегда была необходима как составляющая учебных программ...

Изображение природы как средство развития творческих...

Детские пейзажи всегда необычны, ребята используют разную

Таким образом, изображение природы в рисунке оказывает большое влияние на художественное и творческое

Искусство и изобразительная активность самих детей, поможет им закрепить и углубить знания о родной...

Задать вопрос