Выразительные средства, используемые на уроках изобразительного искусства при изучении понятия «пейзаж» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (13) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 12.09.2018

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Кириллова Т. Н. Выразительные средства, используемые на уроках изобразительного искусства при изучении понятия «пейзаж» // Школьная педагогика. — 2018. — №3. — С. 23-24. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/104/3549/ (дата обращения: 19.10.2019).



Новизна стандарта второго поколения для образовательной области «Изобразительного искусства» заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом являются:

– формирование художественных и культурных компетенций обучающихся,

– расширение кругозора,

– развитие образного, ассоциативно-критического мышления,

– приобретение личностного художественно-творческого опыта,

– выбор путей собственного культурного развития.

Приобретенные на базе учебного предмета «Изобразительное искусство» компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.

Одной из определяющих тенденций в художественном образовании является актуальность развития визуальной культуры обучающихся. Это связано, прежде всего, с возрастанием приоритета передачи информации с вербального способа на зрительный.

Исследователи отмечают наличие определенных психологических особенностей восприятия у так называемого поколения Next — детей, выросших в эпоху компьютеров и глобальной Интернет-сети. Среди них: интеллектуальное равнодушие; неверие в традиционные ценности; недостаток отзывчивости и воспитанности; искушенность в технике и др. Ситуация усугубляется широкой доступностью виртуального пространства, которое является «коммуникатором с широким выбором культурных объектов и способов их использования».

Во время проведения уроков изобразительного искусства необходимо уделять внимание не только последовательности изображения того же самого пейзажа окружающего мира, но и дать возможность проявить свою индивидуальность, и каждый из них будет стараться изобразить свой пейзаж. Не у всех детей должно быть всё одинаково.

Также уроки изобразительного искусства можно активно соединять с уроками литературного чтения. Природа воспевается поэтами и прозаиками, как неотъемлемая часть бытия взаимоотношений человека и природы, его восхищение красотой окружающего мира и любви к родным краям. С учащимися на уроках изобразительного искусства рассматриваются иллюстрации к произведениям (пейзажи), анализируется характер изображаемого, разбирается фоновый комплект изображенного, цветовая гамма, говорится о чувствах, которые вызывает данная иллюстрация или же это репродукция картины. С помощью такой работы учащиеся развивают устную речь — грамотное построение предложений, правильное использование интонации, соблюдение смысловой направленности, рассуждение о смысле той или иной картины, приведение примеров.

На уроках русского языка — при написании сочинения по какой — либо картине, используя основные понятия и знания из урока изобразительного искусства. Прежде чем работать над самой картиной, учащиеся знакомятся с её автором, узнают о других его картинах, вспоминают похожую тематику картин у других художников. Работа по картине на русском языке имеет свои особенности, без знания элементов картины, которую невозможно исполнить. Что входит в работу над картиной на русском языке?

1) Знакомство с биографией художника;

2) Определить основное направление искусства данного художника;

3) Анализ картины;

4) Мнение учащегося о данной картине.

Каждый из этих этапов прорабатывается устно, подробно, используя дополнительную информацию из словарей или энциклопедий — работа с информацией. Обсуждение найденной информации — развитие речи, анализ и систематизация полученных данных. Составление плана по работе над картиной — систематизация данных и построение логической последовательности действий. При работе над картиной использование основных терминов и понятий, взятых из урока изобразительного искусства. Высказывание своего индивидуального мнения о данной картине. Эти этапы работы помогают не только развивать письменную и устную речь, но и видение прекрасного, понимание изображаемого, восприятие картины как замысла художника и цели её изображения.

Для стимулирования воображения и появления вдохновения у ребят необходимо использовать музыкальное сопровождение, лучше всего, конечно, использовать классическую музыку. Например, изображение пейзажей в разное время года, на этом уроке рекомендую использовать музыкальные произведения из альбома П. И. Чайковского «Времена года». Музыка будет основным «вдохновителем», «капитаном воображения» учащихся. Прослушивать музыку лучше закрытыми глазами и дать возможность детям постучать карандашами в ритм, окунуться в стихию мелодий и настроения композиции. После этого, проанализировав характер музыкального произведения, предложить учащимся образцы изображения того или иного времени года в работах великих художников — пейзажистов, таких, как И.Шишкина, И.Айвазовского, И.Левитана и т. д.

Очень много средств можно и нужно использовать на уроках изобразительного искусства, совмещать его с другими уроками на разных этапах. Учащимся будет не только интересно, но запоминать и усваивать материал будет лучше и ярче. Не бойтесь экспериментировать на уроке изобразительного искусства, ведь наш предмет — это и есть искусство, полет мыслей и вдохновения, создание нового и интересного.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, русский язык, картина, урок, устная речь, художественное образование, окружающий мир, работа, учащийся.

Похожие статьи

Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного...

Учителя изобразительного искусства используют при возможности репродукции картин для знакомства учащихся с художественным изображением природы. Это своего рода подготовка к восприятию красот природы на последующих экскурсиях весной и осенью.

Роль краеведения на уроках русского языка, литературы...

Уроки русского языка, литературы и изобразительного искусства - различные формы познания ребёнком окружающего мира. При знакомстве с праздничной народной одеждой на уроках изобразительного искусства особое внимание уделяется понёвному типу (одежде...

О проблемах обучения изобразительному искусству...

Изобразительное искусство — одна из основных дисциплин школьного образования.

«Изобразительное искусство в школе выступает не целью, а средством подготовки

Похожие статьи. Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в...

Значение упражнений на уроках изобразительного искусства...

упражнение, изобразительное искусство, ребенок, основное задание, художественное образование, обучение детей, проведение упражнений

Организация внеклассной работы по изобразительному... Значение упражнений на уроках изобразительного искусства...

Общность предметов языкового и литературного образования

Работа над художественным текстом на интегрированных уроках русского языка и литературы состоит из нескольких этапов. На первом этапе урока отрабатываются навыки устной речи. Основным методом работы является интерпретация текста, т. е. «высказывание...

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

 развитие мыслительной деятельности, развитие устной речи, умения анализировать

 целенаправленное и систематическое развитие интеллекта учащихся через применение

Напольнова, Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского...

Развитие творческих способностей в младших классах

Урок литературного чтения в начальной школе позволяет включить учащихся в творческую

Как продолжение темы «Мир природы в авторских сказках» урок изобразительного

художественно-эстетическое развитие, литературное чтение, младший школьник, младший...

Работа с художественным текстом на уроках русского языка

Язык художественного текста в своей сущности является определённой художественной моделью мира и в этом смысле всей своей структурой

Такой целостный подход к обучению речи активизирует работу учителя и повышает интерес учащихся к урокам русского языка.

Методы ознакомления детей с изобразительным искусством

Искусство — самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ из вечного, не

Изобразительное искусство является художественным отражением действительности в зрительно

Огромную и незаменимую роль в этой работе играет педагог.

Похожие статьи

Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного...

Учителя изобразительного искусства используют при возможности репродукции картин для знакомства учащихся с художественным изображением природы. Это своего рода подготовка к восприятию красот природы на последующих экскурсиях весной и осенью.

Роль краеведения на уроках русского языка, литературы...

Уроки русского языка, литературы и изобразительного искусства - различные формы познания ребёнком окружающего мира. При знакомстве с праздничной народной одеждой на уроках изобразительного искусства особое внимание уделяется понёвному типу (одежде...

О проблемах обучения изобразительному искусству...

Изобразительное искусство — одна из основных дисциплин школьного образования.

«Изобразительное искусство в школе выступает не целью, а средством подготовки

Похожие статьи. Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в...

Значение упражнений на уроках изобразительного искусства...

упражнение, изобразительное искусство, ребенок, основное задание, художественное образование, обучение детей, проведение упражнений

Организация внеклассной работы по изобразительному... Значение упражнений на уроках изобразительного искусства...

Общность предметов языкового и литературного образования

Работа над художественным текстом на интегрированных уроках русского языка и литературы состоит из нескольких этапов. На первом этапе урока отрабатываются навыки устной речи. Основным методом работы является интерпретация текста, т. е. «высказывание...

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

 развитие мыслительной деятельности, развитие устной речи, умения анализировать

 целенаправленное и систематическое развитие интеллекта учащихся через применение

Напольнова, Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского...

Развитие творческих способностей в младших классах

Урок литературного чтения в начальной школе позволяет включить учащихся в творческую

Как продолжение темы «Мир природы в авторских сказках» урок изобразительного

художественно-эстетическое развитие, литературное чтение, младший школьник, младший...

Работа с художественным текстом на уроках русского языка

Язык художественного текста в своей сущности является определённой художественной моделью мира и в этом смысле всей своей структурой

Такой целостный подход к обучению речи активизирует работу учителя и повышает интерес учащихся к урокам русского языка.

Методы ознакомления детей с изобразительным искусством

Искусство — самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ из вечного, не

Изобразительное искусство является художественным отражением действительности в зрительно

Огромную и незаменимую роль в этой работе играет педагог.

Задать вопрос