В статье рассмотрено понятие профессионального стресса, его влияние на трудовую деятельность, а также описаны факторы и условия, способствующие его развитию. Трудовая деятельность в контексте профессионального стресса — это серьезное испытание психического и физического здоровья, потому важно знать причины, по которым развивается профессиональный стресс. Также в статье нами предложен ряд практических профилактических мер, препятствующих развитию профессионального стресса. Однако, при возникновении профессионального стресса включается механизмы совладания: в статье нами раскрыты понятия совладающего поведения (копинг-стратегий). При взаимодействии с трудной ситуацией, человеку необходимо адаптироваться. Преодолению любого стресса, в том числе профессионального, способствуют оптимальные копинг-стратегии и умение их рационально сочетать, чтобы ситуация разрешилась без потерь для человека.
Ключевые слова: профессиональный стресс, копинг-стратегии, совладающее поведение, копинг-поведение, когнитивная модель совладания со стрессом.
В современном мире такое понятие как карьеризм встречается очень часто. Ведь практически любой работник хочет добиться успеха в своей карьере, занимать управляющую должность. Для этого человек вкладывает все свои знания, умения, силы, практически все свободное время, постоянно посещает тренинги, курсы по повышению квалификации, по переподготовке и так далее, часто берет сверхурочную работу и старается выполнить свою работу лучше всех и раньше всех. И почти всегда такое усердие в работе вызывает усталость, утомление, стрессы, нервное состояние, раздражительность, неудовлетворенность работой. Все это признаки профессионального стресса. Современная социально-экономическая ситуация в России предъявляет новые требования к субъектам труда. Ускоряется темп профессиональной деятельности, возрастают требования к качеству и объему выполняемой работы, что нарушает эмоциональное равновесие и приводит к возникновению стресса. А профессиональный стресс является причиной целого ряда проблем таких как: высокий уровень текучести кадров, потеря ценных сотрудников, стрессовые ситуации в производственном процессе, частые конфликты, застои на работе, снижение производительности и много другое.
Особое место в плане развития стресса занимают профессии с преобладанием субъект-субъектных отношений и, соответственно, они же является самыми напряженными и стрессогенными, требующие хорошего самообладания и саморегуляции. Большие рабочие нагрузки способствуют развитию негативных психических состояний, отрицательно влияющих на личность работника, его клиентов и организацию в целом [1]. Проявления стресса в профессиональной деятельности разнообразны: перегрузка работой, нервное и эмоциональное напряжение, большой объем зрительной, слуховой и т. п. нагрузки, ненормированный рабочий день, дефицит времени, деструктивное, конфликтное поведение коллег и многое другое. Профессиональная деятельность не только требует полной отдачи сил в рабочее время, но и занимает внерабочее время, не оставляя возможностей жить для себя, своей семьи и друзей. Подобная ситуация приводит к серьезным негативным последствиям в форме профессионального стресса. О. В. Макаренко рассматривает профессиональный стресс как «связанное с профессиональной деятельностью напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов» [5, с. 14]. А. Б. Леонова утверждает, что профессиональный стресс появляется исключительно в условиях, когда требования рабочей среды и индивидуальные ресурсы не соответствуют друг другу. Подобный диссонанс может стать причиной создания потенциальной угрозы для здоровья и успешности трудовой деятельности [6]. Как видим, профессиональный стресс рассматривается в основном в плане негативного влияния на профессиональную деятельность.
Проявления профессионального стресса характеризуются следующими симптомами: чувство усталости, перенапряжения и истощения; снижение активности, любопытства, креативности, высокая раздражительность, немотивированный гнев и агрессия, беспокойство и тревожность, негативная установка к работе; безразличие к результатам деятельности, отстраненность по отношению к коллегам и другим участникам взаимодействия, низкая эмпатия [9].
Рассматривая причины возникновения профессионального стресса, В. А. Бодров относит к ним: сложность выполняемой деятельности, личную ответственность за результаты деятельности, дефицит времени, личностные особенности субъекта труда [2, с. 20]. С наибольшей вероятностью стать жертвой профессионального стресса грозит определенным категориям людей, наиболее чувствительным предрасположенным или оказавшимся в особых условиях. К таким относятся не жалеющие себя — Трудоголики, которые живут только своей работой; — Жители крупных городов жители больших городов чаще всего подвержены стрессу, а стресс является одной из причин профессиональных выгораний; — Работники-интроверты. Они очень замкнутые и скромные. Они не имеют навыков сопротивления стрессу; — Люди, которые сменили работу, а также те, кто ожидает аттестацию в профессиональной сфере; — Работники, попавшие в совершенно новую среду или непривычную ситуацию, которая обязывает проявить новые качества и высокую эффективность; — Люди с внутриличностным конфликтом; — Работники в возрасте после 45 лет. Из-за возраста им очень сложно найти работу, а также под сокращение обычно первыми попадает именно эта возрастная категория; — Люди, добившиеся определенных высот. Когда человек добивается своих целей, то возникает ощущение отсутствия перспектив, сомнения по поводу личностной и профессиональной несостоятельности.
С целью профилактики профессионального стресса целесообразно применять следующий практический комплекс мер. 1. Следует использовать «технические перерывы» — они необходимы для того, чтобы работник мог немного отдыхать от основного вида деятельности, так как работа без небольших перерывов (5–10 минут в час) очень утомляет и может поспособствовать появлению стресса. Нужно ненадолго переключаться на другие интересные темы во время рабочего дня, если есть такая возможность; 2. Необходимо найти для себя пути управления стрессом, обучиться приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях. Необходимо уметь сопротивляться стрессу: выработать собственные методы расслабления, эмоциональной подзарядки, психологической защиты; 3. Следует сокращать ненужную конкуренцию в коллективе, особенно среди сотрудников, непосредственно работающих в команде. Работа в команде всегда позволяет минимизировать рост стресса, при условии отсутствия в ней конкуренции. Но образуя команды необходимо учитывать индивидуальные особенности сотрудников, так как некоторые не способны работать в команде, лучше у них получается работа в одиночку; 4. Необходимо поддерживать здоровый образ жизни. Научно доказано, что занятие спортом хорошо снимает стресс; 5. Необходимо правильно распределять нагрузку в течении рабочего дня (принцип постановки целей и приоритетов). Нужно учиться переключаться с одного вида деятельности на другой (принцип гибкости и текучести), не принимать близко к сердцу конфликты и уметь из них правильно выходить, не соревноваться с коллегами по работе; 6. Правильно делегируйте ответственность, а не взваливать все на себя; 7. Необходимо выбирать ту карьеру, которая соответствует вашим способностям, интересам, навыкам, особенностям характера и темпераменту. Именно любимая работа способствует улучшению настроения и желанию работать и продвигаться по карьерной лестнице.
Таким образом, трудовая деятельность в контексте профессионального стресса — это серьезное испытание психического и физического здоровья трудоустроенного, проверка уровня его надежности как профессионала.
Преодолению любого стресса, в том числе профессионального, способствуют оптимальные копинг-стратегии. Исследование проблемы совладающего поведения (копинга) личности в стрессовых ситуациях началось в середине XX века. Термин копинг (coping) берет свою этимологию от слова «сope», что в переводе с английского означает «преодолевание, совладание». В российской психологии его переводят как совладающее поведение или психологическое преодоление, кроме того, в русской психологической школе нередко используется такое близкое к копингу понятие как «переживание».
На сегодняшний день над различными проблемами совладающего поведения работает большое количество ученных (Анцыферова Л. И., Бодров В. А., Ташлыков В. А., Ялтонский В. М., Нартова — Бочавер С. К., Горьковая И. А., Абабков В. А., Никольская И. М., Сирота Н. И.).
Развитие проблемы копинга и создание её главных постулатов связанно с когнитивной моделью Ричарда Лазаруса. В 1966 году он написал книгу «Психологический стресс и процесс совладания с ним», в которой дал описание осознанным стратегиям совладания с ситуациями тревоги, напряжения и стрессовыми состояниями. Согласно концепции Лазаруса в основе регуляции взаимодействия личности с внешней средой находится постоянно изменяющийся процесс когнитивной оценки, преодоления и эмоциональной обработки. Первоначально человек определяет проблематичную ситуацию как непостоянную и небезопасную, а потом, принимая во внимание силу воздействия и свойства стресс — фактора, а также свои индивидуальные характерные черты личности, осуществляет выбор стратегий совладания, это приводит индивидуума к образованию определенных форм копинг — поведения. По мнению Лазаруса, копинг — это стремление к разрешению проблем, которое проявляется когда индивид находиться в ситуациях угрозы либо успеха для него, при имеющихся условиях для активизации его адаптивных возможностей целью которых является, сохранение физиологического, индивидуального и социального благополучия [11]. Р. Лазарус и С. Фолкман описывают копинг как активное взаимодействие индивида с какой-либо ситуацией, когда важные поведенческие, когнитивные и эмоциональные усилия направляются на выявление и нейтрализацию внутренних и внешних противоречий. Они говорят о копинг-поведении в самом широком смысле и предлагают различные взаимодействия человека с задачами внутреннего или внешнего характера — возможности смягчить или завладеть, смириться или уйти от требований, которые транслирует контекст трудной ситуации [4].
Таким образом, копинг — стратегии представляют собой совокупность поведенческих, эмоциональных и когнитивных стратегий, применяемые человеком для того, чтобы справиться с запросами повседневной жизни, которые превышают его внутренние ресурсы [3].
Сегодня широко применяются термины «преобразующий копинг» (transformational coping), «активный копинг» (active coping), «регрессивный копинг» (regressive coping), «копинг, направленный на избегание» (avoidance coping). Большую популярность в рамках данного подхода к интерпретации копинга приобрело определение, которое сформулировала Т. Л. Крюкова: копинг-поведение — это целенаправленное поведение, которое позволяет индивиду совладать со стрессом (или трудной ситуацией в жизни), используя адекватные особенности, присущие его личности, посредством осознанных стратегий, либо адаптирующих к требованиям этой ситуации, либо помогающих как-то преобразовать её [10]. На выбор стилей и стратегий копинг-поведения влияют: адаптационный потенциал личности, профессиональные, гендерные и возрастные факторы.
При взаимодействии с трудной ситуацией, человеку необходимо адаптироваться. Именно поэтому ко всем стратегиям совладающего поведения предъявляется ряд задач:
1) Определение смысла самой ситуации и её смысла для личности.
2) Попытка противодействовать обстоятельствам в виде действия, как первая реакция на образовавшуюся проблему.
3) Сохранение взаимоотношений с членами семьи и друзьями на прежнем «предкризисном» уровне
4) Поддержка оптимального психологического баланса
5) Поддержание и сохранение образа себя.
Отталкиваясь от вышесказанного, оценка стратегий совладания находится в зависимости от того, в какой степени они удовлетворяют данные адаптивные задачи [7]. По мнению С. К. Нартовой — Бочавер [8] наименее результативными, считаются стратегии самообвинения, избегание и принижение собственных возможностей во всех проявлениях. Достаточно эффективными считаются, реальное изменение ситуации либо её переоценка. Неопределенно оцениваются эмоционально — экспрессивные формы совладания. Выражение чувств является довольно результативным методом преодоления стресса, исключением принято считать, открытое проявление враждебности, в силу собственной асоциальной ориентированности, хотя и подавление агрессии представляет сильный фактор риска нарушения эмоционального благополучия личности. В случае если совладание активируется ситуацией, и она разрешается, тогда для индивидуума ситуация теряет свою значимость, в таком случае могут использоваться и активные, и пассивные копинг — стратегии. Но несмотря на это, важно рационально сочетать стратегии, чтобы ситуация разрешилась без потерь для человека.
Литература:
- Амбросимова О. Синдром эмоционального выгорания у специалистов социальных профессий [Электронный ресурс]: http://shathicento.clan.su/news/2013–03–20.
- Бодров В. А. Профессиональное утомление: фундаментальные и прикладные проблемы. М.: Ин-т психологии РАН, 2009. 558 с.
- Василюк, Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций [Текст] / Ф. Е. Василюк // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2001. — № 4. — С. 24.
- Креденцер А. В., Онищенко Л.Н Психологические особенности поведения в конфликте персонала коммерческих организаций сферы торговли // Актуальные проблемы психологии. Киев: Наукова мир, 2018. Т. 1, Ч. 21–22. С. 152–157
- Макаренко О. В. Психология профессионального развития личности. Профессиональный стресс: учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007. 70 с.
- Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. — 2013. — Т. 22, № 1. — С. 16–24.
- Муздыбаев, К. Стратегия совладания с жизненными трудностями [Текст] / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии. — 1998. — Том I № 2. — С. 100–111.
- Нартова — Бочавер, С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности [Текст] / С. К. Нартова — Бочавер // Психологический журнал. — 2007. — Т.18, № 5. — С. 20–30.
- Онуфриева В. В., Моисеева Е. Ю., Бережнова М. А. Профилактика профессионального стресса в деятельности педагога психолога // Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота. — 2017. — № 4–5 (118). — C. 81–83.
- Ярослав Л. Психологический анализ структуры конфликтологической компетентности // Вестник НТУУ КПИ. Философия. — 2014. — № 1. — С. 56–62.
- Lazarus, R. S. Stress, Appraisal, and coping [Текст] / R. S. Lazarus, S.Folkman. — NY.: Springer Publishing, 1984. — 444 с.