Современные подходы к обучению предполагают подачу материала в доступной для ученика форме. Поэтому изучения синтаксиса простого предложения представляет некоторые трудности. К ним можно отнести построение и запоминание учеником начальных классов предложения и его структуры. Одной из аксиом современного педагогического процесса является следующий подход: начинать надо с простого, а затем плавно переходить к сложному. Как пишет исследователь Львов М.Р: “Работа над предложением имеет прямой выход в развитии речи учащихся, т. е. в творческую деятельность, поэтому в её систему следует включать свободное составления текста, поиски наилучшего выражения мысли и чувства. Здесь уместна соревновательность, свобода творчества” [1 стр.215] Изучение простого предложения следует подавать в форме игры. Для начала учителю начальных классов следует определить тему. Она должна быть доступна и понятна ученику. На наш взгляд, выбранный материал должен быть связан с повседневной жизнью ребенка, так как степень усвояемости синтаксических норм повысится. Прежде всего, за основу следует брать узнаваемые объекты действительности, с которыми постоянно соприкасается ученик.
К таким можно отнести: природа, праздники, рынок, игрушки и т. д. Не секрет, что современные дети очень восприимчивы к телевидению, кинопродукции. Поэтому эти образы можно использовать при работе с учениками. Выбрав тему для обучения, учитель начинает выстраивать схему урока, а метод ассоциаций позволит ему подать материал в легкой форме.
Если взять за основу времена года, то простое предложение выстраивается следующим образом. Лето пришло. Жаркое лето пришло. Каникулы с летом пришли. Уроки закончилось.
Ученик запоминает, что лето — это подлежащее, а сказуемое пришло, далее происходит видоизменение формы пришло — пришли — закончились. Ученики по очереди проговаривают простое предложение. Учитель объясняет им структуру предложения, делая упор на главных и второстепенных членах предложения. После этого педагог, начинает вставлять в качестве подлежащего другие времена года — весну, зиму осень. В качестве грамматического материала следует использовать на начальном этапе две части речи — имя существительное и глагол. Затем учитель может строить своё объяснение на сопоставлении этих времен года. Другим важным моментом данного процесса является иллюстрация, использование наглядностей позволяет упростить подачу материала, а также закрепить в сознании ребёнка понятия о временах года. Затем происходит следующий этап — построение небольшого рассказа по заданной теме. Он должен состоять из нескольких предложений, в которых присутствуют только главные члены предложения. На наш взгляд, следует использовать сначала глаголы одного времени, затем произвести плавный переход на другие времена. Как пишет педагог Гапеева К: “Очевидно, что не объём знаний или количество информации является целью образования, а, то, как ученик умеет управлять этой информации: искать, наилучшим образом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. В связи с этим поиски новых форм уроков становится актуальным” [2, с.4].
Изучение новых технологий ведения урока и их внедрение позволяет развивать творческие способности ученика. Ещё одной стороной современного процесса обучения является сотрудничества учителя и ученика, поэтому использование игровых методов вполне оправдано, так оно выполняет главную задачу — повышение интереса к предмету. После объяснения в форме игры следующим этапом стоит закрепление повышенных знаний. В этом процессе следует использовать другие приемы обучения. К ним можно отнести: эстафеты, работа в малых группах, Большим подспорьем при изучении синтаксиса на этапе закрепление полученных знаний является использование кратких и запоминающих форм устного народного творчества: загадки, пословицы, поговорки, которые должны быть в рифму. Например, весна всем людям красна, пришла весна — отворяй ворота, зима — старуха, весна — молодуха. Учащиеся четвертых классов, такие рифмовки запоминают сразу. Учитель объясняет им их значение, а затем просит назвать и указать подлежащее и сказуемое.
Ученики поочередно произносят пословицы, а затем начинают друг другу их проговаривать.
Ученик произносит слово “весна”, второй добавляет “всем”, третий завершает “красна”.
Затем происходит следующее, учащиеся повторяют это предложение с обратной стороны.
Учащиеся получают в доступной форме знания о месте подлежащего и сказуемого и порядке слов. Созвучие фразы позволяет сконцентрировать внимание на самой фразе, и улучшить произношение гласных согласных звуков
Следующей технологией при изучении простого предложения является эстафета. Учитель записывает начала предложения на альбомном листе бумаги. Он разделяет класс на группы, в каждой из которых имеется капитан. Задачи учеников записать и продолжить предложения и передать другим. Например: Учитель вошёл…
Первый вариант: Учитель вошёл в класс.
Второй вариант: Учитель вошел и дал задание.
При использовании данной технологии выполняются следующие задачи: ученики учатся строить предложения, предлагать варианты
его использования, определять структуру простого предложения. После завершения данной операции лучшие работы оцениваются.
Технология корзинка с яблоками появилась сравнительно недавно. Суть данного метода — это раскрытие творческого потенциала учащихся, их способности к логическому мышлению. Преподаватель приносит корзину с указанной фразой, задача учеников дополнить недостающие фрагменты или свой вариант предложения. Ученики записывают предложения в фигуры наподобие яблока и кидают в корзину. После окончания игры идет обработка результатов работы. Ученики по очереди читают полученные предложения. Подобные методы работы позволяют прийти к современному пониманию педагогического процесса — сотрудничество ученика и учителя. Их совместная работа может привести к положительным результатам. Игровая составляющая урока не означает, что она должна заполнить всё пространство занятие. Как показывает преподавательская практика, эти технологии обучения следует использовать на стадии закреплении полученных знаний, когда объяснение требует раскрытия. Рассматривая простое предложение как увлекательную игру, учитель, опираясь на предложенные технологии, сможет способствовать запоминанию структуру и состава простого предложения, а также попытаться научить учеников различать простое предложение от сложного. За основу нашей работы мы взяли изучение главных членов предложения и их определения. Такой подход представляет познавательную ценность по следующим причинам. Во-первых, подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Во-вторых, изучение данных синтаксических единиц вначале позволит перейти к другим членам предложения, а также осуществить переход к изучению структуры простого предложения. Отдельным вопросом при рассмотрении данной синтаксической единицы является проблема расстановки знаков препинания. В качестве вспомогательного материала может выступить игра “ты — мне, я — тебе.” Учитель читает предложения с интонацией, затем ученики пытаются объяснить знаки препинания, которые ставятся в конце.
Например: Япришёл домой. Сколько времени осталось до звонка? Приходи на урок вовремя!
Данный метод направлен на усвоение знаков препинания и их понимания. Задача проста — научить учеников правильно произносить предложения, учитывая интонацию.
Приведенные игровые методы обучения простого предложения позволяют упростить процесс изучения синтаксиса, а также сфокусировать внимание, на подаче материала. Современный образовательный процесс предполагает наличия выбора, который сводится к поиску новых форм на вызовы, а также уход от традиционной формы преподавания, которая предполагает примат учителя над учеником. Технология сотрудничества представляет учителю и ученику целый набор методов и приёмов для достижения главной цели — повышения и сохранения интереса к предмету. Игровые методы развивают интерес, большую вовлечённость в тему занятия, активное участие, творческие способности. Во всех рассмотренных нами технология ученикам предоставляется выбор в решении поставленной задачи. Учитель увлекает учеников за собой, предоставляя и преподнося тему занятия в виде игры, где нет проигравших, но активность поощряется хорошими оценками. Другим важным аспектом данной методики являются наглядности. Любая современная методика невозможна без красивого оформления, которая очень помогает при работе с данными технологиями.
Литература:
- Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Соновская. — 3-изд, стер-М.: Издательский центр “Академия”, 2007. -464 с. С 125
- Интерактивные приемы, методы и формы обучения на уроках русского языка и литературы как способ повышения мотивации и познавательной активности обучающихся: Материалы региональной научно-практической конференции (Смоленск, 22 марта 2018 г.) / Сост. Ю. А. Розанов. — Смоленск ГАУ ДПО СОИРО, 2018. -(CD-R). -68 c. С 4.