В статье поднимается одна из периферийных проблем философии — проблема предназначения женщины и ее роли в обществе на образце взглядов Симоны де Бовуар – французского писателя. Автор дает ответы на такие вопросы: как взаимодействуют полы, проблема материнства, свобода женщины, значение понятия «женственность».
Ключевые слова: женщина, мужчина, пол, женское движение, женская личность.
В прошлом столетии западная цивилизация столкнулась с проблемой переоценки положения женщин в окружении. Бесспорно, это связанно с сильным феминистским движением, направленным на устранение дискриминации по признаку пола. Женское движение существует как мировоззрение гендерного ограничения в правах и как социального и политического движения.
Сосредоточившись на изучении феминизма «второй волны» французским писателем Симoнoй дe Бовуар (1908–1986), мы приступили к изучению женской природы, женской уникальности, женственности и организации женской личности, используя работы Симоны де Бовуар. Острота изучаемого вопроса: видоизменения положения женщины в нынешнем мире. Объектом исследования является Симона де Бовуар, как основатель современного феминизма. Целью статьи выражается в раскрытии значения женской личности с точки зрения французской писательницы и мыслителя Симоны де Бовуар.
Произведения Симоны де Бовуар увлекательны на сегодняшний день наравне с творчеством и наследием ее единомышленников, подобных как Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Дюрас, Ф. Саган, Н. Сарро. Широкую славу ей дала работа «Второй пол», опубликованная в 1949 году, посвященной изучению положения женщин в нынешнее время.
Она была иной, несхожей на прочих дам. Рискованной, легкой, крылатой, будто птица. «Исключительной личностью» называл ее Франсуа Миттеран, «целой эпохой» — Жак Ширак. [5]. Со второй половины XX века ее идеями захватывалась целая Европа.
Основой движения стала знаменитая книга Симоны де Бовуар «Второй пол», выпущенная в 1949 году, в которой впервые упоминалась проблема «феминизма». Ее книга стала «Библией феминизма» и на нынешний день остается самым уникальным историческим исследованием, не только для женщин, но и для ученых. Автор поднимает много вопросов, таких как: что такое «женская судьба», что подразумевает понятие «естественная цель секса», чем женщины отличаются от мужчины, сможет ли она занять свое место в обществе как полная личность, и какие обстоятельства ограничивают ее свободу.
Симона считает, что сложившиеся социальные, экономические идеалы патриархата не позволяют женскому полу использовать материальные и интеллектуальные ресурсы мира. Автор выдвигает мнение: место женщин в среде существенно отличается от положения человечества в целом, так как мужчины создали мир, в котором женщины должны быть «вторым полом». Женщина, по представлению писателя, «определяет себя и выделяется по отношению к мужчинам, но ни один мужчина не концентрирует с ней; она крадет следующее существенное. Он-Субъект, он-Абсолют, она- Другой».
Симона де Бовуар утверждала, что стать женщиной означает не только принадлежность к определенной биологическому виду людей, но и женские эмоции и связанные с ними самооценку, установленную для определения типа разделения социальных ролей в обществе. Несмотря на исторический опыт, С. де Бовуар демонстрирует довольно разнообразные взгляды, которые может принять женщина, ни революция, ни доктрина освобождения не смогли обеспечить подлинное равенство между полами.
Согласно теории, у девочки с рождения развивается пассивность, которая изначально ей не присуща «на протяжении всего детства, девочка угнетена и искажена, но тем не менее она чувствует себя свободной личностью. В отношениях с родителями, друзьями, в учебе и играх. Она ведет себя как существо, способное на трансценденцию, свою будущую пассивность она только воображает» [1, с. 366]. В своей работе Т. С. Злотникова перечисляет устойчивые выражения, которые характеризуют природу женского пола: «женский мир», «женский взгляд», «женская дружба», «женский ум», «женская логика», «женская интуиция» [3, с. 4].
В обществе есть мнение, что женщины обязаны поощрять мужчин в их стремлении утвердиться в обществе: они должны постараться взять на себя ответственность за свои действия и служить Родине. Никто не ожидает этого от девушки. Требования, предъявляемые к мальчику, немедленно ставят его на голову выше девочек. Симона считает, что это «снисхождение» по отношению к девушке постепенно отталкивает ее на задний план.
Изучая процесс развития женской личности, Симона де Бовуар приходит к выводу, что зависимость настолько глубоко укоренилась в женском сознании, что сама женщина склонна принимать роль «второй» жертвы, а не сопротивляться.
Где женщина находит в себе силы подчиниться мужчине? Симона объясняет это тем, что «мужчина-женщина» изначально неотделимы друг от друга, обе половины прочно связаны друг с другом. Это важная особенность женщины: она «другая» в целом, состоящая из двух необходимых принципов друг для друга. В схеме, предложенной С. де Бовуар, выясняется, что женщина не защищает себя как субъект, потому что у нее нет для этого особых средств, она чувствует неразрывную связь с мужчиной и зачастую роль «вторичного другого». ее устраивает, то есть в этом случае она может чувствовать себя счастливой.
Симона считает, что «женщина не рождается, она становится» [4]. Согласно теории, человек рождается, и в зависимости от строения половых органов это существо принадлежит к «мужскому» или «женскому» полу. «Мужская» ситуация на самом деле «человеческая», ситуация культурного субъекта, сливающегося с универсальным субъектом, который определяется через отделение от «другого», «женщины». «То есть мужчина, который представляет собой женщину как другую волю встретить в нем глубокое понимание и участие» [1, с.12], воплощающий в себе противоположные, универсальные, индивидуальные, обреченные и телесные ограничения. Чтобы изменить свою «позицию» с точки зрения автора, женщина просто должна занять «мужское» место в культуре. Организм женщины мешает этим процессам, ее физиология является «бременем». Материнство, беременность и менструация действительно мешают женщинам «достичь равенства», хотя Симона доказывает, что отношение к этим явлениям в значительной степени социально выстроено и преувеличено.
Говоря о свободе женщин, Симона утверждает, что до тех пор, пока не будет создана «ситуация», которая ограничивает ее личностное развитие в женщине, настоящая свобода для женщины невозможна. Свобода женщины, согласно мировоззрению С. де Бовуар, заключается в ее настоящей профессиональной деятельности. Женщина обязана воссоздать свое человеческое достоинство в процессе творческого самоутверждения, с точки зрения С. де Бовуар, «она не может не обрести истинную свободу и равенство». Автор полагает, что женщина может и должна быть свободной, но все члены общества должны стремиться к этому: «в существующем мире мужчина должен достичь триумфа царства свободы; и, кроме всего прочего, добиться этой верховной победы, мужчина и женщина должны подняться над своими естественными различиями и вступить в настоящий братский союз».
Важное место в феминистской теории занимает тема материнства. Общепринято, что материнство является «естественной» целью.Может ли современная женщина ограничить свои притязания на рождение и вырабатывание детей? Писательница, утверждает, что решение стать матерью должно стать результатом свободного выбора, a не долгом, налагаемой с рождения. До настоящего времени страницы, посвященные лицемерию активистов против абортов, по-прежнему актуальны. Когда в середине 60-х годов XX века на Западе появилось новое женское движение под названием неофинизм, провозгласив Симону де Бовуар своим вдохновителем, она активно участвовала в его действиях: она возглавляла кампании протеста против дискриминации женщин, требовала легализации аборта, распространять контрацептивы и осуждение всех форм насилия касательно женщин.
Правда, книга «Второй пол» была написана и вполне естественна с определенной точки зрения: она отражает положение европейских женщин среднего класса в середине ХХ века. Один из важных аспектов этой книги признается всеми феминистками, независимо от направления: освобождение женщины полезно и выгодно не только для нее, но и является необходимым условием для полного и свободного существования мужчин. По мнению, С. де Бовуар, идеи «мужского» типа поведения, «настоящего мужчины» столь же искусственны и надуманны, как и суждения о том, какой обязана быть «настоящая женщина». Тяжело уничтожить безнравственный круг, потому что любой пол является жертвой другого пола и жертвой предрассудков, связанных с его полом. Единственный способ жить в мире — это развить способность к компромиссу. Мирное сосуществование полов возможно, нам нужно только научиться уважать право каждого на самореализацию и взаимную свободу.
В единой, концепция Симоны — это попросту личная анатомическая черта, телесный знак, тот или иное не обязано быть острым в жизни женщины. Симона дe Бовуар не употребила терминологию «гендер» (одно из центральных определений нынешнего женского движения), тем не менее, общая логика рассуждений в нем предвосхитила нынешний подход к гендерной проблематике. И данное несомненная заслуга автора.
Идеи писательницы показали ее глубокие знания в философские тенденции прошлого и настоящего (Гегеля, Маркса, Ницше, Фрейда и т. д). И в то же время интеллектуальной независимости даже от Сартра, с которым она, по общему признанию, имела постоянный диалог [2] и в отношении, которого она сохраняла своеобразие своих суждений.
Литература:
- Бовуар С. де. Второй пол. М-СПб., 1997.
- Кайл М. Мужской и женский. Сартр и Бовуар, скрещенные взгляды / М. Международный электронный журнал. — 2007 год № 4
- Злотникова, Т. С. Вторая ошибка Бога [Текст] / Т. С. Злотникова. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. — 324 с.
- [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://www.b17.ru/blog/107205/ (Дата обращения 11.03.2020).
- [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6229/(Дата обращения 11.03.2020)