В данной статье отражены взгляды А. Шопенгауэра на положение женщины в семье и обществе. Философ оценивает предназначение слабого пола, а также его отличительные черты, достоинства и недостатки, и как любой авторский текст размышления А. Шопенгауэра отражают личную жизнь писателя.
Ключевые слова: женский вопрос, трескучий эффект, разум, гендер, сексизм.
Женский вопрос является одной из составных частей вопроса о человеческой личности, ценностях и смысле жизни. Научное и творческое познание позволяет отличить человеку культурные и исторические интерпретации от вопросов, которые не могут быть отложены на потом, так как это судьбы живых людей и то, как мы к этому относимся, составляет наследие будущих поколений.
Сексизм и гендерные стереотипы никогда не возникают сами по себе, ведь где есть представление, что мужчина выше женщины, там есть и религиозные предрассудки, а также культурная и политическая пауперизация, в результате чего возникает позиция угнетения.
Артур Шопенгауэр является одним из самых известных мыслителей иррационализма. Его метафизический анализ воли и афористический стиль письма не оставлял равнодушным ни одного мыслителя того времени. В 1841–1851 годах в свет выходит труд Шопенгауэра «Парерга и паралипомена», что в переводе с греческого означает пропуски и дополнения. Это одна из последних крупных работ Шопенгауэра, опубликованная при жизни самого автора в двух томах. Во втором томе 27 главу он посвящает женщинам, а именно философскому рассмотрению женского вопроса.
Предназначение женщины Шопенгауэр видит в воспроизведении рода и заботе о нем, а также в послушании своему супругу, а не в какой-либо деятельности. По его мнению, жизнь женщины должна быть скупа на различные эмоции, тем более положительные. Артур Шопенгауэр утверждает, что женщина в жизни не нуждается в эмоциях, они не делают ее ни более счастливой и ни более несчастной.
Артур Шопенгауэр определяет женский пол как нечто промежуточное между ребенком и мужчиной, говоря о том, что женщина все время своей жизни пребывает в среднем состоянии и может оставаться ребенком надолго, а поэтому лучше других ладит с детьми, чем и занимается всю свою жизнь. В отличие от женщин мужчину философ позиционирует как настоящего человека. Ну разве не сексизм? Ощущение, что своими высказываниями он хочет унизить всех женщин мира и привлечь тем самым внимание к своей обиженной персоне. Философ делает упор на том, что заниматься детьми, заложено в природе каждой женщины и именно по этой причине общий язык дети находят больше с матерью, а не с отцом. Философ уверен: «Чем благороднее и совершеннее какое-нибудь творение, тем позже достигает оно зрелости». [2,с.894]Именно по этой причине Шопенгауэр ставит женщину в промежуточное звено между мужчиной и ребенком. Далее он сравнивает то, в какой период жизни мужчина и женщина достигают своей полной зрелости и приходит к выводу, что мужчина лишь в двадцать восемь лет, а женщины к восемнадцати годам. Разум женщины вполне соответствует возрасту зрелости женщины, так как он очень скудно отмерен, по мнению Шопенгауэра, и именно это и помогает сохранить ей связь с детьми.
Далее в своей работе Шопенгауэр рассуждает на тему того, как были созданы девушки и приходит к выводу о трескучем эффекте. Суть этого эффекта состоит в том, что женщина наделена своей красотой лишь на короткий промежуток времени для той цели, чтобы найти себе будущего мужа, спутника жизни, который будет обеспечивать женщину и брать на себя ответственность, когда красота женщины иссякнет. По мнению Шопенгауэра, красота женщины — это ее оружие, с помощью, которого она ведет войну за свое лучшее существование. А. Шопенгауэр утверждает следующее: «Подобно тому, как самка муравья после оплодотворения теряет ненужные более и даже опасные для ухода за яичками крылья, так, большею частью, и женщина после одних или двух родов теряет свою красоту; вероятно, даже по той же самой причине». [2,896] На свои домашние хлопоты и многие девушки смотрят, как на нечто второстепенное, а самое главное их призвание — это любовь и все, что помогает достичь им этой цели.
Разум является отличительной чертой человека, благодаря чему он не существует как животное исключительно в настоящем, а принимает во внимание и прошедшее, а также размышляет над будущим. Женщина же привыкла все время переживать и сопереживать, поэтому она не может конкретно сосредоточиться на своей мысли, именно поэтому все прошедшее влияет на женщину меньше, чем на мужчин. Следующим шагом Шопенгауэр отмечает меркантильность слабого пола, говоря о том, что женщины убеждены в том, что главное предназначение мужчины — это зарабатывание денег, а они в свою очередь призваны тратить эти деньги, и тот факт, что мужчина отдает свой бюджет на ведение домашнего хозяйства, подкрепляет их веру. По мнению философа, женский ум трезвее, что позволяет им видеть в вещах лишь то, что в них действительно заключено, в то время как мужчины легко возбуждаются и преувеличивают, дополняют существующую реальность. Из этого Шопенгауэр делает вывод, что не стоит пренебрегать здравым рассудком женщин, чему и следует обычай древних германцев.
В 1844 году в одном из главных своих трудов «Мир как воля и представление» во втором томе Артур Шопенгауэр вновь возвращается к проблеме женского вопроса, но уже с другой точки зрения.
Метафизика половой любви состоит из различных эссе, которые служат продолжением второй главы, где философ выдвигает свою теорию сексуальности, которая лишает людей здравого смысла в тоске по любимым, выдвигает собственное предположение о генетике, в котором он говорит, что характер — производное от отцов, а разум–от матерей, и подкрепляет это примерами великих деятелей.
Артур Шопенгауэр определяет главное условие, влияющее на наш выбор — возраст, соотнося это с половым созреванием. Предпочтение мужчины отдают девушкам в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, а за пределами этого возраста он не находит женщин привлекательных. Мужчина как защитник будущего своих детей ищет избранницу здоровую, так как хронические болезни могут передаться будущим поколениям, из этого и вытекает второе условие — здоровье.
Третье условие при выборе партнера — это тип сложения фигуры, ведь от этого тоже зависит здоровье. Получается, что при выборе женщины, мужчина оценивает все ее внешние данные, и любой изъян вроде кривой походки является отклонением: «женщина, которая стройна и у которой красивые ноги, подобна золотой колонне на серебряной опоре». [1,с.102] Автору важны даже зубы, ведь это, на его взгляд, может передаться его будущему поколению.
Четвертое, на что обращают внимание мужчины при выборе женщины — это полнота ее тела, поскольку излишняя худоба отталкивает противоположный пол.
А. Шопенгауэр создает впечатление человека, который пытается унизить женский пол или продемонстрировать его неполноценность, но происходит это лишь потому, что любой авторский текст является отражением жизни писателя, и философ не исключение. В семье Артура Шопенгауэра был явный пример женщины, которую он описывает на протяжении своих трудов — это его мать Иоганна Шопенгауэр. Современники описывают ее как легкомысленную, экстравагантную похитительницу наследства. На почве ссор с матерью у Шопенгауэра также разладились отношения с сестрой Аделью. Но не только семейная связь, но и личные отношения с женщинами у философа не складываются, многие историки списывают это на невзрачную внешность мыслителя. Он был низкого роста, узкоплеч, непропорциональная голова — все это играло не в пользу внимания девушек. Шопенгауэр критикует недостатки женщины, которые на самом деле являются его собственными: отсутствие логики, сострадание к собственному несчастью. Все эти аргументы обернулись против него самого. Это является тем, что можно назвать эффектом бумеранга.
В результате проведенного исследования можно сделать следующий вывод, что Артур Шопенгауэр утверждает, что все предназначение женщины состоит в том, чтобы найти достойного, а главное обеспеченного мужчину для продолжения будущего рода. Шопенгауэр также подмечает, что мужчины и женщины по своей природе различны и что по своей натуре и физическим данным женщина способно только на воспроизводство и воспитание потомства. Хоть умственные способности передаются от матери, она не умеет ими правильно пользоваться и, занимаясь воспитанием детей и бытом, не может себя прокормить и реализовать, поэтому это предоставлено мужчинам. Многие исследователи называют Шопенгауэра женоненавистником лишь потому, что неверно интерпретируют его слова, а ведь он говорит и о положительных качествах женщины, о ее тонкой и чувствительной натуре, которая восприимчива к горю других, о ее сострадании и понимании, творческих данных. Резкие высказывания в адрес всех женщин — это лишь анализ своей собственной жизни. Сложные отношения с матерью и сестрой, разрыв с возлюбленной — все это сказалось на понимании женского вопроса.
Литература:
- А. Шопенгауэр. Метафизика половой любви; перевод с немецкого Ю. Айхенвальда. СПб.: Азбука — Аттикус,2019.224с.
- А. Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Парерга и паралепомина. М.,1910.Т.III.С.901.
- Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. С. 259–420.