Анализ модели психики и исследование возможных путей обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 04.05.2020

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Божинов, И. С. Анализ модели психики и исследование возможных путей обучения / И. С. Божинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 392-394. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69540/ (дата обращения: 27.02.2021).



Ключевые слова: образовательные технологии, модель А. Маслоу, модель получения компетенции, пути получения компетенции, ООД, метаязык, LMS, речевые тренажёры

Анализ модели психики, несмотря на ее кажущуюся простоту, позволяет увидеть интересные закономерности.

Первый вывод — это то, что единственное, чем человек способен управлять и чему его возможно научить, это деятельность и способы ее выполнения. Как показал П. Гальперин, обучение умственной деятельности обязательно включает в себя этап выполнения ее в виде внешних, физически выполняемых действий.

Поэтому получение и усвоение информации — всего лишь промежуточный этап в процессе формирования навыков выполнения определенной деятельности и не должно быть самоцелью учебного процесса, как зачастую происходит.

Второй вывод — мотивация и интерес являются важнейшим компонентом процесса обучения, и без них процесс не может быть эффективным.

Кроме того, поведение человека контролируется сознанием и мышлением лишь в незначительной степени, и есть по крайней мере несколько различных контуров управления поведением, часто неосознаваемых и недоступных для непосредственного воздействия и изменения.

Психика человека — очень сложное и комплексное явление, и любая ее модель, в том числе и самая подробная и сложная, никак не может отразить все ее свойства и обеспечить полное соответствие. Поэтому несколько простых моделей могут принести больше практической пользы, чем попытки создать полную и всеохватывающую модель.

Рассмотрим известные модели получения навыков (компетенции) и отследим пути их получения на модели психики.

Модель получения неосознаваемой компетенции (навыка) обычно приписывается Абрахаму Маслоу, что не верно (рисунок 1). Модель широко известна в среде онлайн-обучения и мотивационных и психологических тренингов. Она структурно тождественна модели психики и непосредственно выводится из нее, и наоборот (рисунок 1).

Рис. 1. Модель получения компетенции (навыка)

1.Человек наблюдает деятельность других людей, но в отсутствии мотивации не осознает потребность в получении такого навыка для себя.

2.Осознание потребности вызывает эмоции и желание этот навык получить.

3.Человек изучает информацию и приобретает знания, что приводит к умению (сознательной компетенции) выполнять нужные действия.

4.Тренировка и практика ведут к образованию навыка, позволяющего выполнять действия без сознательного контроля, автоматически. Практическое применение для реальных задач ведет к улучшению навыка и росту мастерства.

Это классический путь сознательного обучения. Он декларируется в большинстве образовательных систем и организаций, но, к сожалению, при отсутствии мотивации учеников, формальном подходе к предмету обучения и минимуме практики, он вырождается в формальный учебный путь, характерный для официальных образовательных структур (путь 1–3 на рисунке 2, показанный черной стрелкой).

Полученные таким путем знания не подкрепляются практикой, вызывают минимум интереса и не предполагают последующее практическое использование. Поэтому после формальной проверки и получения отметок они обычно очень быстро забываются, и этим все заканчивается.

На рисунке 2 мы можем наблюдать и другие пути, которые приводят к желаемому навыку, и соотнести их с известными или новыми учебными подходами.

Так, прямой путь 1–4 — это путь имитации, подражания, копирования. Весьма простой и эффективный, так как задействует специально существующие для этого механизмы мозга — зеркальные нейроны. К сожалению, он используется в основном только с маленькими детьми и учениками начальных классов. Хотя в некоторых сферах он может давать лучшие и более быстрые по сравнению с теоретическим подходом результаты и для взрослых.

Рис. 2. Пути получения компетенции (навыка)

Путь подражания, усиленный мотивацией и интересом (1–2–4), можно называть моделированием. Он достаточно хорошо представлен в известных классических исследованиях (например, в концепции социального обучения А.Бандуры).

Путь 2–4 — это путь проб и ошибок, возможный при отсутствии источников информации и образца для моделирования. Он же и путь инсайта или озарения при осуществлении новой, ранее не существующей деятельности.

Также на схеме можно наблюдать и более экзотические, но в то же время и более эффективные пути. Например, как в подходе П. Гальперина 2–1–4–3–4: мотивация — демонстрация — самостоятельное выполнение в реальности — проговаривание вслух — проговаривание про себя — полная автоматизация навыка.

Особый интерес представляет путь визуального моделирования (1–2–1–4). При этом словесное, абстрактное описание способа деятельности заменяется схемой, наглядной моделью, которая и выступает в качестве ориентировочной основы осваиваемой деятельности.

Подобный подход в последнее время набирает популярность в связи с развитием компьютерных систем, визуальных интерфейсов, средств визуализации, инфографики и методов визуального мышления.

Литература:

  1. R. B. Dilts and A. DeLozier, Encyclopedia of Systemic Neuro-Linguistic Programming and NLP New Coding, vol. 1, Scott Valley, CA: NLP Press, 2000, pp. 83–90.
  2. Педагогическая психология. Учебное пособие: Флинта, Наука; М.; 2011 ISBN 978–5–9765–1011–1
  3. Robert Frager, James Fadiman «Personality & Personal Growth», 5th ed., 2002
Основные термины (генерируются автоматически): путь, LMS, модель получения компетенции, модель психики, навык, путь получения компетенции.


Ключевые слова

LMS, образовательные технологии, метаязык, модель А. Маслоу, модель получения компетенции, пути получения компетенции, ООД, речевые тренажёры

Похожие статьи

Разработка модели компетенций организации | Статья в журнале...

Статья определяет этапы создания модели компетенций, с какими трудностями могут

Для российской науки вопрос определения компетенций и компетентности является открытым.

– все связанные с работой свойства личности, знания, навыки и ценности, которые побуждают...

Состояние ФГОС в области развития навыка самоорганизации

Сформировать навык самоорганизации у подростков можно путём организации внеклассных мероприятий, в том числе различных секций и кружков

Модель формирования предметных компетенций учащихся... Ключевые слова: предметные компетенции, модель, учащиеся...

Модель формирования предметных компетенций учащихся...

Модель формирования предметных компетенций — это результат, который определен не как успешное, а как ожидаемое в подготовке учащихся. Модель — это воспроизведение аналога какого-либо объекта, процесса или явления в реальном, увеличенном или уменьшенном виде.

Модель формирования исследовательской компетентности...

В статье автор рассматривает в свете новой парадигмы школьного образования ключевые компетенции учащихся, выделяя из них исследовательскую компетенцию и ее формирование через универсальные учебные действия учащихся в их тесном взаимодействии с педагогом.

Модель формирования лингвистической компетентности...

В работе спроектирована и теоретически обоснована модель формирования лингвистической компетентности будущего инженера технического профиля, представляющая собой самоорганизующуюся открытую систему...

Моделирование содержания компетенции как...

В статье рассматриваются принципы и направления построения моделей компетентности в современной педагогике — дефинирование понятия, анализ контекстов употребления соответствующего термина, описание видов и вариантов проявления...

Модель формирования профессиональной компетентности...

В статье представлены результаты исследований относительно подготовки рабочих по профессии «оператор компьютерного набора». Представлена и описала модель формирования их профессиональной компетентности в процессе профессиональной подготовки в...

Компетенции преподавателя вуза в смешанном обучении

· Навык краткосрочного и долгосрочного планирования. · Компетенция индивидуализации обучения.

2. Организация учебного процесса с использованием технологий электронного обучения по смешанной модели (на основе LMS Moodle и других инструментов и сервисов ЭО).

Развитие кадрового потенциала через коучинг | Статья в журнале...

Разработка модели компетенций организации | Статья в журнале... Ключевые слова: кадровая политика организации, кластеры компетенций, компетентностный подход, компетентность, компетенция, модель компетенций. УРОВЕНЬ 2: Самостоятельно проводит переговоры с...

Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера

Коммуникативная компетентность- это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, и в ее состав, как правило, включают совокупность коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих эффективность общения.

Похожие статьи

Разработка модели компетенций организации | Статья в журнале...

Статья определяет этапы создания модели компетенций, с какими трудностями могут

Для российской науки вопрос определения компетенций и компетентности является открытым.

– все связанные с работой свойства личности, знания, навыки и ценности, которые побуждают...

Состояние ФГОС в области развития навыка самоорганизации

Сформировать навык самоорганизации у подростков можно путём организации внеклассных мероприятий, в том числе различных секций и кружков

Модель формирования предметных компетенций учащихся... Ключевые слова: предметные компетенции, модель, учащиеся...

Модель формирования предметных компетенций учащихся...

Модель формирования предметных компетенций — это результат, который определен не как успешное, а как ожидаемое в подготовке учащихся. Модель — это воспроизведение аналога какого-либо объекта, процесса или явления в реальном, увеличенном или уменьшенном виде.

Модель формирования исследовательской компетентности...

В статье автор рассматривает в свете новой парадигмы школьного образования ключевые компетенции учащихся, выделяя из них исследовательскую компетенцию и ее формирование через универсальные учебные действия учащихся в их тесном взаимодействии с педагогом.

Модель формирования лингвистической компетентности...

В работе спроектирована и теоретически обоснована модель формирования лингвистической компетентности будущего инженера технического профиля, представляющая собой самоорганизующуюся открытую систему...

Моделирование содержания компетенции как...

В статье рассматриваются принципы и направления построения моделей компетентности в современной педагогике — дефинирование понятия, анализ контекстов употребления соответствующего термина, описание видов и вариантов проявления...

Модель формирования профессиональной компетентности...

В статье представлены результаты исследований относительно подготовки рабочих по профессии «оператор компьютерного набора». Представлена и описала модель формирования их профессиональной компетентности в процессе профессиональной подготовки в...

Компетенции преподавателя вуза в смешанном обучении

· Навык краткосрочного и долгосрочного планирования. · Компетенция индивидуализации обучения.

2. Организация учебного процесса с использованием технологий электронного обучения по смешанной модели (на основе LMS Moodle и других инструментов и сервисов ЭО).

Развитие кадрового потенциала через коучинг | Статья в журнале...

Разработка модели компетенций организации | Статья в журнале... Ключевые слова: кадровая политика организации, кластеры компетенций, компетентностный подход, компетентность, компетенция, модель компетенций. УРОВЕНЬ 2: Самостоятельно проводит переговоры с...

Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера

Коммуникативная компетентность- это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, и в ее состав, как правило, включают совокупность коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих эффективность общения.

Задать вопрос