Моделирование содержания компетенции как научно-педагогическая проблема | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (204) май 2018 г.

Дата публикации: 04.05.2018

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Темирбекова, Амина. Моделирование содержания компетенции как научно-педагогическая проблема / Амина Темирбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 196-197. — URL: https://moluch.ru/archive/204/49943/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматриваются принципы и направления построения моделей компетентности в современной педагогике — дефинирование понятия, анализ контекстов употребления соответствующего термина, описание видов и вариантов проявления, наблюдение за коммуникативной деятельностью, а также, специфика построения моделей компетентности на разных этапах развития компетентностного подхода в образовании.

Ключевые слова: образование, компетентность, компетенция, модели.

Введение. Стратегия развития образовательной системы определяет необходимость его адаптивным к демократическим и рыночным реформам в обществе, информационных технологий и глобализации, как общество становится частью мирового образовательного и информационного сообщества.

Создание новой образовательной парадигмы в образовании обусловлено глубокими социальными и экономическими изменениями, а также интенсивное развитие современных теоретических и методологических подходов к обучению специалистов, использование образовательных инноваций, внедрение качественно нового, эффективного обучения модели направленного на развитие широких общекультурных и профессиональных компетенции специалиста.

В настоящее время образовательная парадигма ориентирована на личности, чувств, эмоций, интересов и способностей. Изменение культурного и профессионального приоритета специалистов является главной целью профессиональной подготовки.

В настоящее время в поиске эффективных путей развития профессиональных компетенций участвуют педагогическая и социальная психология, социальная педагогика, педагогическое управление и социология образования.

Моделирование является исследованием объекта с помощью вспомогательной искусственной системы, которая объективно коррелирует с объектом; система способна заменить его, и дает информацию о моделируемом объекте. Таким образом, построена модель между исследователем и объектом познания. Реальная цель модели — быть объектом деятельности; объект помогает получить новую информацию об оригинале.

Модель эвристически отмечает все общие характеристики цели исследования. Если графическое изображение отображает только внешний объект, моделирование служит методом интегрального представления индивидуального и универсального, сенсорного и логического, внешнего и внутреннего.

Моделирование содержания подхода, основанного на компетентности, является изменчивым когнитивным процессом.

Кажется очевидным, что ключевые компетенции включают в себя самое широкое и наиболее общее определение адекватного проявления общественной жизни в современном мире. Кроме того, наряду с «компетенцией» используется понятие «базового навыка», иногда даже как синоним первого. Содержание основных навыков можно интерпретировать как компетенцию. Они довольно большие и созданы как дополнение к определенным профессиональным навыкам.

К основным навыкам относятся, среди прочего, «основные навыки» (грамотность и численность), «жизненные навыки» (самоуправление и отношения с другими), «ключевые навыки» (общение и решение проблем), «социальные и гражданские навыки» (социальная деятельность и ценности), «навыки, необходимые для работы» (обработка информации). Основные навыки рассматриваются как личные и межличностные качества, способности, навыки и знания, внедряемые в разных формах и различных ситуациях работы и общественной жизни. Примечательно, что понятие «образовательной компетенции» как «готовность студента» использовать приобретенные знания, навыки и умения, а также жизненные действия для решения практических и теоретических проблем», желание студента использовать знания, навыки и способности и способы работы, был широко распространен в академическом сообществе. Но любая профессиональная компетенция также описывает определенный диапазон действий и определенный диапазон объектов, для которых он установлен. Поэтому компетентность также является отдельным, предопределенным социальным спросом (нормой) для результата обучения.

В этих условиях и из-за развития когнитивной парадигмы в лингвистике была изменена модель языковой компетенции.

Считается, что сущность когнитивной модели языковой компетентности заключается как в целенаправленном, так и в творческом взаимодействии говорящих друг с другом посредством лингвистических признаков, которые отражают мир и устраиваются в предложения.

«Любая когнитивная модель компетенции студентов» — это абстрактное отражение психолингвистического механизма перевода мыслей в предложения и, наоборот, в соответствии с принятым порядком лингвистических знаков. Эта модель демонстрирует некоторые процессы, скрытые от прямого наблюдения. Мы подчеркиваем, что согласно когнитивной модели передача одних и тех же мыслей в предложениях и наоборот может быть выполнена по-разному, в большинстве случаев достигается взаимопонимание смысла предложений. Когнитивная модель грамматической компетентности отвергает формализм и жесткость лингвистического кода предложения, подчеркивая продуктивную адаптивность участников общения друг к другу.

Исследователи также предлагают дифференцировать когнитивные и концептуальные модели, которые иногда используются в когнитивных науках как взаимозаменяемые. Любая концептуальная модель должна рассматриваться как информационная обратная связь без использования когнитивных операций, в то время как когнитивная модель представляет собой некоторую информационную обратную связь, полученную на основе когнитивных операций, которая способствуют созданию множества когнитивных моделей, основанных на одной концептуальной модели.

Вывод. Анализ существующих методов моделирования компетентностного подхода и содержания компетенций предполагает выявление следующих областей процесса: определение концепции, контекст анализа, в котором используется этот термин, описание типов и вариантов проявления, наблюдение за коммуникативной работой. Однако представляется очевидным, что построение сложных моделей для одновременного удовлетворения всех критериев или, по крайней мере, нескольких из них, это задача, требующая дальнейшего изучения.

Литература:

  1. Гурье Л. И. Моделирование системы педагогических компетенции научно-педагогических кадров высшей профессиональной школы: монография / Л. И. Гурье — Казань: РИК «Школа», 2009. — 160с.
  2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование в России. — 2003. — № 5. — С. 43–42.
  3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе / Дж. Равен. — М.: Когито-Центр, 2002. — 396с.
  4. Розов Н. Ценности гуманитарного образования / Н. С. Розов // Высшее образование в России. — 1996. — № 1. — С. 85–89.
  5. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416с.
  6. Evans V. Cognitive Linguistics. An Introduction / V. Evans, M. Green. — N. J. Lawrence Erlbaum Associates. 2006. — XXVI, 830 p.
  7. Turnbull W. Language in Action. Psychological Models of Conversation. — East Sussex. Psychology Press. 2003. — XI, 310 p.
Основные термины (генерируются автоматически): когнитивная модель, навык, модель, вариант проявления, информационная обратная связь, концептуальная модель, образовательная парадигма, общественная жизнь.


Похожие статьи

Педагогическая парадигма, теория, проблемы, поиски путей...

3) в рамках парадигмы могут сосуществовать разные разнообразные парадигмальные модели и представители, не отличающиеся единством воззрений [20, с. 6–7].

К этому ряду относится знаниево-ориентированная (когнитивно-информационная) парадигма, периода становления...

Структурная модель образования | Статья в журнале...

В работе предлагается новый вариант парадигмы образования и соответствующая ей структурная модель, отражающая многокомпонентность, многовариантность и цикличность образовательного процесса в современном обществе. 1. Введение.

Смена образовательной парадигмы как ведущая тенденция...

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные

 от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным

В этом направлении идет прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания...

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе...

Когнитивно-ориентированная парадигма.

Основная миссия образования: подготовка подрастающего поколения к жизни и труду.

Голографическую модель объекта возможно создать, используя все точки зрения наблюдателей.

Парадигма моделирования социально-экономических систем...

Макрусев В. В. Парадигма моделирования социально-экономических систем в условиях глобализации в мировую экономику

Ключевые слова: модель управления, информатизация, интеграция процессов, единая модель внешнеэкономической и таможенной деятельности.

Смыслы гуманитарного образования в условиях инноватики

4. Дает основу для создания гуманитарной (инновационной) модели образовательной

4. Майер, Б. О. Интеграция науки и образования как когнитивная проблема / Б.О. Майер

Смена образовательной парадигмы как ведущая тенденция инновационных изменений в системе...

Концепт как универсальное и национально-специфическое явление

Быть может, самыми удачными терминами, выражающими системные связи концептов и как когнитивных структур, и как языковых воплощений

В основе концепта лежит исходная, прототипическая модель основного значения слова (т. е. инвариант всех значений слова).

К вопросу о лигвокогнитивном и лингвокультурологическом...

«В антропоцентристской парадигме лингвистического описания когнитивная лингвистика играет ключевую роль, исследуя связи языка и

Создание структурированной модели концепта позволяет разработать новые методы и приемы его исследования для каждого из его уровней.

Управление качеством образования в образовательном...

Данный принцип проявляется в общественно-государственном характере управления (Экспертный совет, Совет образовательного

Так Д. Тиммерман предлагает трехфазную модель управления качеством образовательного процесса, в которой он выделяет фазу...

Похожие статьи

Педагогическая парадигма, теория, проблемы, поиски путей...

3) в рамках парадигмы могут сосуществовать разные разнообразные парадигмальные модели и представители, не отличающиеся единством воззрений [20, с. 6–7].

К этому ряду относится знаниево-ориентированная (когнитивно-информационная) парадигма, периода становления...

Структурная модель образования | Статья в журнале...

В работе предлагается новый вариант парадигмы образования и соответствующая ей структурная модель, отражающая многокомпонентность, многовариантность и цикличность образовательного процесса в современном обществе. 1. Введение.

Смена образовательной парадигмы как ведущая тенденция...

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные

 от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным

В этом направлении идет прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания...

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе...

Когнитивно-ориентированная парадигма.

Основная миссия образования: подготовка подрастающего поколения к жизни и труду.

Голографическую модель объекта возможно создать, используя все точки зрения наблюдателей.

Парадигма моделирования социально-экономических систем...

Макрусев В. В. Парадигма моделирования социально-экономических систем в условиях глобализации в мировую экономику

Ключевые слова: модель управления, информатизация, интеграция процессов, единая модель внешнеэкономической и таможенной деятельности.

Смыслы гуманитарного образования в условиях инноватики

4. Дает основу для создания гуманитарной (инновационной) модели образовательной

4. Майер, Б. О. Интеграция науки и образования как когнитивная проблема / Б.О. Майер

Смена образовательной парадигмы как ведущая тенденция инновационных изменений в системе...

Концепт как универсальное и национально-специфическое явление

Быть может, самыми удачными терминами, выражающими системные связи концептов и как когнитивных структур, и как языковых воплощений

В основе концепта лежит исходная, прототипическая модель основного значения слова (т. е. инвариант всех значений слова).

К вопросу о лигвокогнитивном и лингвокультурологическом...

«В антропоцентристской парадигме лингвистического описания когнитивная лингвистика играет ключевую роль, исследуя связи языка и

Создание структурированной модели концепта позволяет разработать новые методы и приемы его исследования для каждого из его уровней.

Управление качеством образования в образовательном...

Данный принцип проявляется в общественно-государственном характере управления (Экспертный совет, Совет образовательного

Так Д. Тиммерман предлагает трехфазную модель управления качеством образовательного процесса, в которой он выделяет фазу...

Задать вопрос