Авторы: Цибулько Григорий Яковлевич, Пшеничный Максим Владимирович

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 11.01.2016

Статья просмотрена: 315 раз

Библиографическое описание:

Цибулько Г. Я., Пшеничный М. В. Смена образовательной парадигмы как ведущая тенденция инновационных изменений в системе современного образования // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 862-865.



 

В статье рассматриваются современные педагогические технологии, представляющие собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

Ключевые слова:система образования,вариативность,принцип вариативности, рейтинговые технологии.

 

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.

Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, а следовательно, и в системе современного образования. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Традиционные способы информации — устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь — уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностью ориентированное взаимодействие педагога с учащимися. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро — и макро социума [5].

Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

                     от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

                     от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

                     от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;

                     от внешней мотивации учения к внутренней нравственноволевой регуляции (Г. К. Селевко) [6].

В образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий [2].

До сегодняшнего дня в педагогической науке происходит смешение, некорректное отождествление технологий с методами, методиками. Поэтому мы посчитали необходимым остановиться на данном вопросе отдельно.

Если методика в большинстве случаев — это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса, то педагогическую технологию отличают два принципиальных момента:

                     технология — это гарантированность конечного результата;

                     технология — это проект будущего учебного процесса.

Общеизвестно, что цель, содержание и методика обучения являются равноправными компонентами методики преподавания отдельной дисциплины. С другой стороны, методика организации индивидуальной учебной деятельности учащихся и методика контроля за ходом обучения являются по уровню ниже, чем названные выше компоненты. Однако именно они определяют технологию обучения, а для сравнения понятий «метод», «методика» и «технология» дают возможность проанализировать сущность каждого из них. Понятие педагогической технологии частнопредметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методик обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлены процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках — целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны.

Технология отличается от методики своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, если способные ученики и т. п.). Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии — в состав методик обучения. В отличие от «технократичной» методики, как полагает П. С. Лернер, именно технология предполагает существование банка способов достижения результатов и целей, допускает применение обходных технологий и поиски рациональных решений с учетом изменяющихся и порой непредсказуемых условий [4]. Слово «технология» приближается по смыслу к педагогическому менеджменту, то есть управлению условиями познавательной деятельности, оно включает и педагогический инжиниринг, то есть материальные (дидактические средства информации на различных носителях), технические средства обучения, теорию и практику педагогики, инструкционные (указания, задания, алгоритмы действий, процедуры контроля и др.), интеллектуальные (программы, структуры представления знаний, списки рекомендованной литературы, сценарии игр, массивы вопросов (размышления и др.), средства воспитательно-образовательного процесса, что называют сегодня учебно-технологическим компонентом или комплексном.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов (В. П. Беспалько, Б. С. Блум, М. В. Кларин и др.) по проблемам педагогической технологии позволил выделить признаки, присущие педагогическим технологиям: диагностичное целеобразование, результативность, экономичность, алгоритмируемость, проекгируемость, целостность, управляемость, корректируемость, визуализация [3].

Диагностичное целеобразование и результативность как признаки педагогической технологии предполагают гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения. Экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда преподавателя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени.

Следующая группа признаков (алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость) отражает различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий. Признак корректируемости предполагает возможность постоянной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели. В этом смысле признаки корректируемости, диагностичного целеобразования и результативности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Признак визуализации затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно — вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и пособий.

В основе эффективных образовательных технологий можно выделить технологический инвариант: цель — средства — условия — результат. Именно в рамках рассмотрения вышеуказанных технологических единиц как фактической опоры при выборе той или иной технологии мы считаем необходимым рассмотреть некоторые педагогические технологии, существующие в современной образовательной практике.

В 70-х годах прошедшего столетия возникло понятие информационной технологии: Под информационными технологиями обучения понимаются структуры взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств. В этом свете информатизация образования представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами (компьютерами, аудио и видеосредствами), информационными технологиями и информационной продукцией. Основными факторами применения новых информационных технологий (НИТ) являются: знание педагогических возможностей НИТ и умения работы с этими средствами; адекватная или заниженная (критическая) самооценка собственной деятельности по использованию НИТ; первоочередная значимость мотивов применения НИТ, подготовленность пользователя (педагога и ученика) к их применению.

В данном случае можно выделить следующие средства и условия использования НИТ в обучении на вузовском и послевузовском уровнях:

                     обучение навыкам с помощью информационных полей, адекватно отражающих сущность изучаемых объектов и процессов реального мира;

                     внедрение игровых методов активного обучения, формирующих навыки принятия индивидуальных и коллективных решений на основе анализа альтернативных вариантов;

                     овладение опытом применения автоматизированных систем различного назначения и автоматизированных рабочих мест;

                     обучение навыкам решений типовых задач на ЭВМ.

Среди других современных технологий обучения примечательна также адаптированная система обучения (АСО) А. С. Границкой, опирающаяся на работу в парах, где наряду с парами переменного состава «динамические пары» применяются и «статические пары» — пары постоянного состава. Основой для проведения исследований А. С. Границкой послужила разрабатываемая в последнее время в дидактике современная тенденция перехода от информативности в обучении к развивающему обучению. Основные положения АСО, сформированные А. С. Границкой, предлагают:

                     резкое увеличение доли самостоятельной работы учащихся на учебном занятии;

                     нормализацию загруженности учащихся домашней самостоятельной работой за счет увеличения ее доли на аудиторных занятиях;

                     совмещение индивидуальной работы каждого учащегося с преподавателем и самостоятельной работы остальных учащихся на учебном занятии;

                     организацию самостоятельной работы учащихся без посредственного вмешательства преподавателя за счет использования системы технических и других средств индивидуальной работы;

                     адаптацию к индивидуальным особенностям обучающихся при работе во всех режимах;

                     воспитательное воздействие доверия и уважения к личности учащегося.

По утверждению А. С. Границкой, ведущим видом деятельности в адаптированной системе обучения является самостоятельная работа учащегося, осуществляемая на каждом учебном занятии за счет ее совмещения с индивидуальным обучением преподавателем каждого учащегося [1].

В современных условиях наблюдается переход на гибкие модели организации педагогического процесса, который ориентирован на личность учащихся, более мотивирован, носит во многом вариативный и коррекционный характер. Возникает потребность в разработке и внедрении соответствующих технологий. Таковыми, на наш взгляд, являются личностно ориентированные технологии, так как они предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве.

Технологии этого типа предусматривают преобразование суперпозиции учителя и субординированной позиции ученика в личностно-равноправные позиции. Такое преобразование связано с тем, что педагог не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социальнонравственному развитию, создает условия для его самодвижения. Мера эффективности личностно ориентированных педагогических технологий зависит от того, в какой степени представлено в их целевом компоненте развитие человека, как учтены его индивидуально-психологические особенности, перспективы, объективное поведение и субъективное отношение к миру, людям, самому себе. Видно, что основными особенностями технологии ЛОРО являются:

содержание: построение индивидуальных гибких самообразовательных программ (траекторий индивидуального саморазвития) для каждого ученика;

методика: диалог в системе обучения, направленный на совместное конструирование программной деятельности по личностному развитию учащихся с учетом:

мотивации деятельности;

индивидуальной избирательности к содержанию, формам работы;

готовности к саморазвитию.

Методической основой технологии личностно ориентированного развивающего процесса является индивидуализация и дифференциация образовательного процесса.

Условия эффективности педагогической технологии:

Создание оптимальных условий (разносторонней среды — благоприятного психологического климата и др.) для возможности учащихся реализовать себя;

Накопление банка данных о формирующемся у учащихся индивидуальном опыте — в виде индивидуальных карт развития учащихся как основы для выбора оптимальных, дифференцированных форм обучения.

Позиция педагога: стимулирование «внутренних сил» саморазвития учащихся, инициирование личностного (субъектного) опыта каждого ученика; развитее индивидуальности; признание самобытности, неповторимости, самоценности каждого учащегося в коллективе.

. В последнее время в различных типах учебных заведений большое распространение получили рейтинговые технологии. Основное назначение этой технологии — повышение качества подготовки специалистов за счёт использования рейтинговой многобалльной оценки, модульного построения курсов дисциплины, обеспечение условий постоянной соревновательности (конкуренции). Ее отличие заключается в модульном построении курса, увеличении числа контрольных точек в ходе семестра, оперативном гласном отображении работы всех обучающихся, снижении влияния случайных факторов на итоговый результат работы. С точки зрения учащихся эта технология должна обеспечивать справедливую оценку, соответствующие права (на стипендию, перевод на следующий уровень обучения). С точки зрения преподавателя и руководителя рейтинговая технология должна давать достоверную информацию, возможность анализа и управления учебным процессом в рабочем режиме.

В статье рассматриваются современные педагогические технологии, представляющие собой синтез достижений педагогической науки и практики, этот опыт целесообразно использовать в современной отечественной системе образования.

 

Литература:

 

  1.      Границкая А. С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе / А. С. Границкая. — М.:Высшая школа, 1991. — 175 c.
  2.      Границкая А. С. Научить думать и действовать. [Текст] \ А. С. Границкая- М.: Просвещение, 1991.
  3.      Кларин М. В. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании (анализ зарубежного опыта). В сб.: Инновационное движение в российском школьном образовании. — М.: РАО, Персифаль, 1997. — с.336–353.
  4.      Лернер П. С. “Черные дыры” экономики содержания общего среднего образования. — Известия АПСН, вып. У1, Образование как фактор государственной безопасности. М.: 2002. — с. 177–187.
  5.      Ляудис В. Я. Психология инновационного обучения в диалоге с культурно- исторической психологией Л. С. Выготского. — Известия Академии педагогических и социальных наук. Вып.1. Проблемы современной психологии. М.-Воронеж, НПО МОДЭК, 1996. — с. 74–86.

6.        Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. – Орловский государственный технический университет. - Орел, 2000. - 145 с.

7.        Селевко Г. К. Современные образовательные технологии — Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

8.         

Основные термины (генерируются автоматически): педагогической технологии, системе современного образования, педагогических технологий, педагогические технологии, технологий обучения, педагогической науки и практики, синтез достижений педагогической, достижений педагогической науки, современные педагогические технологии, образовательной парадигмы, Похожая статья, самостоятельной работы учащихся,                      обучение навыкам, методик обучения, технологий обучения примечательна, рейтинговые технологии, учебном занятии, образовательных технологий, информационных технологий обучения, педагогической технологии частнопредметного.

Ключевые слова

вариативность, система образования, принцип вариативности, рейтинговые технологии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос