Структурная модель образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (18) июль 2010 г.

Статья просмотрена: 871 раз

Библиографическое описание:

Ашурова, Д. Н. Структурная модель образования / Д. Н. Ашурова, З. Х. Юлдашев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 7 (18). — С. 246-250. — URL: https://moluch.ru/archive/18/1794/ (дата обращения: 26.04.2024).

           

В работе предлагается новый вариант парадигмы образования и соответствующая ей структурная модель, отражающая  многокомпонентность, многовариантность и цикличность образовательного процесса в современном обществе.

 

1. Введение

Трудно переоценить значение образовательной системы в современном обществе. Именно осознание значимости эффективной образовательной системы явилось причиной  для принятия стратегических концепций развития системы образования в ряде стран. Например, в 2000 году в США был принят “Национальный план развития  образовательных технологий”, в России последовательно реализуются “Доктрина национального образования” и целевая “Программа создания общей информационной среды системы образования”. В Европе, наряду с реализацией аналогичных национальных программ, приняты, выполняются  и успешно реализуются результаты транснациональных проектов, инициируемых специальными образовательными фондами Еврокомиссии.  Особое внимание проблемам образования уделяется также в государствах СНГ, в том числе и в Узбекистане, где на основе “Закона об образовании” и “Национальной программы по подготовке кадров” последовательно осуществляется реформа существовавшей в советский период системы образования, результаты которой получили положительную оценку целого ряда политиков и специалистов.

Несомненно, что системы образования  имеют общие и локальные проблемы, как концептуального, так и инструментального характера. К концептуальным проблемам, наряду с развитием конкретных инновационных методик обучения следует отнести, проблемы обновления и осмысления парадигмы образования, а также проблему создания адекватных моделей образования, имеющих общий и/или национальный характер.  Спектр инструментальных проблем образования, несомненно, более широк, захватывает частные методологии преподавания, вопросы разработки нормативных документов, учебно-методической литературы, вопросы технического оснащения,  программного обеспечения в условиях электронного обучения, ─  в общем, всё то,  что обеспечивает учебный процесс в свете использования инновационных, в том числе и информационных технологий. В данной работе предлагаются некоторые подходы к теоретическому осмыслению этих проблем.

 2. Новый вариант парадигмы  образования:

образование через всю жизнь

Ряд социологов склонны называть современную фазу развития общества “постиндустриальной”, в которой одной и важных ценностей является информация. Именно оперативный доступ к нужной информации, как правило, способен обеспечить успех, как технических, так и гуманитарных проектов. С другой стороны объективное взаимовлияние и взаимозависимость национальных экономик, процессы глобализации, относительная прозрачность границ в отношении финансовых и информационных потоков, расширение возможностей свободного выбора места проживания ставит перед системой образования любой страны требование “мобильности обучаемых”. Последнее  требование обусловлено также интенсивностью обновления самих знаний. Как отмечается в [1], “ … в ближайшем будущем в развитых странах мира человек должен будет сменить, за активный период своей жизни, не­сколько (до 5) областей профессиональной деятельности. По некоторым оценкам, 80% знаний, которые потребуются сегодняшним выпускникам вузов, еще никому не известны… Можно констатировать, что уже началось становление новой образователь­ной парадигмы: от образования на всю жизнь,  к образова­нию во всей жизни”. В этой связи нам думается, что более лаконичной новая парадигма образования выглядит в следующей редакции: образование через всю жизнь.

Кроме высказанных аргументов эта парадигма, на наш взгляд,  получает ещё одну мотивацию для её принятия в связи с новым финансовым, точнее экономическим кризисом. Так стагнация ряда экономик, повсеместное сокращение рабочих мест приводит к простому заключению: современные специалисты должны иметь знания и навыки по прогнозированию экономических катаклизмов и их  упреждению, оперативной модернизации налаженных производственных циклов, быстрейшему налаживанию производства совершенно новых товаров и услуг, а также по освоению новых специальностей.

Такое требование “мобильности обучаемых” предполагает не только привитие обучаемым навыков по самостоятельному получению новых знаний или устойчивых навыков по самообразованию, но и привитие им,  на всех этапах обучения,  навыков по репродукции знаний. Очевидно, что такое свойство репродуктивности обучаемых в большинстве случаев предполагает “переоткрытие” со стороны учащихся с помощью учителя через специально подготовленные диалоги или учебные задания уже известных истин. Однако,  такое инициирование творчества в процессе обучения, со временем приводит к формированию навыков по генерации совершенно новых знаний. Таким образом, в отличие от автора[1], мы предполагаем наличие в инновационном компоненте, реализующим схожую парадигму, свойств по активизации обучаемых не только с целью овладения всё больших объёмов знаний, но  формированию свойств репродуктивности знаний.

В условиях индивидуального либо элитарного обучения можно ставить и решать подобную задачу с большой вероятностью на успех. Однако, в условиях массового образования, когда ставится задача подготовки значительного количества специалистов, необходима разработка действенных инструментов, о которых говорилось выше.   На наш взгляд, к таким инструментам можно отнести инновационно-дидактические программные комплексы [1,2].

3. Структурная модель образования, как отражение новой парадигмы − образование через всю жизнь

Известно, что педагогическая наука, как и многие другие отрасли знаний, условно может быть подразделена на теоретическую и практическую составляющие. Если в традиционных фундаментальных отраслях науки, скажем в физике, математике или химии, в ряде случаев теория  предшествует практике, то в педагогике теоретическим выводам обычно предшествует практическая апробация новых идей и гипотез на практике. В результате многолетних экспериментов и наблюдений исследователи предлагают новые педагогические технологии, формулируют новые концепции, предлагают новые модели образования, определяют новые варианты парадигмы образования как таковой[3-9].

Здесь сделана попытка структурного подхода в направлении обобщения целого ряда моделей образования, которые зачастую носят лингвистический характер[3,4]. Данный подход, в контексте    наличия инструмента по реализации вариантов потенциального множества моделей образования, предполагает создание и использование инновационно-дидактических  программных комплексов.

Прежде чем дать описание структурной модели образования, соответствующей описанной выше новой парадигме образование через всю жизнь, кратко охарактеризуем инновационно-дидактические программные комплексы, обозначаемые в дальнейшем ИДПК. Основное назначение ИДПК  - обеспечение эффективного учебного процесса при изучении конкретного предмета. ИДПК включает в себя следующие обязательные компоненты:

·  Стандартный набор нормативно-методических материалов в электронной и полиграфической формах;

·                           Инновационный компонент;

·                           Комплект учебно-методических материалов в  электронной форме;

·                           Материально-техническую базу;

·                           Web-ориентированное программное обеспечение. 

В [2] дано описание составляющих компонент ИДПК и их функционального наполнения.

Теперь сделаем ряд допущений и введём определения, необходимые для дальнейшего изложения результатов.

 Всюду ниже объектом обучения является “человек разумный”, а именно личность способная овладевать знаниями из некоторого множества А и усваивать навыки из множества В.  Множества А и В считаются непустыми,  конкретизируются индивидуально, изменяются во времени. Овладение знаниями и/или усвоение навыков назовём учебным процессом.

В основе новой структурной модели образования лежит следующий тезис G: “Человек разумный” на протяжении всей жизни участвует в учебном процессе.

Определение 1. “Человек разумный” или объект обучения, в отношении которого выполнен тезис G будет называться учащийся.

Определение 2. Учащийся подготавливающий, организующий и проводящий учебный процесс будет называться учитель.

Определение 3. Специалистом высокой квалификации(СВК) назовём учащегося, который овладел такими множествами А и В, когда они для него в дальнейшем нерасширяемы либо достаточны для удовлетворения его потребностей. 

Определение 4. Социально активный гражданин(САГ) это учащийся, вносящий безвозмездный вклад в решение насущных проблем общества  и его отдельных членов.

Ниже, при описании формализованной модели образования мы будем предполагать знакомство с простейшими математическими обозначениями в рамках традиционных вузовских курсов высшей математики[10].

            Пусть [0, T1] − период деятельности учителя, [0, T2] − период жизни учащегося, знак ½ (вертикальная черта) используется в смысле “либо”, знак Ú означает возможность наличия в конструкции вида K1ÚK2 обоих либо одной из компонент,  а комбинированный знак ::= (двойное двоеточие и равно) используется в смысле “по определению есть”. С использованием введённых обозначений модель образования, соответствующая парадигме  образование через всю жизнь может быть представлена следующей схемой:

<учитель> ® <ИДПК>® <учащийся>®<СВКÚСАГ> .             (1)

Данная схема, с учётом смысла составляющих компонент, отражает цикличность процесса обучения и её основную цель: общество, инвестируя воспитание и образование, заинтересовано в постоянной репродукции специалистов высокой квалификации, являющихся одновременно социально активными гражданами.  

Следует обратить внимание на то, какой смысл в схеме (1) вкладывается в компоненту <учитель>. Данный субъект процесса обучения по определению сам является учащимся и, в соответствии с тезисом  G, сам непрерывно пополняет свои знания. 

В условиях  Узбекистана данную компоненту схемы (1) можно интерпретировать через следующую металингвистическую конструкцию:

<учитель> ::= <родитель>½<воспитатель дошкольного учреждения>½

 <учитель средней школы>½<преподаватель колледжа>½<преподаватель академического лицея>½ <преподаватель высшего учебного заведения >.  

            Аналогичные конкретизирующие интерпретации можно дать и другим компонентам схемы (1).

Теперь введём ряд новых определений, которые позволят записать формализованную модель, альтернативную схеме (1), в которой наряду с целью и цикличностью процесса образования, будет отражена многовариантность.

Пусть [0, T1] − период деятельности учителя, [0, T2] − период жизни учащегося. Через К1 и К2 будем обозначать конкретных субъектов или объекты. Для К1 и К2 элементы множества Σ = {$, Ø, Ú, Ù }, называемые структурными  логическими операциями, определим в следующем смысле:

1).   $К1 = К1 Þ    К1 − компонента процесса;

2). ØК1 = Æ  Þ    К1 − не является компонентой процесса;

3). K1ÚK2      Þ    К1 или К2, либо оба  являются компонентами процесса;

4). K1ÙK2      Þ    К1 и К2   одновременно являются компонентами процесса.

                  Определим некоторую функцию , для которой Σ есть множество значений, а именно Î Σ, где   ;  t1 t2  W  =

=  [ti , ti+1] [ tj , tj+1] ,     = [0, T1] , tk = T1 = [0, T2],     

tn = T2 ,  , .

 Используя функцию , которую в дальнем, для краткости будем писать в виде , определим над W множество пентаномов

                                {  , ,  ,, } ,                                                (2)

а каждому допустимому, т. е. не нарушающему смысла схемы (1) пентаному сопоставим структуру вида

    L1ij<учитель>®L2ij<ИДПК>®L3ij<учащийся>® <L4ijСВКÚ L5ij САГ>.     (3)

  

При фиксированных i , j и соответствующем выборе варианта цикличности,  структура (3) отражает определённую форму учебного процесса, а также  может отражать конкретные объекты и субъекты этого процесса, если последние оговорены изначально.  

Примеры: 1). Пусть в (2) выбран пентаном {  , , ,   }. Тогда, при соответствующем выборе варианта цикличности, структура (3)  порождает учебный процесс вида

                  < учитель >        < учащийся >   .                                     (4)

 

Конкретные варианты для данной модели весьма  разнообразны: от воспитания в семье до индивидуального обучения.              В литературе такая модель называется классической.             

2). Пентаном  {  , ,  , ,     } позволяет через (3) записать учебный процесс вида

 

 

          <учитель>< ИДПК>       <учащийся>   <СВКÙСАГ>,             (5)

 

                                                                             

 

который отражает вариант инновационного учебного процесса бакалавр+магистр в системе высшего образования Узбекистана.

3). Пусть в (2) выбран пентаном    {     , который  позволяет через (3) записать учебный процесс вида

 

< ИДПК >       < учащийся >.

 

                                                                                                                              (6)

Эта модель отражает процесс самообразования на базе информационных технологий при условии наличия адекватных инновационно – дидактических комплексов по изучаемым предметам или специальности в условиях дистанционного обручения.

4). Пусть для (2) выбран пентаном вида {  , ,  , ,     }.   Тогда,  следующий вариант структуры (3)

 

   < учитель>< ИДПК >                       <СВКÙСАГ>

                                                                                                                              (7)

 

 

отражает систему повышения квалификации     либо процессы овладения новых специальностей.

Дальнейшая формализация учебного процесса возможна на основе применения функции , введения целевых функций с использованием соответствующего аппарата теории оптимизации.  В данной работе мы ограничились структурной моделью (2)-(3), а в ряде публикаций [11-12], на примере конкретного университетского курса «Алгебра и теория чисел» отражено описание составляющих ИДПК,  их функционального наполнения и пролем повышения активности обучаемых в рамках ряда моделей образования.

            Наш анализ ряда моделей образования,  например      моделей из [3-5], позволяет утверждать, что они являются вариантами структурной модели  (3), при соответствующем выборе пентанома (2). Разумеется, авторы далеки от мысли, что предложенная формализованная модель (2)-(3), как структурная модель образования, везде и всюду является альтернативой лингвистическим вариантам, которые исследователям покажутся более выразительными, но наш вариант ещё раз доказывает, что математическое моделирование   применимо во всех отраслях наук.

 

Литература:

1.      Стародубцев В.А. Компьютерные и мультимедийные технологии в естественнонаучном образовании. / Изд-во ДЕЛЬТАПЛАН, Томск: 2002., 223с.

2.      Юлдашев З.Х., Ашурова Д.Н. Применение инновационных и информационных технологий в системе образования как требование времени. Журнал “Народное образование”,  Ташкент, 2006., №1, с. 15-19 (на узбекском языке).

3.      Креативная педагогика: методология, теория, практика/ Под ред. Круглова Ю.Г. –М.: МГОПУ им.М.А.Шолохова, Альфа,   2002. -240 с.

4.      Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. –Москва: ИРПО, 1996. – 336 с.

5.      Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. –М.: Народное образование, 1998. -256 с.

6.       Шаталов  В.Ф. Точка опоры. –М.: Педагогика, 1987. -160 с.

7.      Махмутов М.И. Теория  и практика проблемного обучения. Казань, 1972.

8.      Оконь В. Введение в общую дидактику. –М.: Высшая школа, 1990. -381c.

9.      http://journal.sakhgu.ru/work.php.

10.  Архангельский А.В. О сущности математики и фундаментальных математических структурах. История и методология естественных наук (Москва) №32. 1986. с. 14-29.

11.  Ашурова Д.Н., Бокиев Р.Р.,  Юлдашев З.Х. Медиаобразование и проблемы повышения активности обучаемых // Педагогическое мастерство. – Бухара,  2009. - № 2 (на узбекском языке).

12.  Ашурова Д.Н. Некоторые проблемы создания и использования электронных учебников по курсу Алгебра. Вестник Национального университета Узбекистана, 2006., №2, с. 109-112(на узбекском языке).

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, структурная модель образования, жизнь, компонент процесса, множество А, образование, структурная модель, учащийся, учебный процесс вида, учитель.


Похожие статьи

Содержательные особенности педагогической модели развития...

Спроектированная нами модель развития эмоциональной устойчивости будущего учителя задает интеграцией гендерного, ситуативного и дименсионального подходов представлена следующими структурными компонентами

Структура педагогической деятельности и ее связь...

Ключевые слова. Педагогическая деятельность, комбинаторика, система, модель, моделирование.

Педагогическая система определяется как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования...

Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе

Ключевые слова: обучения, процесс, образование. В настоящее время в мире происходят

В настоящее время с целью улучшения учебного процесса в системе образования

Основными структурными типами управления в вузах выступают преподаватель-студент...

К вопросу о соотношении категорий «система образования»...

5) построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы.

Само «образование» определяется как система процессов взаимодействия людей в

Структурно образовательная система школы включает [3, c.102]

Учебный процесс как педагогическая система в процессе...

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочного обучения. Научные основы специальной подготовки учителей изобразительного искусства в процессе обучения рисунку и живописи. Модель подготовки учителей профессионального образования...

Урок как основная форма организации обучения в современной...

3) по основным этапам учебного процесса.

2. продумать методы работы учащихся с учебным материалом

Похожие статьи. Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды и формы организации в современной общеобразовательной школе.

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Социально-экономические изменения в современном обществе выдвигают высокие требования к системе образования, к обучению и воспитанию специалистов различного уровня подготовки.

Личностно ориентированный подход к организации...

Структура образовательных маршрутов: Целевой компонент. (Чему учить).

В процессе обучения ученики данной группы всегда должны находиться в активной фазе обучения.

Чтобы традиционная парадигма образования учитель — учебник- ученик была бы со всей...

Структурно-функциональная модель методической...

Рис.1. Структурно-функциональная модель методической компетентности. Рассмотрим представленную модель более подробно.

Конструируется учебно-воспитательный процесс, в том числе при помощи современных информационных технологий.

Похожие статьи

Содержательные особенности педагогической модели развития...

Спроектированная нами модель развития эмоциональной устойчивости будущего учителя задает интеграцией гендерного, ситуативного и дименсионального подходов представлена следующими структурными компонентами

Структура педагогической деятельности и ее связь...

Ключевые слова. Педагогическая деятельность, комбинаторика, система, модель, моделирование.

Педагогическая система определяется как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования...

Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе

Ключевые слова: обучения, процесс, образование. В настоящее время в мире происходят

В настоящее время с целью улучшения учебного процесса в системе образования

Основными структурными типами управления в вузах выступают преподаватель-студент...

К вопросу о соотношении категорий «система образования»...

5) построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы.

Само «образование» определяется как система процессов взаимодействия людей в

Структурно образовательная система школы включает [3, c.102]

Учебный процесс как педагогическая система в процессе...

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочного обучения. Научные основы специальной подготовки учителей изобразительного искусства в процессе обучения рисунку и живописи. Модель подготовки учителей профессионального образования...

Урок как основная форма организации обучения в современной...

3) по основным этапам учебного процесса.

2. продумать методы работы учащихся с учебным материалом

Похожие статьи. Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды и формы организации в современной общеобразовательной школе.

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Социально-экономические изменения в современном обществе выдвигают высокие требования к системе образования, к обучению и воспитанию специалистов различного уровня подготовки.

Личностно ориентированный подход к организации...

Структура образовательных маршрутов: Целевой компонент. (Чему учить).

В процессе обучения ученики данной группы всегда должны находиться в активной фазе обучения.

Чтобы традиционная парадигма образования учитель — учебник- ученик была бы со всей...

Структурно-функциональная модель методической...

Рис.1. Структурно-функциональная модель методической компетентности. Рассмотрим представленную модель более подробно.

Конструируется учебно-воспитательный процесс, в том числе при помощи современных информационных технологий.

Задать вопрос