Библиографическое описание:

Савченков А. В. Содержательные особенности педагогической модели развития эмоциональной устойчивости будущего учителя // Молодой ученый. — 2009. — №9. — С. 159-161.

В последние годы моделирование находит широкое распространение в различных областях науки и практики. Об этом свидетельствует множество работ, посвященных проблемам моделирования, возможностям применения моделей в отдельных науках. В педагогической науке данный метод используется достаточно широко, получив обоснование в трудах В.Г. Афанасьева, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, И.Б. Новик и др. Вопросы моделирования в педагогической науке, послужившие методологической основой нашего исследования, освещаются в работах С.И. Архангельского, Ю.А. Конаржевского, В.В. Краевского и др.

Модель должна служить средством разработки теорий, являться средством интерпритации какой-либо гипотезы о явлении или процессе, подтверждать или опровергать выдвинутую гипотезу; быть средством прогнозирования развития наблюдаемых или труднонаблюдаемых процессов, быть экспериментально контролируемой, наглядной, достаточно универсальной, чтобы описать многообразие связей объекта моделирования [1].

Проектирование модели развития эмоциональной устойчивости будущего учителя условно разделено нами на несколько этапов:

1.                  Анализ модели основан на: а) анализе развития педагогического процесса и формулировке проблемы; б) качественном описании предмета исследования; в) выбор методологических оснований для моделирования; г) определение цели и задач проектирования, их соотнесение с целями и задачами проектируемого процесса; выборе и обосновании принципов, на основе которых будет осуществляться проектирование модели.

2.                  Компоновка модели включает: а) конструирование модели с уточнением зависимости между основными компонентами исследуемого объекта; б) определение субъекта рассматриваемого процесса; в) выбор методик измерения; г) определение основных функций, содержания, методов, средств, форм моделируемого процесса; д) выявление педагогических условий, необходимых для достижения цели проектируемой модели.

3.                  Проверка адекватности модели предполагает: а) анализ поведения модели в решении поставленных задач; б) применение модели в опытно-поисковой работе; в) содержательную интерпритацию результатов моделирования; г) определение основного результата, который должен быть достигнут при реализации данной модели, обоснование технологии и инструментария его диагностики.

Спроектированная нами модель развития эмоциональной устойчивости будущего учителя задает интеграцией гендерного, ситуативного и дименсионального подходов представлена следующими структурными компонентами:

1.                  Целевой – определение целей и задач развития эмоциональной устойчивости будущего учителя.

2.                  Содержательный – определение компонентов эмоциональной устойчивости будущего педагога.

3.                  Организационный – выявление педагогических условий и технологической составляющей развития эмоциональной устойчивости будущих учителей.

4.                  Оценочно-результативный – определение уровня развития эмоциональной устойчивости будущего учителя, как показатель успешности внедрения авторской программы «Развитие эмоциональной устойчивости будущего учителя»

Содержательный компонент является системообразующим в рассматриваемой модели, так как через его развитие наиболее отчетливо просматривается процесс и результат развития эмоциональной устойчивости будущих учителей. Проектируя содержательный состав модели развития эмоциональной устойчивости будущего учителя, мы имели ввиду необходимость определения компонентов мотивационного,  когнитивного,   действенно-практического и  технологического, способных обеспечить непрерывное развитие эмоциональной устойчивости будущего учителя).

Мотивационный компонент  предполагает формирование готовности к развитию и саморазвитию эмоциональной устойчивости в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин. Мотивационный компонент понимается как осознание необходимости в деятельности, наличие устойчивой познавательной потребности, стремление к творческому применению знаний. Необходимость создания положительной мотивации развития эмоциональной устойчивости будущего учителя  связана с тем, что развитие эмоциональной устойчивости предполагает активную деятельность будущего педагога по осмыслению и перестройке собственных ценностей, позиции в сфере профессионального общения, готовность к распознаванию эмоций учащихся и управлению  эмоциональными состояниями участников образовательного процесса.

Когнитивный компонент определяет наличие системы психолого-педагогических знаний о сущности, содержании, факторах, критериях оценки эмоциональной устойчивости и её значимости для педагогической деятельности. Он научно обосновывает требования к проведению каждого учебного занятия, разрешает названную проблему не только на теоретико-методологическом уровне, но и конструирует инструментарий, с помощью которого достигается реализация содержания и целей развития эмоциональной устойчивости будущего учителя. В результате этого когнитивная подготовка студента актуализируется, обретает свой объективный смысл, становится необходимой. Актуальность овладения когнитивными знаниями в данной области очевидна и в связи с осознанием тех требований, которые предъявляются сегодня будущему специалисту.  Современный педагог должен понимать значимость эмоциональной устойчивости для успешной педагогической деятельности, владеть категориальным аппаратом, ориентироваться в педагогических технологиях, основных составляющих эмоциональной устойчивости (сущность, содержание, метод, средства и т.д.). Конкретными задачами когнитивного компонента являются:

·                    раскрытие механизмов и закономерностей эмоциональной устойчивости, и их влияние на интеллектуальное и личностное развитие будущего учителя;

·                    определение механизмов и закономерностей развития эмоциональной устойчивости будущего специалиста, его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании обучающихся и использование в различных ситуациях;

·                    определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития будущего учителя и формами и методами развития эмоциональной устойчивости;

·                    определение психолого-педагогических основ диагностики уровня и качества развития эмоциональной устойчивости и их соотнесение с принятыми стандартами;

·                    определение особенностей организации и управления учебно-познавательной деятельностью будущих учителей и влияния этих процессов на их интеллектуальное, эмоциональное и личностное развитие и учебно-познавательную активность;

·                    разработка психолого-педагогических основ дальнейшего совершенствования процесса развития эмоциональной устойчивости на всех уровнях образовательного процесса.

Действенно-практический компонент направлен на применение и закрепление комплекса психолого-педагогических знаний и умений в ходе профессиональной деятельности. Результатом действенно-практического компонента является  отбор информации для дальнейшего её применения (в период обучения в вузе и в предстоящей профессиональной деятельности), а также непосредственное применение этих знаний в контексте будущей профессии, развитие личного опыта будущих педагогов по развитию их эмоциональной устойчивости. На этом этапе, с одной стороны, происходит осмысление и присвоение знаний, проявление сформированности убеждений, а с другой – новый этап мотивации учебно-познавательной деятельности будущих учителей.

Технологический компонент включает теоретическое и методическое обеспечение развития эмоциональной устойчивости будущего учителя на ранних этапах его профессиональной подготовки. Технологический компонент модели развития эмоциональной устойчивости будущего учителя включает в себя действия и операции, выполняемые студентами и преподавателями для достижения более высокого уровня развития данной компетенции.

Таким образом, сконструированная на основе гендерного, ситуационнго и дименсионального подходов и педагогических принципов модель развития эмоциональной устойчивости будущего учителя состоит из взаимосвязанных целевого, содержательного, организационного и оценочно-результативного компонентов. При этом содержательной особенностью данной модели является интеграция мотивационного компонента, (формирование готовности к развитию и саморазвитию эмоциональной устойчивости; активная деятельность будущего педагога по осмыслению и перестройке собственных ценностей), когнитивного компонента (система психолого-педагогических знаний о сущности, содержании, факторах, критериях оценки эмоциональной устойчивости), действенно-практического компонента (применение и закрепление комплекса психолого-педагогических знаний и умений в ходе профессиональной деятельности; применение теоретических знаний об эмоциональной устойчивости на практике), технологического компонента (теоретическое и методическое обеспечение развития эмоциональной устойчивости будущего учителя на ранних этапах его профессиональной подготовки).

Модель характеризуется: а) целостностью, так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат; б) открытостью, так как модель встроена в контекст системы развития эмоциональной устойчивости будущего учителя как дополнительное, но самостоятельное звено; в) прагматичностью, так как модель выступает средством организации практических действий, т.е. рабочим представлением обозначенной цели.

Анализируя вышесказанное можно сделать следующие выводы:

1.                  На основе интеграции гендерного, ситуационнго и дименсионального подходов и педагогических принципов нами разработана модель развития эмоциональной устойчивости будущих учителей. Модель задается целями, которые оказывают значительной влияние на содержание обучения и на качество профессиональной подготовки будущего специалиста. Разработанная нами модель представлена мотивационным, содержательным, организационным и оценочно-результативным компонентом.

2.                  Процесс развития эмоциональной устойчивости будущего учителя рассматривается нами как педагогически обоснованная, последовательная непрерывная смена актов обучения стратегиям и тактикам развития эмоциональной устойчивости, в ходе которой студенты овладевают совокупностью взаимосвязанных знаний, навыков и отношений.

3.                  Последовательность действий при развитии эмоциональной устойчивости будущих учителей предполагает наличие четырех этапов. Ориентировочный этап включает диагностика степени развитости некоторых психолого-педагогических особенностей поступивших; правильный выбор методов обучения и форм организации учебно-познавательной деятельности студентов, адекватный уровню развития их индивидуально-психологических особенностей. Информационный этап имеет направленность на формирование положительной мотивации к развитию своей эмоциональной устойчивости, освоение природы, структуры, стратегии развития эмоциональной устойчивости. Ситуативно-практический этап направлен на углубление знаний по проблеме, актуализацию их в различных педагогических ситуациях.  На коррекционном этапе подводятся итоги развития эмоциональной устойчивости будущего учителя, реализуется мониторинговая деятельность преподавателя по определению уровня развития эмоциональной устойчивости, производится коррекция уже усвоенных знаний, умений и навыков в форме самоконтроля, намечающие планы дальнейшего совершенствования данной компетенции.

Библиографический список

  1. Краевский, В.В. Методология педагогических исследований: Пособие / В.В. Краевский. – Самара: Изд-во СамГПИ, 1995. – 162 с.
  2. Никитина, Е. Ю. Междисциплинарно-партисипативный подход как методологическая основа развития умений делового общения учащихся начального профессионального образования / Е. Ю. Никитина // журнал «Профессиональное образование» / Приложение  «Новые педагогические исследования». – 2006. - № 2 . – М.: ИСОМ, 2006. – С. 101 – 108.
  3. Новик, И. Б. Моделирование сложных систем  / И. Б. Новик. – М.: Мысль, 1965 – 334 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональной устойчивости, развития эмоциональной устойчивости, эмоциональной устойчивости будущего, устойчивости будущего учителя, эмоциональной устойчивости будущих, модели развития эмоциональной, модель развития эмоциональной, устойчивости будущих учителей, развитие эмоциональной устойчивости, саморазвитию эмоциональной устойчивости, оценки эмоциональной устойчивости, уровня развития эмоциональной, обеспечение развития эмоциональной, критериях оценки эмоциональной, компонентов эмоциональной устойчивости, «Развитие эмоциональной устойчивости, закономерностей эмоциональной устойчивости, значимость эмоциональной устойчивости, развитии эмоциональной устойчивости, будущего педагога.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle