Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 02.05.2015

Статья просмотрена: 1360 раз

Библиографическое описание:

Андросова И. В. Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 498-500. — URL https://moluch.ru/archive/89/18365/ (дата обращения: 20.10.2018).

Коммуникативная компетентность- это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, и в ее состав, как правило, включают совокупность коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих эффективность общения. Выделены в структуре коммуникативной компетентности:

-        профессиональную рефлексию — это формирование системы представлений о профессии, профессионально значимых ситуациях и необходимости профессионально важных качеств.

-        межкультурную перцепцию — восприятие субъектов друг другом на уровне разных культур.

-        социальную перцепцию, которая обеспечивает восприятие субъектов друг другом и исходящей от них информации, как динамический процесс, в котором происходит формирование представления о воспринимаемом, оценивание и изменение поведенческих характеристик субъектов.

По мнению ряда авторов, структурными составляющими коммуникативной компетентности выступают такие умения и навыки, как:

-        межличностное восприятие и оценка коммуникативной ситуации (перцептивный компонент);

-        самоанализ и самооценка собственного поведения в процессе общения (рефлексивный компонент);

-        выбор адекватных средств межличностной коммуникации (интегративный компонент) и управление процессом общения и регуляции собственного поведения (поведенческий компонент).

Исследуя развитие коммуникативной компетентности студентов-менеджеров, Хутаков А. Р. выделяет в ее структуре следующие компоненты:

1)       мотивационно — личностный компонент (мотивы общения, стрессоустойчивость, эмпатия, коммуникабельность, адаптивность и др.);

2)       когнитивный компонент (система знаний об общении, таких как понимание людей друга в процессе их совместной деятельности, типологические особенности мышления, организаторские и коммуникативные способности);

3)       поведенческий компонент (умения и навыки как способы общения) [4].

Нам ближе именно это разделение коммуникативной компетентности на структурные компоненты.

Выделена трехуровневая модель (стратегический, оперативно-тактический и технический уровни) коммуникативной компетентности.

Первый (базовый) уровень — уровень коммуникативных тактик. На этом уровне коммуникативная компетентность описывается как комплекс знаний и навыков, необходимых для осуществления успешной коммуникации. Он включает в себя знание правил поведения в типичных ситуациях, набор коммуникативных тактик и наличие «чувства уместности».

Оперативно-тактический уровень — это способность оперировать имеющимися знаниями и навыками для решения коммуникативных задач, умения планировать и осуществлять коммуникативные действия, включая умение корректировать свои действия, а также трансформировать ситуацию в случае необходимости.

Стратегический уровень коммуникативной компетентности составляют те образования, которые обеспечивают ситуативную ориентировку в коммуникациях. Сюда входят коммуникативные установки, ориентации и предрасположенности, такие, как ориентация на открытое или закрытое общение, установка на манипулирование и т. п. [9.С.8].

Школа менеджмента Эдинбургского университета, которая является «энциклопедией» современных инновационных процессов в мире и методов управления ими, на основе опроса представителей промышленных компаний, общественных и административных служб составила «портрет идеального управленца» современности, отметив, что для успешной работы на руководящих постах нужны, пять качеств: это лидерство, умение влиять на людей; эффективное принятие решений; умение работать в команде; интуиция; способность ярко подать свои идеи и убедить всех в своей правоте. Другими словами, необходима коммуникативная компетентность [3].

Проведенные психологические исследования на факультете экономики управления, с целью определить развитость коммуникативных качеств у студентов 5 курсов показали следующие результаты: около 29 % студентов продемонстрировали высокий уровень развития коммуникативных навыков и 18 % — очень высокий уровень. Студентам свойственно стремление к статусному росту, нетерпение к неопределенности, фрустрационная нетолерантность, социальная неуклюжесть, избегание неудач и стремление к комфорту. Таким образом, можно сделать вывод, что хотя у студентов есть стремление к карьерному росту, показатели неопределенности, нетолерантности и социальной дезадаптивности говорят о низких качествах коммуникативной компетенции. К тому же высокие показатели (88 %) внутренней ориентации (метод Локус-контроля) свидетельствует о том, что студенты ориентированы на себя и не учитывают внешние факторы, а в условиях открытой рыночной экономики это недопустимо. Исходя из результатов проведенных исследований, можно предположить влияние коммуникативных качеств на профессиональную деятельность будущего менеджера, говорить о них как о недостаточных и требующих дальнейшего развития.

Таким образом, человек не состоится как менеджер, если он не умеет общаться. Наличие либо отсутствие навыков межличностного общения влияет на предпочитаемые менеджером модели поведения и стиль его общения с подчиненными, а так же на выбор рычагов для мотивирования и путей разрешения организационных конфликтов.

По мнению Кустова В. Н., от уровня профессионализма менеджера во многом зависит объем продаж. По данным проведенных исследований на долю лучших менеджеров приходится 80 % продаж, средних — 15 %, худших — всего 5 %. Проведенные теоретические и эмпирические исследования показали, что в структуре профессионализма менеджера ведущую роль играет коммуникативная компетентность, т. к. продажам предшествуют переговоры с клиентами [1].

Коммуникативная компетентность — важнейшая составляющая профессионализма менеджера. Профессиональная и психологическая информированность, желание и практическая подготовленность к коммуникации являются важнейшими характеристиками менеджера, в силу специфики деятельности включенного в систему разнообразных коммуникативных связей. Поэтому коммуникативная компетентность не просто — важнейшая характеристика специалиста-менеджера, но более того, является одной из приоритетных составляющих его профессиональной пригодности.

На западе область социально-научного знания, известная как Communication Studies (теория коммуникации), занимает сейчас чрезвычайно важное место, так как коммуникативное образование — необходимый компонент в подготовке квалифицированного специалиста — менеджера, а коммуникативная компетентность является важнейшей составляющей современного профессионализма. Очевидно, таким образом, что на современном этапе процесс управления требует от менеджера знаний и умений и в области психологии личности, педагогики, теории коммуникации, социологии и т. д., т. е. следует говорить о развитии коммуникативной компетентности, которая определяется умениями:

-        ориентироваться в закономерностях поведения человека в группе;

-        формировать свой личный авторитет;

-        формировать свой стиль взаимоотношений с людьми;

-        влиять на людей, убеждать их;

-        организовывать взаимодействие участников коммуникации так, чтобы это приводило к удовлетворенности от совместной деятельности и к ее эффективности.

Для этого необходимо развитие таких способностей, как:

1)      способность понимать самого себя (что предполагает осознание собственных мотивов, целей, возможностей в сфере общения, поведенческих стереотипов);

2)      способность понимать других людей (что предполагает понимание потребностей, целей, мотивов других людей, особенностей их поведения);

3)      способность понимать и прогнозировать развитие взаимоотношений (что означает способность адекватно воспринимать ситуацию общения, складывающиеся в ее процессе отношения, осознавать собственное влияние на процесс общения, понимать причины возникающих трудностей).

О важности коммуникативной компетентности менеджеров писал в свое время Л. Якокка, и то, что студенты с блестящими способностями становились иногда весьма посредственными менеджерами, объяснял тем, что они не были общительными.

Ведь менеджеры, в силу их должностных обязанностей, постоянно вовлечены (согласно статистике, около 90 % рабочего времени) в коммуникативный процесс: общаются, а группах, выступают на собраниях, составляют письма, общаются по телефону и т. д. [3].

Таким образом, в числе доминирующих функций менеджера: установление коммуникации; осуществление коммуникации с целью получения, передачи информации; воздействие на подчиненных посредством коммуникации для достижения ими организационных целей; принятие решений и их реализация посредством коммуникации.

И от уровня профессиональной, и, в частности, коммуникативной, компетентности управленца зависит, как сочетать формальные и неформальныевиды коммуникации, чтобы добиться оперативного донесения или получения информации, а значит, своевременных эффективных действий для решения поставленных задач.

Таким образом, коммуникативная компетентность подразумевает опыт взаимодействия с окружающими людьми, который требуется для успешного функционирования в профессиональной среде и в обществе в целом и дает возможность:

-        свободно передавать и воспринимать информацию;

-        понимать невербальный язык общения;

-        знать нормы и правила общения;

-        вступать в контакт с другими с учетом их статусных, социально — культурных и возрастных характеристик;

-        умение вести себя адекватно ситуации и использовать это для достижения своих целей;

-        умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы убедить его в силе своих аргументов, склонить на свою сторону;

-        правильно оценить собеседника как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбрать нужную коммуникативную стратегию [2].

Резюмируя, можно представить коммуникативную компетентность менеджера как совокупность достаточно сформированных профессиональных знаний, коммуникативных и организаторских умений, способности к самоконтролю и самообразованию, культуры вербального и невербального взаимодействия.

Опираясь на вышеизложенные сведения, ясно прослеживается важнейшая роль коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности менеджера.

В связи с этим коммуникативная компетентность выступает как одна из наиболее важных профессионально значимых характеристик специалиста — менеджера, а ее формирование — как актуальная задача профессионального развития и становления личности будущего менеджера.

 

Литература:

 

1.      Кустов В. Н. Психолого — акмеологические характеристики коммуникативной компетентности менеджеров в коммерческих организациях // Менеджмент в России и за рубежом. — 2008. — № 4. — С.12–21.1.

2.      Симоненко Е. С. Разработка системы показателей (инидикаторов) конкурентосопосбности вуза на рынке образовательных услуг// Альманах современной науки и образования. 2013. № 11 (78). С. 161–164.

3.      Согачева О. В. Теория и практика коммуникационного менеджмента // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 3. С. 219–221.

4.      Хутаков А. Р. Влияние коммуникативных качеств на управленческую деятельность // Менеджмент в России и за рубежом. — 2008. — № 7. — С. 35–41.

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность, способность, умение, процесс общения, восприятие субъектов, совместная деятельность, собственное поведение, поведенческий компонент, будущий менеджер, теория коммуникации.


Похожие статьи

Современные теоретические представления... | Молодой ученый

коммуникативная компетенция, коммуникативная компетентность, речевая деятельность, способность, языковая компетенция, умение, компетенция, коммуникативный акт, язык, ситуация общения.

Возможности использования ассертивной модели поведения для...

Модель коммуникативной компетентности менеджера. Компонент. Описание компонента.

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников.

Коммуникативные способности как фактор успешного общения

способность, процесс общения, компонент, умение, общение, процесс коммуникации, мирный способ, положительный результат, внешнее условие общения, коммуникативная способность личности.

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

Компетенция — это содержательный компонент такой способности в виде знаний, навыков и умений, приобретаемых в ходе обучения.

Формирование коммуникативной компетентности кадет...

5. Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности.

Профессиональное общение как составляющая...

- наличием коммуникативных навыков и умений [4].

- коммуникабельность (способность испытывать удовольствие от процесса коммуникации)

- речевая деятельность — как условие развития коммуникативной компетентности (Л. С. Выготский, А.А Леонтьев, Б. Ф...

Коммуникативные способности в профессиональной...

Коммуникативная компетентностьспособность устанавливать и поддерживать

Коммуникативное поведение руководителя педагогического коллектива реализуется в таких видах

Следовательно, коммуникативные способности – это умения и навыки общения...

Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление...

2) коммуникативная компетенция – это способность человека к общению в одном или всех видах речевой деятельности, которая представляет собой приобретённое в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество...

Содержание экспериментальной программы по формированию...

коммуникативная компетентность, психическое состояние, процесс общения, знание, умение, общение, свойство личности, проявление, коммуникативная деятельность, формирование.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Современные теоретические представления... | Молодой ученый

коммуникативная компетенция, коммуникативная компетентность, речевая деятельность, способность, языковая компетенция, умение, компетенция, коммуникативный акт, язык, ситуация общения.

Возможности использования ассертивной модели поведения для...

Модель коммуникативной компетентности менеджера. Компонент. Описание компонента.

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников.

Коммуникативные способности как фактор успешного общения

способность, процесс общения, компонент, умение, общение, процесс коммуникации, мирный способ, положительный результат, внешнее условие общения, коммуникативная способность личности.

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

Компетенция — это содержательный компонент такой способности в виде знаний, навыков и умений, приобретаемых в ходе обучения.

Формирование коммуникативной компетентности кадет...

5. Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности.

Профессиональное общение как составляющая...

- наличием коммуникативных навыков и умений [4].

- коммуникабельность (способность испытывать удовольствие от процесса коммуникации)

- речевая деятельность — как условие развития коммуникативной компетентности (Л. С. Выготский, А.А Леонтьев, Б. Ф...

Коммуникативные способности в профессиональной...

Коммуникативная компетентностьспособность устанавливать и поддерживать

Коммуникативное поведение руководителя педагогического коллектива реализуется в таких видах

Следовательно, коммуникативные способности – это умения и навыки общения...

Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление...

2) коммуникативная компетенция – это способность человека к общению в одном или всех видах речевой деятельности, которая представляет собой приобретённое в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество...

Содержание экспериментальной программы по формированию...

коммуникативная компетентность, психическое состояние, процесс общения, знание, умение, общение, свойство личности, проявление, коммуникативная деятельность, формирование.

Задать вопрос