Организационные условия управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 13 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 15.04.2020

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Ганус, М. А. Организационные условия управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении / М. А. Ганус. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 298-300. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68882/ (дата обращения: 02.06.2020).



В статье рассмотрена актуальность создания организационных условий управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены основные формы методических мероприятий, направленных на формирование культуры общения педагогов, как в коллективе, так и с родителями, создание условия избегания конфликтных ситуаций.

Ключевые слова: дошкольные образовательные организации, конфликт, деловые игры, семинары-практикумы, эмпатия, компромисс, рефлексия, самоконтроль, тренинги, управление.

Повышение эффективности работы дошкольных образовательных заведений, это наиболее актуальная проблема в современной системе образования России. Решить ее возможно, за счет создания необходимых условий для профессиональной деятельности педагогических работников, обеспечение их высокого статуса в обществе, организации комфортной атмосферы, за счет поддержания благоприятного социально-психологического микроклимата и правильного управления конфликтами в дошкольной организации, все эти условия необходимы, для формирования продуктивной работы педагогического коллектива [4, с.63].

Особое место при этом принадлежит активизации человеческого фактора, в частности мобилизации организационных условий управления конфликтами дошкольного учреждения, необходимости направленности руководителей на создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Педагогический коллектив дошкольного учреждения образования отличается от других коллективов, как по целям и условиям своей деятельности, так и своей структурой и профессиональными качествами его членов [3, с.41].

Слово «конфликт» в переводе с латыни означает «столкновение». Признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи говорят о необходимости применения механизмов психологического регулирования и решения конфликтных ситуаций.

Организационные условия детского сада должны быть ориентированы на формирование благоприятных отношений, как между педагогами, так между педагогами и родителями, основанных на взаимном доверии и тесном деловом контакте. Организационные условия управления конфликтами, в педагогическом коллективе детерминируется рядом социальных, социально-психологических, личностных и педагогических факторов.

Данные организационные условия заключаются в формировании следующих форм управления конфликтами, такие как деловые игры, семинары — практикумы и тренинги. Например, во время выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается нарушенное взаимодействие между полушариями головного мозга и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

Так, интерактивные технологии, позволяют педагогам моделировать и анализировать педагогические ситуации, обмениваться опытом, анализировать ошибки, воспроизводить жизненные ситуации, требующие решения вполне конкретных, порой нестандартных задач. Во время такого обучения у воспитателя развиваются качества, необходимые ему для исполнения социальных и педагогических функций при взаимодействии с семьей, в частности способность к эмпатии, рефлексии и самоконтролю [2, с.421].

В зависимости от формы методического мероприятия в дошкольной организации используют следующие приемы работы, направленные на формирование культуры общения педагогов:

– относиться к собеседнику с уважением;

– отказываться от форм конфликтной субкультуры;

– выражать интерес к мнению собеседника невербальными методами — жестами, репликами, мимикой;

– поощрять собеседника к высказываниям.

Так, решая специально созданную конфликтную ситуацию во время методического мероприятия, педагог получает опыт решения спорных вопросов в реальной жизни.

Поскольку во время профессионального общения в системе «педагог — родители» возможны такие ситуации, для воспитателя очень важно умение грамотно выбрать стратегию поведения в них.

Причины конфликтов разные: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и тому подобное.

Организационные условия выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей на базе дошкольного учреждения заключаются в соблюдении следующих условий:

– способствовать преодолению стереотипов мышления и привычных способов деятельности;

– развивать способность к эмпатии, рефлексии и самоконтролю;

– стимулировать творческую активность.

Конфликт «педагог — родители» в основном развивается по типу «руководитель — подчиненный», а воспитатель в этой ситуации ведет себя обычно как обвинитель. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, имеют определенный опыт и знания по психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников дошкольного учреждения. Кроме того, такое поведение воспитателя может вызвать агрессивную реакцию даже в спокойных родителей. Поэтому, чтобы избежать углубления конфликтной ситуации, следует соблюдать формы общения «на равных», предусматривающих партнерское взаимодействие.

Описывая стратегии решения конфликтов, американский психолог Кеннет Томас применял показатели внимания к интересам партнера и своих собственных:

– конкуренция — сосредоточение внимания только на своих интересах и полное игнорирование интересов партнера;

– уклонение — недостаток внимания, как к своими интересами, так и к интересам партнера;

– компромисс — достижение частичной выгоды каждой стороны;

– приспособление — повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным;

– сотрудничество — стратегия, позволяет учесть интерес обеих сторон.

Особенность организационных условий в управлении конфликтами, состоит в том, что индивидуальные знания, усилия и опыт дают эффективный результат только при условии их согласования с действиями всего педагогического коллектива, поддержки руководящими органами, направленных на достижение единой цели. Коллектив с высоким уровнем моральной и педагогической культуры (личной и коллективной) работает слаженно, достигая высоких результатов.

Таким образом, для поддержания стабильного психологического состояния и создания организационных условий в дошкольном образовательном учреждении, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, и «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

Формирование благоприятных организационных условий в дошкольном образовательном учреждении, как в педагогическом коллективе, так и между педагогами и родителями является одной из главных задач образовательного заведения. Это объясняется его влиянием как на профессиональную деятельность педагогов, так и эффективность учебно-воспитательного процесса в целом.

Создание организационных условий, направленных на избежание конфликтов, как сложная интегрированная характеристика коллектива эмпирически оказывается в доминирующем относительно устойчивом групповом настроении, является результатом отражения педагогическими работниками межличностных и деловых отношений, которые опосредованные целями и содержанием совместной профессионально-педагогической деятельности в специфических условиях образовательного учреждения.

Литература:

  1. 1.ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // РГ — Федеральный выпуск 31 декабря 2012 г. № 5976 (303).
  2. Бутаева, М. С. Психолого-педагогические условия профилактики и разрешения конфликтов в образовательной организации / М. С. Бутаева // NovaInfo.Ru. — 2017. — Т. 2. № 60. — С. 420–424.
  3. Ежкова, Н. С. Особенности управления конфликтными ситуациями в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации / Н. С. Ежкова, Л. В. Васичева // Теория и методика современного учебно-воспитательного процесса. — М., 2016. — С. 40–42
  4. Маврин О. В. Технологии урегулирования конфликтов (медиация, как эффективный метод разрешения конфликтов): учебное пособие/О. В. Маврин. — Казань: изд-во Казань. Ун –та, 2014. 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогический коллектив, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное учреждение, организационное условие управления, ситуация, формирование культуры общения педагогов, интерес партнера, методическое мероприятие, дошкольная организация, интерес.


Похожие статьи

Этапы управления организационной культурой...

Ганичева, И. А. Этапы управления организационной культурой педагогического коллектива ДОУ

дошкольная организация, дошкольное учреждение, детский сад, обучение ребенка

Организационно-педагогические условия управления организацией социального...

Организационно-педагогические условия управления...

Организационно-педагогические условия управления организацией социального партнёрства дошкольной образовательной организации. Губанихина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент; Замятнина Нина Владимировна, магистрант.

Управление дошкольной образовательной организацией...

Управление дошкольной образовательной организацией — многофакторный процесс, составляющей частью которого является организационная структура, общая культура образовательной организации, стратегия и тактика руководителя.

Изучение особенностей корпоративной культуры дошкольного...

Корпоративная культура образовательного учреждения имеет, таким образом, двойственную природу: с одной стороны, это культура

Теоретически обоснуем модель формирования корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Модель управления развитием корпоративной культуры...

корпоративная культура педагогов, дошкольное образовательное учреждение, корпоративная культура, образовательное учреждение, развитие, модель, материальная культура, диагностический этап... Изучение особенностей корпоративной культуры...

Корпоративная культура дошкольного образовательного...

корпоративная культура педагогов, дошкольное образовательное учреждение

дошкольная организация, дошкольное учреждение, детский сад, обучение ребенка

Организационно-педагогические условия управления организацией социального...

Эффективное взаимодействие руководителя и коллектива...

Статья посвящена проблемам взаимодействия руководителя дошкольной организации и педагогического коллектива.

Организационно-педагогические условия управления... Одной из основных задач руководителя является формирование готовности всего...

Управление ДОУ в современных условиях | Статья в сборнике...

образовательный процесс, деятельность педагогов, дошкольное учреждение, модернизация образования, Россия, ребенок, развивающееся дошкольное учреждение, педагог, дошкольное образование... Управление и инновации в методической деятельности ДОУ.

Педагогические условия организации социального партнерства...

Эффективное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей может быть реализовано только при наличии определенных педагогических условий, обеспечивающих возможность установления партнерских отношений.

Похожие статьи

Этапы управления организационной культурой...

Ганичева, И. А. Этапы управления организационной культурой педагогического коллектива ДОУ

дошкольная организация, дошкольное учреждение, детский сад, обучение ребенка

Организационно-педагогические условия управления организацией социального...

Организационно-педагогические условия управления...

Организационно-педагогические условия управления организацией социального партнёрства дошкольной образовательной организации. Губанихина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент; Замятнина Нина Владимировна, магистрант.

Управление дошкольной образовательной организацией...

Управление дошкольной образовательной организацией — многофакторный процесс, составляющей частью которого является организационная структура, общая культура образовательной организации, стратегия и тактика руководителя.

Изучение особенностей корпоративной культуры дошкольного...

Корпоративная культура образовательного учреждения имеет, таким образом, двойственную природу: с одной стороны, это культура

Теоретически обоснуем модель формирования корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Модель управления развитием корпоративной культуры...

корпоративная культура педагогов, дошкольное образовательное учреждение, корпоративная культура, образовательное учреждение, развитие, модель, материальная культура, диагностический этап... Изучение особенностей корпоративной культуры...

Корпоративная культура дошкольного образовательного...

корпоративная культура педагогов, дошкольное образовательное учреждение

дошкольная организация, дошкольное учреждение, детский сад, обучение ребенка

Организационно-педагогические условия управления организацией социального...

Эффективное взаимодействие руководителя и коллектива...

Статья посвящена проблемам взаимодействия руководителя дошкольной организации и педагогического коллектива.

Организационно-педагогические условия управления... Одной из основных задач руководителя является формирование готовности всего...

Управление ДОУ в современных условиях | Статья в сборнике...

образовательный процесс, деятельность педагогов, дошкольное учреждение, модернизация образования, Россия, ребенок, развивающееся дошкольное учреждение, педагог, дошкольное образование... Управление и инновации в методической деятельности ДОУ.

Педагогические условия организации социального партнерства...

Эффективное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей может быть реализовано только при наличии определенных педагогических условий, обеспечивающих возможность установления партнерских отношений.

Задать вопрос