Автор:

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (12) март 2018 г.

Дата публикации: 02.02.2018

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Бодренко Г. В. Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №2. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/87/3110/ (дата обращения: 23.05.2018).



В статье рассматривается одна и актуальных проблем -управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания, основные подходы управления качеством образования.

Ключевые слова: управление персоналом, качество образования, научный подход, процессный, ситуационный, программно-целевой подход, кадровая политика.

Управление дошкольной образовательной организацией — многофакторный процесс, составляющей частью которого является организационная структура, общая культура образовательной организации, стратегия и тактика руководителя.

При разработке стратегий управления, постановке задач, руководители образовательных учреждений сегодня должны быть способны ориентироваться во внешней среде, учитывая образовательную политику государства, запросы воспитанников и их родителей.

Качество образования и воспитания возможно обеспечить лишь при рациональном управлении персоналом образовательного учреждения, разработке и реализации изменений в образовательном процессе соответственно внешней и внутренней среде, а также учитывая нормативно-правовые, экономические, политические, социальные и психологические факторы.

В определении задач развития современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его качества. В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную актуальность. Серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную социально-педагогическую проблему оказывает возрастающая интеллектуализация производства, появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологии [6, с.14].

В современных условиях эффективность функционирования образовательной организации не достигается, если руководитель и администрация разрабатывают программы развития своих учреждений формально, содержание их представляется бесперспективным, поэтому учреждение не развивается, не может конкурировать на рынке образовательных услуг. Актуальные вопросы финансирования образовательных учреждений в каждой организации решаются по-разному. Успешные, развивающиеся структуры имеют развитую систему дополнительного финансирования, что также является результатом правильно разработанной стратегии управления, ориентацией во внешней среде, владения современными технологиями управления.

Развитие управления образованием на современном этапе связано с формированием различных подходов к решению проблем качества. В теории и практике управления качеством образования можно выделить несколько основных подходов: научный подход заключается в разработке понятий, научно обоснованных критериев и методических рекомендаций абсолютно для всех позиций, существующих в образовательной организации; процессный, согласно которому управление рассматривается как процесс, серия непрерывных взаимосвязанных действий (управленческих функций) — планирование, организация, распоряжение, координация и контроль; системный, позволяющий рассматривать образовательную организацию в качестве системы; ситуационный, подразумевающий различные варианты управления, в зависимости от конкретных ситуаций и условий; программно-целевой подход, предполагающий четкое определение целей, формирование и осуществление программы действий, направленных на достижение этих целей [1, с.47].

Образовательное учреждение на современном этапе — это открытая система, которая может выбрать вариативный путь развития. В изменяющейся социальной обстановке, динамично развивающейся политической и экономической системе, управление образованием должно носить опережающий, инновационный, мобильный и стратегический характер.

Неблагоприятное влияние на качество образования,распространение современных образовательных технологий, методов преподавания и воспитания оказывает состояние кадрового потенциала на всех его уровнях. Внимание к состоянию кадрового потенциала в образовании обосновано тем, что главным ресурсом общественного развития является человеческий потенциал.

Одним из приоритетов развития образовательного учреждения образования является модернизация. Однако никакая модернизация невозможна без квалифицированных кадров, специалистов для решения этих проблем.

Эффективность функционирования образовательной организации зависит от кадровой политики, которую ведет руководитель. Таким образом, уровень развития человеческих ресурсов в дошкольном образовательном учреждении направляется заведующей.

Динамика современных трансформационных процессов деловой сферы и необходимость преодолеть явления, привнесенные мировым экономическим кризисом, требуют от руководителей организаций искать инновационные подходы к управлению [5, с.120].

В современных российских социальных условиях инновационными являются принципы и методы «соучаствующего» (партиципативного) управления и индивидуально-ситуационного лидерства. С точки зрения указанных подходов, к управленческой деятельности, которые в наибольшей степени связаны с качеством реализации управленческой культуры организации, эффективность в современных социальных условиях определяется таким качеством, как лидерство. При реализации данных подходов, управленческая культура и вся система ее функций должна быть ориентирована на формирование лидерских методов управления и их поддержание и внедрение в качестве общепринятых в организации принципов на ценностном, структурно-функциональном и деятельностном уровнях.

В российской управленческой традиции особый интерес к проблематике лидерства проявляют руководители, с современным типом управленческой культуры. Одни пытаются внедрять западную, а другие азиатскую модели лидерства.

Директор образовательного учреждения обладает рядом специфических, а также общих для всех руководителей психических способностей. Заключаются они в следующем [2, с.63].

Административно-организаторские качества (требовательность, настойчивость, решительность, умение инструктировать, контролировать, умение сплотить команду) — важнейшие качества для администратора учреждения среднего профессионального образования. Руководитель должен обладать повышенным трудолюбием. Без этих качеств администратор не состоится.

Социально-психологические качества (теплота в отношениях, выдержка, такт, умения замечать положительное в педагоге, поддерживать его престиж, руководить демократическими методами, регулировать взаимоотношения в коллективе, инициативность) и часть деловых качеств (педагогическое мастерство, любовь к детям и образовательному учреждению, умение рационально организовать труд педагогического коллектива) как бы образуют «верхние этажи» личности руководителей, надстраивающиеся над «фундаментом».

Широкий демократизм в управлении предполагает активное участие педагогического коллектива не только в принятии решений, но и в организации их выполнения, в контроле и оценке проделанного.

Самый мощный фактор управления поведением работников — общественное мнение педагогического коллектива. Поэтому руководитель-демократ стремится создать здоровое общественное мнение, способствующее развитию необходимых коллективу социально-психологических состояний и свойств, активизации и совершенствованию деятельности личности. Формировать такое общественное мнение — значит сделать коллектив самоуправляющейся системой.

Значительное усложнение и модификация задач и функций, решаемых и выполняемых заведующей дошкольного образовательного учреждения, требуют осмысления сложившейся практики управления и постоянного поиска путей и средств повышения эффективности управленческой деятельности. Одна из важнейших задач руководителя — модернизация действующей системы управления, разработка, усвоение и реализация новых технологий управления, ориентированных на достижение главной цели инновационного дошкольного образовательного учреждения — развитие личности воспитанников.

Литература:

  1. Артюхина А. И., Иванова Н. В. Средовой подход в модели непрерывного личностоно ориентированного образования. // Архитектура и образование в III тысячелетии: Сборник статей. / Сост. И. И. Соколов. — Воллгоград: ВолгГАСА, 2008. — С.46–49.
  2. Борис Н. Комплекс возможностей образовательной среды // Директор школы. — 2010. — № 5. — С.60–64.
  3. Гришан И. П. Менеджмент образовательных учреждений: Учебное пособие. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2012. — 65 с.
  4. Кабаченко Т. С. Психология управления: Учебное пособие. — М.: академия, 2008. — 280 с.
  5. Потемкин В. К. Управление персоналом: Учебное пособие. — М.: Владос, 2009. — 340 с.
  6. Светенко Т. В. Стратегический менеджмент в образовании: Учебно-методический комплект материалов. — М.: АПК и ППРО, 2012. — 76 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательного учреждения, дошкольной образовательной организацией, образовательной организации, управления качеством образования, Управление дошкольной образовательной, функционирования образовательной организации, фактор эффективности образования, современных условиях, образовательных учреждений, педагогического коллектива, дошкольного образовательного учреждения, Учебное пособие, общественное мнение, качества образования, образовательного учреждения образования, программно-целевой подход, культура образовательной организации, научный подход, -управление дошкольной образовательной, персоналом образовательного учреждения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос