Государственно-частное партнёрство в современном Казахстане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 13.04.2020

Статья просмотрена: 1279 раз

Библиографическое описание:

Карташов, К. Н. Государственно-частное партнёрство в современном Казахстане / К. Н. Карташов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 239-243. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68872/ (дата обращения: 18.11.2024).



В последние годы в Казахстане все чаще отводится роль государственно-частному партнёрству, как одному из ключевых и действенных способов развития экономики. На данный момент, в Казахстане заключено более 700 ГЧП договоров. Однако, подобное бурное развитие государственно-частного было не всегда. Ориентируясь на международный опыт, государство видело необходимость в развитии данного сектора и не раз отмечало это, в то время, как количество ГЧП проектов, вплоть до 2016 года, оставалось на низком уровне. В рамках данной статьи будет рассмотрена краткая история государственно-частного партнерства в современном Казахстане. Методом исследования выступил desk research.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, Казахстан, Казахстанский центр, проект, местный орган власти, сумма заключенных договоров.

Первые ГЧП проекты в Казахстане начали осуществляться в 2006 году. На тот момент было реализовано 3 из 6 проектов республиканского значения, чья общая стоимость составила 46,2 млн $.[1] Причиной же не реализации остальных проектов послужил финансовый кризис 2008 года, после которого наблюдалась достаточно низкая активность на рынке ГЧП. По мнению некоторых казахстанских экспертов, пассивность в использовании инструментов государственно-частного партнерства была связана с Законом «О концессиях», который не мотивировал инвесторов принимать участие в ГЧП проектах. Другая причина неразвитости государственно-частного партнерства объясняется бездействием министерств и местных органы власти в лице акиматов, которые не проработали пул проектов для инвесторов. С целью совершенствования Закона «О концессиях» в него были внесены поправки в 2008, 2010 и 2012 годах [1]. В результате, летом 2012 года был предложен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по внедрению новых форм государственно-частного партнерства и расширению сфер их применения», который был утвержден спустя почти год — 4 июля 2013 года. Ожидалось, что после утверждения Закона в среднесрочной перспективе будет реализовано не менее 40 ГЧП проектов в таких сферах, как образование, здравоохранение, ЖКХ, развитие городской инфраструктуры, а также переработка бытовых отходов [2].

Дальнейшим толчком к развитию ГЧП проектов послужил принятый в 2015 году новый Закон РК «О государственно-частном партнерстве», который снял ряд ограничений по сферам применения ГЧП, внедрил возможность частной финансовой инициативы, а также расширил состав участников. Если согласно Закону «О концессиях» разрешалось только строительство, а также реконструкция проектов, то после внедрения Закона «О государственно-частном партнерстве» эти возможности были расширены и в формат ГЧП можно было перевести уже функционирующие объекты [3]. Не менее важным для развития сферы государственно-частного партнерства в республике стало создание Казахстанского центра государственно-частотного партнерства в 2016 году, чья работа заключается в полном консультировании, а также сопровождении ГЧП проектов.

Анализируя различные источники можно сделать вывод, что статистическая информация о статусе реализации ГЧП проектов в Казахстане имеет значительные противоречия. Так, по данным АО «Казахстанского центра государственно-частного партнерства», к 2019 году было заключено 615 договоров, общая сумма которых составила 1,6 трлн. тенге (рис. 1) [4].

Рис. 1. Динамика заключенных договоров ГЧП проектов (данные Казахстанского центра ГЧП)

В целом, можно увидеть, что почти за 15 лет число заключенных договоров увеличилось более, чем в 300 раз. В разрезе отраслей экономики большая часть проектов приходится на образовательную сферу — 331 (55 % от общего числа заключенных договоров). В несколько меньшей степени были реализованы проекты в сфере здравоохранения — 127 (21 % от общего числа заключенных договоров). В целом, доминирование этих сфер соотносится с задачами по развитию социальных проектов, прописанных в Стратегии 2050.

Лишь около четверти заключенных договоров (157) пришлись на проекты всех остальных сфер экономики (культура и спорт, ЖКХ, транспорт, агропромышленный комплекс, промышленность и государственные услуги) (рис. 2) [5]. Примечательно, что если суммировать число проектов по сферам, то их сумма составит лишь 597, что идет в разрез с предоставленной статистикой, согласно которой подписано 615 договоров.

N=597

Рис. 2. Динамика заключенных договоров ГЧП проектов (данные Казахстанского центра ГЧП)

Однако, подобные противоречия в статистике не ограничиваются лишь одним ресурсом. Так, согласно информации портала wfin.kz [6], к 2019 году было заключено не 615, а 714 договоров ГЧП (из них 235 были заключены в 2019 году). Для сравнения ниже представлена диаграмма с двух источников, в которых можно увидеть количество заключенных договоров по проектам в разрезе по годам (рис. 3).

Данные — АО «Казахстанский центр ГЧП)

Данные — wfin.kz

Рис. 3. Количество заключенных договоров ГЧП проектов

Безусловно, несмотря на одинаковые пропорции в двух источниках, значения в них имеют существенные различия. Тем не менее, наибольшее число заключенных договоров пришлось на 2018 год (304 по статистике Казахстанского центра ГЧП, 295 по статистике wfin.kz). Согласно данной статистике, количество заключенных ГЧП договоров, с 2018 по 2019 год, сократилось как минимум на 20 % (опираясь на статистику wfin.kz).

Противоречия также наблюдаются и в статистике по суммам заключенных договоров. Так, согласно данным wfin.kz к 2019 году сумма заключенных договоров по проектам почти на 100 миллиардов тенге больше, чем по статистике АО «Казахстанского центра государственно-частного партнерства» (см. рис. 4).

Рис. 4. Сумма заключенных договоров к 2019 году (млрд. тенге)

По статистике сайта wfin.kz, наибольшая сумма по заключенным договорам пришлась на 2018 год — 1132 млрд. тенге (рис. 5) [6].

Рис. 5. Сумма заключенных договоров в разрезе по годам (млрд. тенге) на основании статистики wfin.kz

Также отмечается, что помимо сокращения числа заключенных договоров, за прошедший год в Казахстане снизилось число компаний с участием государства (на 11 %, по сравнению с 2018 годом). В целом, начиная с 2014 года наблюдается постепенное снижение количества компаний с участием государства — за 5 лет их число сократилось на 24 % с 772 до 590 (см. рис. 6).

Рис. 6. Количество компаний с участием государства в Казахстане на основании статистики wfin.kz

Очевидно, что наибольшее число компаний с государственным участием находятся в Нур-Султане — 115. На втором месте по количеству данных компаний находится город Алматы — здесь их число равно 64. Значительная доля участия государства наблюдается на юге Казахстана — 91. Наименьшее же число компаний расположено в северном регионе Казахстана — 44 (см. рис. 7).

Рис. 7. Количество компаний с участием государства (в разрезе регионов) на основании статистики wfin.kz

К 2020 г. методология государственно-частного партнерства продолжила свое совершенствование. Так, с целью увеличения числа проектов с минимальным возмещением из бюджета, они были разделены на три категории:

1 категория — полное возмещение инвестиций и операционных затрат частного партнера из бюджета;

2 категория — частичное возмещение инвестиций за счет бюджета и за счет услуг с рынка

3 категория — без возмещения из бюджета. Возмещение происходит за счет госзаказа, тарифа, ГОБМП, платных услуг и т. д. [7].

В целом, проанализировав статистику, мы видим, что законодательные изменения в государственно-частном партнерстве, произошедшие за последние семь лет, оказали немалое влияние на увеличение количественных показателей в данном секторе. Также, в некоторой степени можно говорить и о повышении мотивации частных лиц в принятии участия в проектах ГЧП, что может быть косвенно объяснимо снижением количества предприятий с государственным участием.

В то же время, стоит отметить и проблемы данной сферы, оставшиеся актуальными до сих пор — это противоречивая статистика, вызванная ненадлежащей работой местных органов власти в лице акиматов, которые своевременно и регулярно должны предоставлять актуальные статистические данные для общей базы. Для решения данной проблемы необходимо:

1) проводить строгий контроль данных получаемых от местных органов власти;

2) обязать местные органы власти ежеквартально предоставлять данные по ГЧП проектам;

3) АО «Казахстанскому центру ГЧП» необходимо своевременно обновлять информацию на своем официальном сайте, а также проводить ежеквартальный мониторинг на основе данных, полученных от местных органов власти.

Литература:

  1. Жангирова Р. Н. Развитие государственно-частного партнерства в Республике Казахстан // Вестник КазНПУ. — 2014. — № 2.
  2. Абиесов Ж. ГЧП по-новому // https://forbes.kz/life/opinion/gchp_po-novomu — Дата доступа [07.04.2020].
  3. Альмухамедова Н. ГЧП в Казахстане: развитие, преимущества и достижения // https://strategy2050.kz/ru/news/52434/
  4. Государственно-частное партнерство // https://e-history.kz/ru/contents/view/gosudarstvennochastnoe_partnerstvo__5288 — Дата доступа [07.04.2020].
  5. Государственно-частное партнерство. 2019. — № 1.
  6. Государственно-частное партнерство в стране снижает обороты // https://wfin.kz/publikatsii/kazakhstan-v-tsifrakh/item/34483-gosudarstvenno-chastnoe-partnjorstvo-v-strane-snizhaet-oboroty.html — Дата доступа [07.04.2020].
  7. Государственно-частное партнёрство становится всё более популярным: за первое полугодие сумма по договорам ГЧП в полтора раза превысила стоимость «портфеля» проектов // http://finprom.kz/ru/article/gosudarstvenno-chastnoe-partnyorstvo-stanovitsya-vsyo-bolee-populyarnym-za-pervoe-polugodie-summa-po-dogovoram-gchp-v-poltora-raza-prevysila-stoimost-portfelya-proektov — Дата доступа [07.04.2020].

[1] Первыми ГЧП проектами в Казахстане были: железная дорога «Станция Шар – Усть-Каменогорск», межрегиональная линия электропередач «Северный Казахстан – Актюбинская область», а также пассажирский терминал международного аэропорта Актау.

Основные термины (генерируются автоматически): государственно-частное партнерство, Казахстанский центр, Казахстан, местный орган власти, проект, сумма заключенных договоров, участие государства, данные, основание статистики, число компаний.


Ключевые слова

проект, Казахстан, государственно-частное партнерство, Казахстанский центр, местный орган власти, сумма заключенных договоров

Похожие статьи

Инклюзивные инновации в Казахстане

В статье рассматриваются существующие методы оценки инклюзивных инноваций, а также развитие инклюзивных инноваций в Казахстане. Основным методом исследования является метод системного литературного обзора. В ходе исследования было выявлено, что общеп...

Инвестиционная политика в системе устойчивого развития региона (на примере Республики Дагестан)

Актуальность данной статьи заключается в том, что определяющим фактором стратегического управления региональной экономики является инвестиционная политика. В настоящее время социально-экономическая система региона находится в очень сложной ситуации, ...

Социальное предпринимательство как один из приоритетов стратегического развития регионов

В последнее время в нашей стране остро стоит вопрос о нехватке экономических ресурсов в сфере социального развития. Власть идет на поиски новых, инновационных форм развития, направленных на разрешение социальных проблем, привлекая представителей пред...

Направления развития государственно-частного партнерства как инструмента финансирования здравоохранения

За государством закреплены социально-ориентированные функции, которые связаны с обеспечением безопасных условий жизнедеятельности. Учитывая высокую значимость здравоохранения, в последние годы данной сфере государство уделяет повышенное внимание. При...

Деловой этикет ведения бизнеса в России

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Понятие «язык закона» в России и Китае

В настоящее время экономические отношения между Россией и Китаем развиваются очень стремительно, особенно это касается сотрудничества в сфере торговли. Успех торгового сотрудничества двух стран напрямую зависит от количества и качества заключенных ко...

Совершенствование межведомственного взаимодействия в условиях цифровизации: электронное правительство как инструмент модернизации государственного управления

В статье поднимается вопрос рассмотрения «электронного правительства» как способа модернизации государственного управления. Организатор формирования информационного общества и системы «электронного правительства» — государство, где электронное правит...

Менеджмент в Казахстане для российских компаний: приспособиться или прорываться?

На сегодняшний день актуальной проблемой экономики Казахстана является её зависимость от импорта товара и зарубежных инвестиций. В связи с чем у зарубежных компаний, и особенно российских, складываются благоприятные условия для развития их деятельнос...

Развитие сотрудничества России и Республики Корея в области сельского хозяйства

Сельское хозяйство Республики Корея в настоящее время является высокотехнологичной отраслью экономики. Стране удалось реализовать инновационную модель развития сельского хозяйства. В настоящее время Республика Корея уже сама стала продуцентом и экспо...

Перспективы развития и внедрения концессионных проектов в условиях кризиса

В статье поднимаются вопросы необходимости внедрения государственно-частного партнерства в условиях современной экономической ситуации. Определены проблемы, влияющие на успешное сотрудничество государства и частного сектора в рамках государственно-ча...

Похожие статьи

Инклюзивные инновации в Казахстане

В статье рассматриваются существующие методы оценки инклюзивных инноваций, а также развитие инклюзивных инноваций в Казахстане. Основным методом исследования является метод системного литературного обзора. В ходе исследования было выявлено, что общеп...

Инвестиционная политика в системе устойчивого развития региона (на примере Республики Дагестан)

Актуальность данной статьи заключается в том, что определяющим фактором стратегического управления региональной экономики является инвестиционная политика. В настоящее время социально-экономическая система региона находится в очень сложной ситуации, ...

Социальное предпринимательство как один из приоритетов стратегического развития регионов

В последнее время в нашей стране остро стоит вопрос о нехватке экономических ресурсов в сфере социального развития. Власть идет на поиски новых, инновационных форм развития, направленных на разрешение социальных проблем, привлекая представителей пред...

Направления развития государственно-частного партнерства как инструмента финансирования здравоохранения

За государством закреплены социально-ориентированные функции, которые связаны с обеспечением безопасных условий жизнедеятельности. Учитывая высокую значимость здравоохранения, в последние годы данной сфере государство уделяет повышенное внимание. При...

Деловой этикет ведения бизнеса в России

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Понятие «язык закона» в России и Китае

В настоящее время экономические отношения между Россией и Китаем развиваются очень стремительно, особенно это касается сотрудничества в сфере торговли. Успех торгового сотрудничества двух стран напрямую зависит от количества и качества заключенных ко...

Совершенствование межведомственного взаимодействия в условиях цифровизации: электронное правительство как инструмент модернизации государственного управления

В статье поднимается вопрос рассмотрения «электронного правительства» как способа модернизации государственного управления. Организатор формирования информационного общества и системы «электронного правительства» — государство, где электронное правит...

Менеджмент в Казахстане для российских компаний: приспособиться или прорываться?

На сегодняшний день актуальной проблемой экономики Казахстана является её зависимость от импорта товара и зарубежных инвестиций. В связи с чем у зарубежных компаний, и особенно российских, складываются благоприятные условия для развития их деятельнос...

Развитие сотрудничества России и Республики Корея в области сельского хозяйства

Сельское хозяйство Республики Корея в настоящее время является высокотехнологичной отраслью экономики. Стране удалось реализовать инновационную модель развития сельского хозяйства. В настоящее время Республика Корея уже сама стала продуцентом и экспо...

Перспективы развития и внедрения концессионных проектов в условиях кризиса

В статье поднимаются вопросы необходимости внедрения государственно-частного партнерства в условиях современной экономической ситуации. Определены проблемы, влияющие на успешное сотрудничество государства и частного сектора в рамках государственно-ча...

Задать вопрос