В статье рассматривается современное состояние государственно-частного партнерства в Российской Федерации, изменения федерального законодательства и ключевые показатели развития данной сферы.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиции, частный партнер.
Сегодня экономическая система Российской Федерации проходит через этап ключевых структурных преобразований, которые направлены на достижение национальных целей и задач, способных сформировать принципиально новую модели развития не только страны, но и ее регионов. Ключевая задача этой модели — удовлетворить потребности человека, поднять уровень благосостояния и улучшить качество жизни населения [7, с. 134].
Экономические и политические события, происходившие в Российской Федерации на протяжении последних 20 лет, серьезно повлияли на развитие экономической системы государства. Сегодня падает внутренний спрос, действуют ограничения на ввоз товаров из-за рубежа, в том числе жизненно необходимых, не растут, а на некоторых отрезках времени, падают доходы населения. Недостаточный темп роста внутренних инвестиций в основной капитал не позволяют улучшить инфраструктуру, сохраняется волатильность мировых цен на энергоносители, что сказывается на состоянии государственного бюджета.
В такой экономической реальности становится понятно, что поставленная задача на ускорение темпов экономического роста при сохранении и увеличении беспрецедентных социальных обязательств требует колоссальных усилий, включая поиск новых источников и форм финансирования. В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208, одной из угроз экономической безопасности России является недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности.
Для решения сложившейся проблемы актуальным становится вовлечение частного сектора в реализацию инфраструктурных проектов. В условиях санкционного давления бизнес также заинтересован в поддержке государства, который может разделить риски и стать гарантом при взаимодействии с финансово-кредитными организациями.
В настоящее время рынок государственно-частного партнерства в Российской Федерации насчитывает 3656 проектов с общим объемом инвестиций 3,9 трлн рублей, из которых 2,8 трлн рублей — частные средства инвесторов, из них:
федеральный уровень — 26 проектов с объемом частных инвестиций 864 млрд рублей;
региональный уровень — 443 проекта с объемом частных инвестиций 1427 млрд рублей;
муниципальный уровень — 517 проектов с объемом частных инвестиций 517 млрд рублей.
В контексте курса государства на цифровизацию Российской Федерации в рамках Петербургского международного экономического форума в 2019 году Министерством промышленности и торговли Российской Федерации было заключено первое федеральное соглашение о государственно-частном партнерстве в сфере IT-инфраструктуры. Частный партнер в лице Центра развития перспективных технологий «Оператор — ЦРПТ» должен обеспечить полное финансирование создания, эксплуатации и технического обслуживания национальной системы цифровой маркировки и прослеживания товаров. Объем инвестиций составляет более 220 млрд рублей. 6 декабря 2019 года был подписан договор о предоставлении синдицированного кредита между инвестором, Газпромбанком и Внешэкономбанком с лимитом 24,2 млрд рублей [8].
Капиталоемкой отраслью в сфере государственно-частного партнерства остается транспортная инфраструктура. В 2019 году в автодорожной сфере было подписано крупнейшее концессионное соглашение по строительству дороги, которая является частью международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай» с объемом инвестиций 121 млрд рублей, из которых 67 млрд рублей — средства федерального бюджета, 54 млрд рублей — внебюджетные источники [9].
В рамках Петербургского международного экономического форума в 2019 году Группа «ВИС» и Калининградская область подписали концессионное соглашение по строительству мостового перехода через Калининградский залив, объем инвестиций составляет порядка 35 млрд рублей, 15 млрд рублей — частные средства [10].
В Новосибирской области приступили к практической реализации комплексного проекта в здравоохранении по созданию сети городских поликлиник в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве. До 2020 года планируется создать 7 современных учреждений с посещением 6,5 тыс. пациентов в смену. Инвестором выступает ООО «Седьмая концессионная компания» (Группа «ВИС»), которое профинасирует проект на 80 % за счет собственных и привлеченных средств. Общая стоимость проекта составляет 7,8 млрд рублей, из которых 1,6 млрд рублей будет возмещать областной бюджет в течение 7 лет (капитальный грант) [11].
С августа по январь 2020 года коммерческое закрытие прошли 727 проектов государственно-частного партнерства с объемом инвестиций 251,6 млрд рублей. В настоящее время органами власти в Российской Федерации прорабатывается более 770 потенциальных проектов с общим объемом инвестиций 2,4 трлн рублей.
В январе 2020 года органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации было размещено 28 новых инициатив по реализации проектов государственно-частного партнерства. 19 предложений планируют реализовать в рамках концессионных соглашений, 4 инициативы в формате договора аренды с инвестиционными обязательствами. Планируется заключение 3 соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве и 2 инвестиционных соглашений (договоров).
По-прежнему наибольшее количество проектов планируется реализовать в коммунально-энергетической инфраструктуре, предполагается 13 концессионных соглашений в теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении. Прорабатываются 11 проектов в сфере социального обслуживания, физической культуры, спорта, туризма, реставрации объектов культурного наследия и образовании. 2 предложения ориентированы на модернизацию общественного городского транспорта и создание аэропортовой инфраструктуры. По одному проекту предлагается реализовать в сфере улично-дорожного освещения и переработке и хранении сельскохозяйственной продукции [12].
В 2019 году были внесены точеные поправки в законодательство, которые должны положительно сказаться на развитии сферы государственно-частного партнерства. В основном они были направлены на совершенствование отдельных положений законодательства и процедур заключения концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве.
С января 2019 года правом выступать в качестве концедента была наделена государственная корпорация «Росатом» наряду с государственной компанией «Росавтодор» [1].
Появилась возможность предоставления частному партнеру исключительных прав на объекты информационных технологий, которые входят в объект соглашения о государственно-частном партнерстве, соответствующая поправка была внесена в Закон о ГЧП [2].
В августе 2019 года было разрешено строительство платных автомобильных дорог и сопутствующей инфраструктуры без обеспечения альтернативного бесплатного проезда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Данная норма позволит активизировать привлечение частных средств в дорожную инфраструктуру для ее ускоренного развития [3].
Произошло развитие механизма специальных инвестиционных контрактов, который относят к формам квази-ГЧП. Был принят соответствующий закон, а также внесены поправки в бюджетный и налоговый кодексы. Главная цель изменений в законодательстве — это привлечение частных средств в высокотехнологичные проекты и внедрение современных технологий для серийного производства промышленной продукции [4].
В январе 2019 года был сокращен срок рассмотрения предложения о реализации проектов государственно-частного партнерства в целях оценки эффективности проекта, определения его сравнительного преимущества и утверждения заключения со 180 до 90 дней [5].
В октябре 2019 года в основные правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета были внесены изменения, которые могут оказать положительное влияние на проекты государственно-частного партнерства при реализации национальных проектов. Предусмотренная возможность направления федеральных средств в региональные проекты государственно-частного партнерства, может оказать существенную финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и инвесторам, реализующим проекты, которые не всегда являются самоокупаемыми [6].
Министерство экономического развития Российской Федерации делает следующие основные выводы о состоянии рынка государственно-частного партнерства в Российской Федерации:
81 субъект Российской Федерации применяет механизм концессионных соглашений для развития инфраструктуры;
Российская Федерация испытывает недостаточность средств в развитие инфраструктурных объектов, с 2020 по 2024 год она будет составлять 1,9 % от ВВП;
количество крупных концессионных соглашений в Российской Федерации остается на низком уровне и составляет 4 % (125соглашений с объемом инвестиций от 1 до 10 млрд рублей) от общего числа соглашений;
на федеральном уровне наибольшее количество проектов государственно-частного партнерства реализуется в транспортной инфраструктуре, на муниципальном — в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве мало применяются в Российской Федерации и составляют всего 25 заключенных соглашений с объемом инвестиций 60 млрд рублей на всех административных уровнях [13].
Таким образом, на начало 2020 года в Российской Федерации продолжает действовать почти 3,1 тыс. концессионных соглашений с общим объемом инвестиций 1,7 трлн рублей, что составляет 1,6 % ВВП Российской Федерации за 2019 год. Стоит отметить, что во Франции на объем инвестиций по проектам государственно-частного партнерства приходится также 1,6 % от ВВП, в Великобритании — 6,6 % от ВВП, в Австралии и Новой Зеландии — 6,9 % от ВВП, в Канаде — 8,1 % от ВВП.
В среднем в Российской Федерации заключается ежегодно 100 новых концессионных соглашений с общим объемом инвестиций порядка 58 млрд рублей. При сохранении темпов заключения концессионных соглашений Российская Федерация не выйдет на уровень Великобритании по инвестициям при использовании механизма государственно-частного партнерства в ближайшей перспективе.
Литература:
- Федеральный закон от 27.12.2018 № 525-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс;
- Федеральный закон от 26.07.2019 № 238-ФЗ «О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муницинально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс;
- Федеральный закон от 02.08.2019 № 289-ФЗ «О внесении изменений в статью 37 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс;
- Федеральный закон от 02.08.2019 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов» // СПС КонсультантПлюс;
- Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 № 1740 «О внесении изменения в Правила проведения уполномоченным органом оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества» // СПС КонсультантПлюс;
- Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1295 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 и признании утратившими силу абзацев второго, четвертого и пятого пункта 13 изменений, которые вносятся в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2017 г. № 1519» // СПС КонсультантПлюс;
- Варнавский, В. Г. Вопросы государственного и муниципального управления / В. Г. Варнавский. — 2. — Москва:, 2012. — 198 c.;
- Заключено соглашение о государственно-частном партнерстве в отношении создания системы цифровой маркировки товаров [Электронный ресурс] // Концессии и инфраструктурные инвестиции. 2019. Режим доступа — https://investinfra.ru/novosti/zaklyucheno-soglashenie-o-gosudarstvenno-chastnom-partnerstve-v-otnoshenii-sozdaniya-sistemy-cifrovoy-markirovki-tovarov.html (дата обращения: 03.03.2020);
- Холдинг «Автобан» вошел в состав ХП «Концессионная компания «Обход Тольятти» [Электронный ресурс] // Платформа поддержки инфраструктурных проектов «Росинфра». 2019. Режим доступа — https://rosinfra.ru/news/1037 (дата обращения: 03.03.2020);
- Калининградская область и Группа «ВИС» подписали концессионное соглашение о строительстве моста [Электронный ресурс] // Официальный портал Правительства Калининградской области. 2019. Режим доступа — https://gov39.ru/news/101/153910/ (дата обращения: 03.03.2020);
- СГЧП в отношении 7 поликлиник в Новосибирске [Электронный ресурс] // ГЧП-Советник. 2019. Режим доступа — https://pppadvisor.ru/blog/soglashyeniye-o-gchp-v-otnoshyenii-proyektirovaniya-i-stroityelstva-7-poliklinik-v-novosibirskye/ (дата обращения: 03.03.2020);
- Государственно-частное партнерство (соглашения о ГЧП/МЧП, концессионные соглашения) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов. 2020. Режим доступа — https://torgi.gov.ru/lotSearch1.html?bidKindId=6 (дата обращения: 05.03.2020);
- Информационно-аналитический обзор о развитии государственно-частного партнерства в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. 2020. Режим доступа — https://www.economy.gov.ru/material/file/6b5f12f3140cf044f1f715d18dfdef0a/gchp %2021.02.2020.pdf.pdf (дата обращения: 03.03.2020).