В данной работе проанализирована сложившаяся в настоящее время ситуация с ограниченным перечнем субъектов прав на товарные знаки. Предлагается включить в данный перечень несколько новых субъектов права на товарные знаки. Обоснованием данного положения является принятие в последние несколько лет ряда федеральных законов, расширяющих категорию физических лиц, которые могут заниматься предпринимательской деятельностью в особом статусе.
Ключевые слова: субъекты прав на товарный знак, индивидуальный товарный знак, коллективный товарный знак, юридические и физические лица.
The current situation with a limited list of subjects of trademark rights is analyzed in the article. It is proposed to include some new subjects of trademark rights in the list. The rationale for this provision is the adoption in the past few years of a number of Federal laws that expand the category of individuals who can engage in business activities in a special status.
Keywords: subjects of trademark rights, individual trademark, collective trademark, legal entities and individuals.
В настоящее время в юридической литературе практически отсутствуют исследования о правовом статусе обладателя исключительного права на товарный знак. Отсутствие данных исследований можно объяснить кажущейся простотой данного предмета исследования и однозначностью ответа на данный вопрос, который дается в ст. 1478 ГК РФ, определяющей и ограничивающей перечень субъектов исключительного права на товарный знак. Так, в соответствии со ст. 1478 ГК РФ перечень обладателей исключительных прав на товарный знак императивно ограничен двумя субъектами: юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Однако в последнее время данная правовая позиция уже не отражает уровень развития экономических отношений в РФ и приводит к правовым коллизиям, поскольку лишает указанных прав целый ряд субъектов бизнес-процессов, которые де-факто должны иметь права на регистрацию и получение исключительных прав на товарные знаки.
В этой связи представляется целесообразным еще раз внимательно проанализировать сложившеюся в настоящее время ситуацию с существующим перечнем субъектов прав на товарных знак и включить в данный перечень новых субъектов прав на товарный знак, исходя из реалий развития современной российской экономики.
Существующие субъекты права на товарный знак.
Юридические лица. Безусловно, нет никаких сомнений в том, что участниками оборота товарных знаков являются все юридические лица. Это прямо вытекает из ст. 1477 и 1478 части IV ГК РФ, упоминающих юридическое лицо в качестве субъекта прав на товарные знаки, без установления к указанному субъекту каких-либо дополнительных требований.
Согласно ст.48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. При этом юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п.3 ст.48 ГК РФ к юридическим лицам относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.
Среди юридических лиц, занимающихся производством товаров, выполнением работ и оказанием услуг, чья продукция требует индивидуализации для целей ее успешной реализации на рынке, на первый план выходят коммерческие организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.
В соответствии с п.2 ст. 50 ГК РФ коммерческими юридическими лицами являются организации, созданные в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Правом на товарные знаки и знаки обслуживания могут обладать и юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, т. е. организациями, не имеющими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
К данной категории субъектов прав на товарный знак, согласно п.3 ст.50 ГК РФ, относятся: потребительские кооперативы, общественные организации; ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости; казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; община коренных малочисленных народов Российской Федерации; общественные и благотворительные фонды; автономные некоммерческие организации; религиозные организации; публично-правовые компании; адвокатские палаты; адвокатские образования; государственные корпорации; нотариальные палаты и др.
Индивидуальный предприниматель. Согласно ст. 1478 ГК РФ следующим субъектом прав на товарный знак является индивидуальный предприниматель. Деятельность данного субъекта прав формализована статьей 23 ГК РФ, в соответствии с которой гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Предоставление права на товарный знак индивидуальному предпринимателю также представляется обоснованным и логичным. Причиной тому является позиция законодателя, исключающая возможность физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, быть обладателем исключительного права на товарный знак. В случае прекращения предпринимательской деятельности физического лица — обладателя права на товарный знак правовая охрана такого товарного знака прекращается на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Потенциальные субъекты права на товарный знак. По мнению авторов статьи, в настоящее время из поля зрения законодателя, выпал целый вряд субъектов, которым данные права должны быть предоставлены наряду с субъектами, указанными в ст. 1478 ГК РФ. Обоснованием данного положения является принятие в последние несколько лет ряда федеральных законов, расширяющих категорию физических лиц, которые могут заниматься предпринимательской деятельностью в особом статусе.
Иностранные лица. По мнению авторов к субъектам права на товарный знак также следует отнести иностранные лица, которые официально, в силу ст. 1478 ГК РФ, не являются таковыми.
Правомочность отнесения иностранных лиц к субъектам права на товарный знак естественным образом вытекает из положения статьи 1479 ГК РФ, согласно которой на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, а также в соответствии с п.1 статьи 1186 ГК РФ, которое дает более широкое толкования гражданско-правовым отношениям с участием иностранных лиц, а именно «Право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, настоящего Кодекса, других законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации».
Более того, статья 1231 ГК РФ непосредственно указывает на то, что иностранные лица могут получать исключительные права на свои товарные знаки, зарегистрированные на основе международных договоров России.
Объединение лиц. Субъектами права на товарный знак также являются объединения лиц. Такой субъект права появился благодаря легализации коллективных товарных знаков, предназначенных для индивидуализации товаров, производимых и (или) реализуемых участниками объединения и обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.
Гражданский кодекс РФ определяет субъекта права на коллективный знак как объединение лиц, создание и деятельность которого не противоречит законодательству государства, в котором оно создано (ст. 1510 ГК РФ).
Особенность субъекта прав на товарный знак «Объединение лиц», вотличие от «юридических лиц», которые по закону являются субъектами прав на индивидуальный товарный знак, обусловлена особым правовым режимом коллективного товарного знака:
– право собственности на коллективный знак появляется у объединения лиц, а не у каждого конкретного участника объединения;
– участники объединения составляют определённый Устав, в котором расписывают порядок применения знака;
– товар, который выпускается под таким знаком, должен обладать общими для всей группы производителей свойствами;
– получить возможность пользоваться таким знаком можно, став членом объединения, другие способы будут незаконными;
– коллективный товарный знак не может быть предметом лицензионного договора;
– отчуждать право на коллективный знак закон запрещает.
Устав коллективного знака, в частности, должен содержать:
– наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое имя;
– перечень лиц, имеющих право пользования этим знаком;
– цель его регистрации, перечень и единые качественные или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком;
– условия его использования, порядок контроля его использования, ответственность за нарушение устава коллективного знака.
В соответствии с абз. 2 ч.1 ст. 1510 ГК РФ коллективный знак является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками.
Необходимо отметить, что объединением лиц, могут быть и организации, созданные физическими лицами. Такие организации в соответствии со п.1 ст. 123 ГК РФ являются общественными организациями, созданными добровольным объединением граждан в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей. При этом данные общественные организации отнесены к некоммерческим корпоративным организациям. Им посвящены не только отдельные нормы ГК РФ и базовые Федеральные законы от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», но и специальные законы, определяющие деятельность отдельных видов общественных организаций.
Физические лица-предприниматели без регистрации вкачестве вкачестве индивидуального предпринимателя. Так, согласно Федерального закона от 26 июля 2017 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в п.1 статьи 23 ГК РФ, был внесен второй абзац настоящего пункта, который расширяет понятие индивидуального предпринимателя, а именно «В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя».
К данной категории физических лиц, согласно п. 70 ст. 217 НК РФ от 05 августа 2000 г., без оформления ИП и трудового договора, относятся физические лица, которые оказывают следующие услуги: по уходу за детьми; в качестве репетитора; по уборке жилых помещений; по уходу за людьми старше 80 лет; по ведению домашнего хозяйства; по уходу за больными (на основании медицинского заключения).
То есть, после вступления в силу данного абзаца ч.1 статьи 23 ГК РФ в РФ появляется новая категория граждан, которая может осуществлять предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а соответственно, у этой категории граждан появляется потребность в индивидуализации своих услуг и выпускаемых товаров, то необходимость иметь зарегистрированные товарные знаки и знаки обслуживания.
Соответственно, возникает правовая (юридическая) коллизия, поскольку до вступления в силу Федерального закона от 26 июля 2017 г. № 199-ФЗ, существовала позиция законодателя, исключающая возможность физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без статуса индивидуального предпринимателя, быть обладателем исключительного права на товарный знак.
«Самозанятые». Необходимо отметить, что до 2019 г. в российском законодательстве не было определения данной категории физических лиц.
С 01.01.2019 вступил в силу Федеральный закон № 422-ФЗ от 27 ноября 2018 г. «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)», согласно которого в качестве эксперимента с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2028 г. на территории указанных четырех регионах РФ проходит пилотный проект по «самозанятым».
В этом же году вступил в силу Федеральный закон от 15 января 2019 г. № 428-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)», который к уже указанным четырем регионам РФ с 1 января 2020 г. добавил еще 19 регионов РФ: город федерального значения Санкт-Петербург, Волгоградскую, Воронежскую, Ленинградскую, Нижегородскую, Новосибирскую, Омскую, Ростовскую, Самарскую, Сахалинскую, Свердловскую, Тюменскую, Челябинскую области, Красноярский и Пермский край, Ненецкий автономный округ, ХМАО-Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ и Республику Башкортостан.
В соответствии с указанными федеральными законами каждый гражданин из указанных регионов может вести деятельность, приносящую доход, для которого действует специальный налоговый режим — для «самозанятых». Самозанятый гражданин может продавать свои товары (за исключением подакцизной продукции и требующей обязательной маркировки) и услуги, он не должен иметь наемных работников и торговых точек. Запрещено продавать чужие товары, то есть брать на реализацию. То есть, самозанятым указанных регионов России разрешено вести любые не запрещенные виды деятельности. Это выгодно их отличает от физических лиц, которые заниматься предпринимательской деятельностью без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (в соответствии с абзацем 2 п.1 статьи 23 ГК РФ), виды деятельности которых сильно ограничены.
Ограничением для самозанятых является уровень доход, который не должен превышать 2,4 миллиона рублей в год, при этом срок действия эксперимента определен до 2028 г.
Налицо юридическая коллизия, с введения в 2019 г. Федеральных законов № 422-ФЗ от 27 ноября 2018 г. и № 428-ФЗ от 15 января 2019 г., в ряде регионов РФ «самозанятые» физические лица могут участвовать во многих видах коммерческой деятельности, в том числе производить товары и продавать их, с получением дохода и уплаты с него налогов, но в то же время лишены права подачи заявок на регистрацию товарных знаков и не могут быть владельцами исключительных прав на товарный знак.
Необходимо отметить, что согласно подсчетам Министерства труда РФ в настоящее время в России количество самозанятых граждан составляет порядка 22,5 млн. человек. В связи с этим Правительство РФ запланировало вывести из тени эту часть населения и разработало указанные Федеральные законы № 422-ФЗ от 27 ноября 2018 г. и № 428-ФЗ от 15 января 2019 г.
Таким образом, в данной работе установлено, что в ряде случаев, помимо юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правообладателями могут стать (в том числе в случаях, прямо установленных законом) иные лица, что может служить основанием для внесения соответствующих изменений в ст. 1478 ч. IV части ГК РФ.
С учетом вышесказанного авторами предлагается следующая редакция статьи 1478 ГК РФ с новым перечнем субъектов исключительного права на товарный знак:
«ГК РФ Статья 1478. Обладатель исключительного права на товарный знак.
- Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо, физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, объединение лиц, создание и деятельность которого не противоречит законодательству государства, в котором оно создано, а также иностранное лицо, действующее в соответствии с заключенными Российской Федерации международными соглашениями в области интеллектуальной собственности.
- Физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, являются:
– индивидуальные предприниматели (согласно п.1 ст. 23 ГК РФ).
– физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (согласно абзаца 2 п.1 ст. 23 ГК РФ)
– физические лица — «самозанятые» (согласно Федеральных законов № 422-ФЗ от 27 ноября 2018 г. и № 428-ФЗ от 15 января 2019 г.)».
Литература:
- Никулина В. С. Правовая защита товарного знака и борьба с недобросовестной конкуренцией. — М.: Статут, 2015. — 208 с.
- Права на товарный знак: монография / Д. В. Афанасьев, А. С. Ворожевич, В. В. Голофаев и др.; отв. ред. Л. А. Новоселова. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016. — 144 c.
- Правовой режим товарного знака в Российской Федерации: теория и практика. Монография / А. В. Мотылькова. Ростовский социально-экономический институт. — Ростов н/Д., 2013, — 200 с.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2006. N 52 (1 ч.). Ст. 5496 (ред. от 16.12.2019).
- Мадридское соглашение о международной регистрации знаков (Мадрид, 14 апреля 1891 г.) (ред. от 2 октября 1979 г.) //Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII. М. 1978.- С. 140.