Коллективный товарный знак: особенности правового регулирования в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 17.04.2020

Статья просмотрена: 600 раз

Библиографическое описание:

Баева, Е. В. Коллективный товарный знак: особенности правового регулирования в Российской Федерации / Е. В. Баева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68976/ (дата обращения: 22.11.2024).



Товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Одним из видов товарных знаков является коллективный товарный знак. В статье рассматриваются особенности правового регулирования коллективных товарных знаков. Автором предложено внести изменения в п. 1 ст. 1510 ГК для обеспечения единообразия толкования норм. В работе исследуется вопрос допустимости рассмотрения права коллективный знак в качестве оборотоспособного объекта гражданских прав.

Ключевые слова: товарный знак, коллективный товарный знак, правообладатель,объединение лиц, Устав коллективного знака, оборотоспособность.

В Российской Федерации наряду с результатами интеллектуальной деятельности, также признаются и охраняются средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг. По своему правовому режиму средства индивидуализации приравнены к результатам интеллектуальной деятельности.

Наибольшей значимостью и востребованностью среди средств индивидуализации обладают товарные знаки [3, c. 153]. Товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 1477 ГК РФ).Одним из видов товарных знаков является коллективный товарный знак.

Коллективный знак — товарный знак, предназначенный для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками (п. 1 ст. 1510 ГК РФ).

В российское законодательство право на коллективный товарный знак было введено в соответствии со статьей 7.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, ратифицированной СССР в 1965 году. Необходимо обратить внимание на пункт 2 ст. 7.bis указанной Конвенции, закрепляется, что каждая страна сама определяет особые условия охраны коллективного знака.

Согласно Гражданскому кодексу РФ коллективный товарный знак должен соответствовать всем требованиям, которые предъявляются к индивидуальным товарным знакам. Однако правовое регулирование коллективных знаков имеет ряд особенностей.

Первой особенностью являет то, что правообладателем коллективного товарного знака, может быть только объедение лиц, но само понятие «объединение лиц» не раскрывается.

Понятие «объединение» действующее гражданское законодательство РФ использует по отношению к ассоциациям (союзам). В статье 123.8 ГК РФ закрепляется, что ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей, а в организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения. То есть этот термин можно рассматривать как обозначение объединений юридических лиц, так и юридических и (или) физических лиц для определенных целей.

Однако гражданское законодательство закрепляет, что обладателями исключительных прав на товарные знаки могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели [5, с. 83]. Таким образом, правообладателем коллективного знака может быть объединение лиц, которое принимает участие в гражданском обороте в качестве юридического лица.

За иными объединениями право обладать коллективными знаками в литературе не признается. Например, не могут быть правообладателями хозяйственные товарищества и общества, хотя формально их тоже можно рассматривать в качестве объединения лиц.

Считаем, что для единообразия толкования норм, необходимо внести изменения в п.1 ст. 1510 ГК, закрепив перечень объединения лиц, которые могут обладать правом на коллективный товарный знак.

Второй особенностью коллективного товарного знака состоит в обладании правом собственности на знак самого объединения, а не каждого отдельного участника. Пользоваться таким знаком имеет право каждое лицо, входящее в объединение, как в качестве единственного средства для обозначения товарного знака, так и наряду со своим индивидуальным товарным знаком. Следует отметить, что самостоятельности у отдельных лиц объединения при использовании коллективного знака нет. Объединение закрепляет перечень товаров, единые характеристики этих товаров, в том числе характеристики их качества, а также условия использования товарного знака.

Третьей особенностью является то, что выпускаемый под коллективным знаком товар должен соответствовать единым характеристикам качества или иным общим характеристикам. Некоторые исследователи называют коллективный товарный знак «гарантом качества продукции», подчеркивая, что его главное назначение состоит в обеспечении единого качества продукции, выпускаемой участниками оборота, входящими в одно объединение [4, c. 154].

Так, предусмотрена возможность досрочного полного или частичного прекращения правовой охраны коллективного товарного знака, если он используется на товарах, которые не обладают едиными качественными или иными общими характеристиками. Данная мера реализуется только на основании решения суда, принятого по заявлению какого-либо заинтересованного лица, административный порядок не предусмотрен. Эта норма защищает потребителя в ситуациях, когда лица, использующие коллективный знак, производят товары или оказывают услуги, отличающиеся значительно по качеству от других лиц объединения. В этом случае потребитель фактически вводится в заблуждение в отношении качества товара или услуги. Мерой защиты прав потребителей также является обязательность публикации выписки из устава коллективного знака о единых характеристиках качества и об иных общих характеристиках товаров, в отношении которых этот знак зарегистрирован, в официальном бюллетене Роспатента (п. 2 ст. 1511 ГК РФ).

Четвертой особенностью применения коллективного знака является наличие Устава, устанавливающего порядок пользования коллективным знаком. Устав разрабатывается и утверждается самим объединением и прилагается к заявке на регистрацию знака.

Обязательными для устава коллективного знака являются следующие данные:

1) наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое наименование (правообладателя);

2) перечень лиц, имеющих право использования этого коллективного знака;

3) цель регистрации коллективного знака;

4) перечень и единые характеристики качества или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком;

5) условия использования коллективного знака;

6) положения о порядке контроля за использованием коллективного знака;

7) положения об ответственности за нарушение устава коллективного знака

О любых изменениях в уставе коллективного знака правообладатель должен уведомлять федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Еще одной существенной особенностью коллективного знака, является предусмотренный п. 2 ст. 1510 ГК РФ запрет на отчуждение исключительного права на товарный знак. Кроме того, коллективный знак и исключительное право на него не может быть передано по лицензии во временное использование лицам, не входящим в состав объединения [4, с. 68].

Р. О. Кононенко рассматривает коллективный товарный знак в качестве оборотоспособного объекта гражданского права, с учетом соблюдения условия, установленного в уставе коллективного товарного знака, о перечне и единых характеристиках качества или иных общих характеристиках товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком. И предлагает внести изменения в п. 2 ст. 1510 ГК РФ: «Право на коллективный знак может быть объектом договора об отчуждении права и лицензионного договора в случае согласия на распоряжение правом лиц, входящих в объединение, с учетом устава коллективного товарного знака, в части соблюдения условия, установленного в уставе коллективного товарного знака, о перечне и единых характеристиках качества или иных общих характеристиках товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком» [2, c. 72].

Считаем данную точку зрения нецелесообразной, так как закон не мешает заинтересованному в использовании знака лицу вступить в объединение лиц использующих коллективный знак «подогнав» свои товары (услуги) под стандарты лиц, которые используют коллективный знак.

Следует отметить, что коллективный товарный знак в России не получил широкого распространения из-за целого ряда ограничений, который он накладывает на правообладателей.

Итак, в любом случае, вне зависимости от того, рассматриваем ли мы российское или международное законодательство, сущность коллективного товарного знака неизменна. Так, целый ряд производителей выпускает продукцию, но конечный потребитель получает товар, соответствующий единым стандартам. На наш взгляд, конструкция коллективного товарного знака применяется незаслуженно редко.

Литература:

  1. Гаврилов Э. Средства индивидуализации товаров и качественные характеристики товаров // Хозяйство и право. — 2014. — № 3. — С. 13–27.
  2. Кононенко Р. О. Коллективный товарный знак: особенности правового режима и распоряжения правом на него // Общество и право. — 2011. — № 1. — С. 70–73.
  3. Романов С. С. Товарный знак: понятие и виды // Таврический научный обозреватель. — 2016. — № 12–2 (17). — С. 64–71.
  4. Никольский В. А. К вопросу об оборотоспособности коллективного знака в соответствии с законодательством российской федерации// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2016 г. –№ 12. — С. 153–155.
  5. Нургалеев М. С. Понятие товарного знака и исключительного права на него // Право: история, теория, практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 80–83.
Основные термины (генерируются автоматически): коллективный знак, коллективный товарный знак, товарный знак, знак, ГК РФ, единая характеристика качества, лицо, общая характеристика товаров, объединение лиц, интеллектуальная деятельность.


Ключевые слова

товарный знак, правообладатель, оборотоспособность, коллективный товарный знак, объединение лиц, Устав коллективного знака

Похожие статьи

Содержание исключительного права на товарный знак и правовая охрана товарных знаков в Российской Федерации

В статье рассматриваются спорные и проблемные вопросы содержания исключительного права на товарный знак и его правовой охраны в соответствии с действующим российским законодательством. На основе анализа материалов судебной практики выявлены актуальны...

Современные тенденции правового определения субъектов права на товарный знак

В данной работе проанализирована сложившаяся в настоящее время ситуация с ограниченным перечнем субъектов прав на товарные знаки. Предлагается включить в данный перечень несколько новых субъектов права на товарные знаки. Обоснованием данного положени...

Проблемы правовой защиты названия СМИ как средства индивидуализации

Статья посвящена проблемам правовой защиты названия СМИ как средства индивидуализации. Определены сходства и различия наименования СМИ с товарным знаком и фирменным наименованием. Изучена судебная практика по данной теме. Приведены причины конфликтов...

Сравнительный анализ объектов авторского права российского и французского законодательства

В статье проводиться сравнительный анализ норм французского и российского законодательства в области авторского права на основе Гражданского Кодекса РФ и Кодекса об интеллектуальной собственности Франции. Рассматривается проблематика определения терм...

Пассивный способ защиты правообладателей товарных знаков и интересов потребителей

В статье автор определяет значение и влияние деятельности Роспатента, как уполномоченного государственного органа в процессе государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака, на реализацию конституционных гарантий по соблюдению прав...

Способы и формы защиты прав участников корпоративных отношений

В данной статье исследуются способы и формы защиты прав участников корпоративных отношений. Автором проведен анализ учебной литературы и законодательных актов, в частности Гражданского кодекса Российской Федерации. В статье приводится характеристика ...

Договор авторского заказа: понятие, правовая природа и особенности заключения

В статье рассматривается договор авторского заказа, его понятие, правовая природа и особенности заключения. Автор приходит к выводу, что данный договор представляет собой самостоятельный вид гражданско-правового договора, который без передачи исключи...

Понятие, признаки и общая характеристика недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция представляет собой одну из форм отрицательного воздействия на экономический и гражданский оборот, включая всех участников оборота товаров, работ и услуг. В данной статье проводится анализ и оценка официального определения...

Актуальные проблемы внесудебной защиты корпоративных прав

В рамках статьи рассматриваются внесудебные способы защиты корпоративных прав, определены направления по защите корпоративных прав и законодательные изменения в области внесудебной защиты. Отражена роль административного и нотариального способа защит...

Государство как субъект международного частного права

Данная статья раскрывает понятие «государства» как субъекта международного частного права. Определяет, какие законодательные акты в Российской Федерации регулируют данные правоотношения. Статья направлена на всестороннее изучение и выяснение таких ка...

Похожие статьи

Содержание исключительного права на товарный знак и правовая охрана товарных знаков в Российской Федерации

В статье рассматриваются спорные и проблемные вопросы содержания исключительного права на товарный знак и его правовой охраны в соответствии с действующим российским законодательством. На основе анализа материалов судебной практики выявлены актуальны...

Современные тенденции правового определения субъектов права на товарный знак

В данной работе проанализирована сложившаяся в настоящее время ситуация с ограниченным перечнем субъектов прав на товарные знаки. Предлагается включить в данный перечень несколько новых субъектов права на товарные знаки. Обоснованием данного положени...

Проблемы правовой защиты названия СМИ как средства индивидуализации

Статья посвящена проблемам правовой защиты названия СМИ как средства индивидуализации. Определены сходства и различия наименования СМИ с товарным знаком и фирменным наименованием. Изучена судебная практика по данной теме. Приведены причины конфликтов...

Сравнительный анализ объектов авторского права российского и французского законодательства

В статье проводиться сравнительный анализ норм французского и российского законодательства в области авторского права на основе Гражданского Кодекса РФ и Кодекса об интеллектуальной собственности Франции. Рассматривается проблематика определения терм...

Пассивный способ защиты правообладателей товарных знаков и интересов потребителей

В статье автор определяет значение и влияние деятельности Роспатента, как уполномоченного государственного органа в процессе государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака, на реализацию конституционных гарантий по соблюдению прав...

Способы и формы защиты прав участников корпоративных отношений

В данной статье исследуются способы и формы защиты прав участников корпоративных отношений. Автором проведен анализ учебной литературы и законодательных актов, в частности Гражданского кодекса Российской Федерации. В статье приводится характеристика ...

Договор авторского заказа: понятие, правовая природа и особенности заключения

В статье рассматривается договор авторского заказа, его понятие, правовая природа и особенности заключения. Автор приходит к выводу, что данный договор представляет собой самостоятельный вид гражданско-правового договора, который без передачи исключи...

Понятие, признаки и общая характеристика недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция представляет собой одну из форм отрицательного воздействия на экономический и гражданский оборот, включая всех участников оборота товаров, работ и услуг. В данной статье проводится анализ и оценка официального определения...

Актуальные проблемы внесудебной защиты корпоративных прав

В рамках статьи рассматриваются внесудебные способы защиты корпоративных прав, определены направления по защите корпоративных прав и законодательные изменения в области внесудебной защиты. Отражена роль административного и нотариального способа защит...

Государство как субъект международного частного права

Данная статья раскрывает понятие «государства» как субъекта международного частного права. Определяет, какие законодательные акты в Российской Федерации регулируют данные правоотношения. Статья направлена на всестороннее изучение и выяснение таких ка...

Задать вопрос