Ограничение прав на земельные участки: понятие и основания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (546) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 22.11.2024

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Валитов, Р. А. Ограничение прав на земельные участки: понятие и основания / Р. А. Валитов, С. П. Павлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 47 (546). — URL: https://moluch.ru/archive/546/119570/ (дата обращения: 24.11.2024).

Препринт статьи



Актуальность рассматриваемой нами темы заключается в существующих правовых ограничениях права собственности на земельные участки. Безусловно, на сегодняшний день законодатель допускает возможность введения ограничения, но при этом исключительно на тех основаниях, которые прямо предусмотрены действующим законодательством. Однако в рассматриваемом правовом аспекте представляется правильным, что в действующее законодательство требуется внесение соответствующих изменений, которые затронут вопрос установления баланса публичных и частных интересов в земельной сфере, так как данная проблема поднимается теоретиками и правоприменителями .

Ключевые слова: земельное право, право собственности, ограничение права собственности, частные и публичные интересы, развитие права .

Правовая природа земли как ограниченного природного ресурса выступает в качестве фундаментального начала развития общества. Ограничение считается незаменимой необходимостью для надлежащего использования земельных участков. Допустимые ограничение между публичными и частными интересами в текущих реалиях, является актуальной проблемой, для которой необходимо найти решение.

Но что же мы должны понимать под ограничением права? Нормативно-закрепленная дефиниция рассматриваемого понятие отсутствует, что в свою очередь порождает проблему официального и правильного толкования, а также проблему верной квалификации некоторых видов правовых режимов в качестве ограничения права и разграничения их с иными правовыми явлениями. Так, Лиманская А. П. в своем исследовании подтверждает, что названный пробел «порождает неверное толкование норм, регулирующих договорные отношения в сфере использования земель, а в судебной практике получил применение подход, состоящий в признании юридической силы таких условий договора, которыми регулируются специальные параметры строительства, не предусмотренные градостроительными регламентами. Данная спорная практика является следствием пробела законодательства, состоящего в отсутствии определения понятия «ограничение права» [4, с. 87].

Основной закон страны в свою очередь лишь акцентирует внимание на том, что «ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства» [1]. Необходимо отметить, что в отраслевом законодательстве рассматриваемое понятие не раскрывается, то есть законодатель, обозначив лишь цель ограничения не толкует его сущность.

Обратим внимание, что в доктринальной литературе была проведена попытка единого толкования рассматриваемой дефиниции, например Малько А. В. [5], Небратенко О. О. [6], Сауриным А. А. [7], однако расхождение взглядов и отсутствие нормативного закрепления понятия не позволили правоведам достигнуть однородного мнения.

В рассматриваемом вопросе интересна позиция Лиманской А. П., которая в свою очередь приходит к выводу, что под «ограничением права» в сфере земельных отношений подразумевается «мера государственного принуждения, выраженная в запретах и обязанностях, которые устанавливаются в порядке, предусмотренном законами, не связаны с реализацией собственного интереса правообладателя земельного участка и стесняют правообладателя в реализации принадлежащего ему права собственности в интересах общества в целом и удовлетворения законных интересов частных лиц» [4, с. 90]. Считаем, что приведенная позиция отражает существующие ограничения прав, однако раскрывающей в полной мере сущность ограничения по задумке законодателя, признать затруднительно.

Обратим внимание на вопросы оснований ограничения прав на земельные участки в современных условиях.

В современном законодательстве, при принятии Гражданского кодекса РФ, у собственников появилась возможность приобретения, а также осуществления своих гражданских прав исключительно в своих интересах. В связи с этим законодатель, в ст. 1 рассматриваемого закона, не стал акцентировать внимание на установлении требуемого баланса интересов, следовательно публичный интерес не может быть пропущен, а упрощение частного интереса будет постоянным явлением [8].

Одним из оснований ограничения, принято выделять прекращение права собственности ввиду изъятия земельного участка в публичных интересах или общественных целях. Регулярными ограничение прав собственности принято выделять, ограничение в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения. Ограничения могут носить субъективный характер, к примеру собственник земельной доли может продать такую долю без уплаты соответствующей пошлины только собственникам других долей.

Установление публичных ограничений, не прекращает права собственности на земельные участок, но в итоге порождает ограничения объёма правомочий в отношении земельного участка. Фактически право собственности на земельный участок, в отношении которого установлен публичных сервитут носит усеченный характер, так как в правой режим использования внесены определенные изменения. В целом изменения правого режима сводятся к минимизации возможностей собственника, по использованию земельного участка [3, с. 36]. Действительно, ограничения могут негативным образом отразиться на реализации прав собственности на земельный участок, и повлечь частичную или полную невозможность реализации такого права собственником.

Заслуживает в этом аспекте позиция Шевенко Д. А., который подчеркивает, что «ограничение права собственности — это тенденция, которая влечет, возникновение отдельного принципа ограничения права собственности на землю. Поэтому, отдельные принципы связанные с ограничением права собственности на землю, должны быть законодательно закреплены, в частности речь идет о следующих принципа: принцип допустимости ограничения права собственности на землю» [9, с. 39]. Также правовед отмечает, что добавление перечисленных принципов на нормативном уровне поспособствует достижению баланса частных и публичных отношений, а также общего блага в целом. Разделяем точку зрения автора, достижение баланса интересов общества и государства действительно является приоритетной целью не только в земельных отношениях, но и во всех правовых аспектах в целом.

Анисимов А. П. занимает тождественную позицию и убежден, что «развитие сферы публичных и частных интересов возможно в результате разделения интересов на отдельные группы. Например, выделение групповых интересов и общих интересов. Обеспечение частно-публичных интересов должно осуществляться в результате установления частного сервитута без участия органов государственной власти» [2, с. 141].

Подводя вышеизложенные положения отметим, что на сегодняшний день нормативно не урегулирован вопрос закрепления дефиниции «ограничения права», что в свою очередь порождает проблему официального и правильного толкования, а также проблему верной квалификации некоторых видов правовых режимов в качестве ограничения права и разграничения их с иными правовыми явлениями. Считаем необходимым обратить внимание законодателя на данный правовой аспект.

Солидарны с позицией Шевченко Д. А., который отмечает, что право собственности на земельные участки, как возникновение особых правоотношений сталкивается с возможным ограничением по реализации основных правомочий владельцами земельных участков [9, с. 39]. Представляется правильным, что в действующее законодательство требуется внесение соответствующих изменений, которые затронут вопрос установления баланса публичных и частных интересов в земельной сфере. В этой связи предлагается дополнить положения Земельного кодекса Российской Федерации, новой ст. 1.1 с закреплением принципов земельного права, которые будут касаться исключительно введения ограничения права на землю. В отмеченную норму включить ряд новых принципов, в частности, принцип допустимости ограничения права собственности на землю, принцип полной компенсации собственнику имущественных потерь в результате ограничения его прав, принцип законности введения ограничений.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) ГК РФ // Российская газета. — 1993. — № 237.
  2. Анисимов А. П., Болтанова Е. С. Ограничение права частной собственности путем установления публичных земельных сервитутов: поиск баланса интересов // Журнал российского права. — 2020. — № 4. — С. 141–152.
  3. Баумова М. Г., Мещерякова М. С. Действие принципа неприкосновенности права собственности в случае ограничения прав на земельные участки в публичных интересах // Социально-юридическая тетрадь. — 2022. — № 12. — С. 36–45.
  4. Лиманская А. П. Основания ограничений прав на земельные участки // Аграрное и земельное право. — 2022. — № 5 (209). — С. 87–92.
  5. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве: [Монография] / А. В. Малько. — 2. изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003. — 248 с.
  6. Небратенко О. О. Ограничение права собственности в практике Конституционного Суда РФ // Российский судья. — 2021. — № 12. — С. 51–55.
  7. Саурин А. А. Право собственности в Российской Федерации: конституционно-правовые пределы реализации и ограничения: [монография] / А. А. Саурин. — М.: Статут, 2014. — 351 с.
  8. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. — 1994. — № 238–239.
  9. Шевченко Д. А. Ограничение права собственности на земельные участки в публичных интересах // Аграрное и земельное право. — 2023. — № 5 (221). — С. 38–39.


Задать вопрос