В статье характеризуется правовой статус пресс-службы Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь. Рассматриваются принципы и задачи ее деятельности. Анализируется механизм информационного сопровождения деятельности данного государственного органа. В ходе исследования автор приходит к выводу, что пресс-службы государственных органов являются самостоятельным субъектом в сфере распространения официальной информации в Республике Беларусь.
Ключевые слова: информация, пресс-служба, средства массовой информации, Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь.
Право человека на информацию впервые было упомянуто в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1946 г. № 59 (I) «О созыве международной конференции по вопросу о свободе информации». Документ декларирует данное право как одно из основных прав человека [1]. «Право на информацию» закреплено в национальном законодательстве непосредственно в Конституции Республики Беларусь (ст. 34), а также продублировано в Законе Республики Беларусь от 10.11.2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (ст. 6) — базовом нормативном правовом акте, закрепляющем общие положения об информации, как объекте правового регулирования [2]. Разумеется, что такому праву соответствует обязанность государства предоставлять информацию, формируя надлежащие правовые механизмы.
В этой связи, в государственных органах сегодня создаются специальные отделы — пресс-службы, основная деятельность которых состоит в предоставлении общественности качественной и своевременной информации о работе государственного органа. Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь (далее — ГКСЭ) не стал исключением.
Объектом в данной сфере правоотношений является непосредственно информация о деятельности государственного органа, его должностных лиц.
К субъектам, осуществляющим деятельность по информационному сопровождению ГКСЭ, относятся:
1) пресс-секретарь центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз;
2) главные специалисты (для работы со СМИ) в управлениях Государственного комитета судебных экспертиз по области, г.Минску;
3) руководители или лица, ответственные за работу со СМИ в подчиненных Государственному комитету организациях.
Деятельность пресс-служб базируется на принципах, закрепленных в ст. 4 Закона Республики Беларусь от 17.07.2008 г. № 427-З «О средствах массовой информации» [3]. Анализируя результаты работы пресс-служб государственных органов, к таким принципам относятся:
– Законность — информация не должна противоречить требованиям законодательства Республики Беларусь;
– Гласность — открытость государственного органа;
– Объективность — независимость и беспристрастность в работе государственного органа;
– Системность — информация должна быть структурированной, взаимосвязанной, составляя единое целое;
– Оперативность — своевременное предоставление информации;
– Профессионализм — соблюдение норм профессиональной этики и общепринятых норм морали.
Необходимо отметить, что данные принципы не только не противоречат законодательно закрепленным принципам деятельности СМИ, но и дополняют их.
В рамках Указа Президента Республики Беларусь от 06.02.2009 г. № 65 «О совершенствовании работы государственных органов, иных государственных организаций со средствами массовой информации» были сформулированы основные задачи лица, ответственного за работу со СМИ [4].
Конечной целью работы по информационному сопровождению является укрепление доверия к органу государственного управления у общества. Данная цель успешно достигается в Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь благодаря различным формам деятельности их пресс-службы.
Так, механизм информационного сопровождения деятельности ГКСЭ осуществляется в нескольких направлениях:
- Самостоятельное освещение событий пресс-службой ГКСЭ;
- Взаимодействие со СМИ.
Указ Президента Республики Беларусь от 10.02.2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» возложил на государственные органы обязанность размещать информацию о своей деятельности в глобальной компьютерной сети Интернет на их официальных сайтах [5].
В рамках исполнения данной нормы был создан официальный сайт ГКСЭ — http://sudexpert.gov.by. Помимо официального сайта деятельность данного государственного органа размещается и в официальных аккаунтах социальных сетей — Facebook, Instagram, Twitter, ВКонтакте, Одноклассники. Необходимо отметить, что работа пресс-службы в данном ключе заключается не только в ведении новостных рубрик, но и в постоянном обновлении законодательства о деятельности государственного органа на официальном сайте, распространении информации о видах экспертиз, проводимых в ГКСЭ, о вакансиях и службе в ГКСЭ и др.
Что касается взаимодействия со СМИ, то оно осуществляется в таких формах, как выступления на телевидении и радио, публикации в печатных изданиях, организация пресс-конференций, интервью, круглых столов, а также совместная подготовка репортажей для СМИ.
На наш взгляд, самым ярким взаимодействием ГКСЭ со СМИ является совместный проект Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь и Белтелерадиокомпании «Экспертиза преступлений», выпуски которого транслируются в эфире телеканала «НТВ-Беларусь» и размещаются на интернет-платформе YouTube. Благодаря данному проекту, у общества имеется общее представление о профессии эксперта и его значимости в расследовании преступлений.
Таким образом, пресс-службы являются особым механизмом коммуникации между государственным органом и обществом. При этом данные структуры необходимо рассматривать как самостоятельный субъект в сфере распространения информации. Благодаря функционированию пресс-служб общество владеет актуальной информацией о работе государственных органов, формируя оценку их деятельности.
Литература:
- Созыв международной конференции по вопросу о свободе информации оружия [Электронный ресурс]: резолюция 59 (I) Генер. Ассамблеи, 14 дек. 1946 г. // Организация Объединенных Наций. — Режим доступа: https://undocs.org/ru/A/RES/59 %28I %29. — Дата доступа: 16.09.2019.
- Об информации, информатизации и защите информации [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 10 нояб. 2008 г., № 455-З: в ред. закона Респ. Беларусь от 11.05.2016 г. // ЭТАЛОН-ONLINE. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2019.
- О средствах массовой информации [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2008 г., № 427-З: в ред. закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 г. // ЭТАЛОН-ONLINE. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2019.
- О совершенствовании работы государственных органов, иных государственных организаций со средствами массовой информации [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 6 фев. 2009 г., № 65: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 03.06.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2019.
- О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, фев. 2010 г., № 60: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 23.01.2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2019.