- …только
художественное чтение вскрывает произведение во всей его
глубине и его эмоциональной природе, во всей силе его
воздействия на читателя и слушателя.
М.А.Рыбникова
Обучение выразительному чтению в школе было актуальным всегда. Поэтому многие методисты обращались к этой теме. В.П. Острогорский, И.Ф. Анненский, М.А. Рыбникова, Е.В. Язовицкий, М.Г. Качурин, Р.Р. Майман, Б.А. Буяльский, Ю.И. Лыссый и другие учёные-методисты, учителя-словесники видели в выразительном чтении один из основных и наиболее активных методов изучения литературного произведения и считали, что оно должно занять значительное место в работе учителя, особенно с учащимися среднего возраста. Ю.И. Лыссый совершенно справедливо замечает: «Одна из важных задач обучения в средних классах – уяснение учащимися специфики художественной литературы. Выразительное чтение позволяет дать знания об эмоционально-выразительной стороне художественного произведения (авторском отношении к изображаемому), формируется сам подход учащихся к изучению художественного произведения: происходит осознание того, что произведение не может быть постигнуто чисто рациональным путём, осознание единства познания и оценки в художественной литературе»[11.с 85].
Образец чтения произведения, которое начинают изучать учащиеся, должен дать сам учитель, от которого требуется, чтобы он владел техникой выразительного чтения. Поэтому одним из профессиональных качеств учителя является умение выразительно читать художественные произведения и владеть методикой обучения выразительному чтению. Б.А. Буяльский пишет: «Специфика выразительного чтения учителя состоит в умении сдержанно и убедительно, просто, но искусно (мастерски), искренне и доходчиво преподнести учащимся раздумья, чувства, переживания, настроения автора, воссоздавая эстетическое своеобразие произведения, особенности его художественной формы, жанр, стиля, и в то же время отразить своё личное отношение к произведению, которое им исполняется» [2, с.6]. К природным данным, необходимым для выразительного чтения, специалисты относят, в частности, приятный голос, эмоциональную отзывчивость. Добиваясь соблюдения орфоэпических норм, следует вместе с тем, считают исследователи, совершенствовать дикцию. Следует обратить внимание на своё дыхание. Дыхание важно не только для верного звучания голоса, но и для разборчивости речи, для выработки хорошей дикции. Существует много дыхательных упражнений, которые можно проводить вместе с учениками, организовывать конкурсы проговаривания скороговорок.
В практике преподавания используются два основных вида выразительного чтения учителя: чтение с целью эмоционального воздействия произведения на учащихся и чтение, которое включает в себя также различного рода комментарии. Особенно хотелось бы обратить внимание на необходимость сочетания выразительного чтения с лингвистическим комментарием. Одной из существенных причин, объясняющих трудности учащихся в восприятии изучаемых произведений, является непонимание или недостаточно ясное понимание многих слов, особенно тех, что относятся к характеристике внутреннего мира человека, и оценочных слов и выражений, играющих очень важную роль в художественном тексте. Подготовкой к выразительному чтению служит по существу уже та работа, которая проводится на уровне лингвистического комментирования текста. Приступая к изучению произведения, следует помнить, что текстуальная работа, выразительное чтение должны углубить и обогатить восприятие учащихся. В процессе восприятия учёный О.И. Никифорова [9, с.7] различает три стадии. Первой стадией, считает она, является непосредственное восприятие произведения, т.е. воссоздание и переживание образов художественного полотна. На этой стадии, пишет учёный, ведущим является процесс воображения. Вторая стадия – понимание идейного содержания произведения, третья стадия – влияние художественной литературы на личность читателей как результат восприятия произведений.
По программе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой изучается поэма «Руслан и Людмила» [8, с.19]. После вступительного слова о прологе, на наш взгляд, учителю желательно выразительно прочитать данный отрывок. После обмена впечатлениями о прочитанном произведении проводится словарная работа в виде комментированного чтения «Лукоморье – излучина морского берега; лука – изгиб берега; неведомый – незнаемый, незнакомый ;видение – то, что представляется воображению в грёзах; витязь – богатырь, храбрый воин; чредой – чередой, вереницей, в определённом порядке; пленяет – берёт в плен». Словарная работа помогает осмыслению содержания текста изучаемого произведения. В.Я.Коровина при изучении «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» советует первый урок начать с конкурса: кто лучше прочитает наизусть «Пролог»? Чтение советует устно рецензировать учащимися и учителем [13, с.53]. В.Г. Маранцман предлагает прочитать начало первой песни поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», ответить на вопрос: »Какие народные сказки напоминают картины, собранные здесь Пушкиным? Радостно или горько общее впечатление? Как связаны строки: «Там чудеса» – «Там русский дух»? [с.49-50].Учёный в первую очередь обращает внимание на восприятие отрывка учащимися, требует создания сказочной атмосферы. Методист пишет: «Когда мы читаем в пятом классе вступление к поэме «Руслан и Людмила», обычно возникает необходимость воскресить в сознании учеников мир народной сказки. Ребята пересказывают знакомые сюжеты, спрессованные в строках Пушкина, но при этом исчезает общее настроение. Между тем вступление пронизано мотивом чуда. Необычайность начинается со «златой цепи на дубе том» и «кота учёного», способного и петь, и говорить. Из сказок поэтом выбраны моменты чуда, волшебства, каждая картина, нарисованная Пушкиным, содержит противоречие, потрясение, преображение. И чтобы ученики увидели, почувствовали эту необычайность, можно предложить словесное иллюстрирование» [7, с.76]. Аналогичную работу по определению первичного восприятия и выразительного чтения пролога предлагает методист О.А.Ерёмина. [4, с.110- 111]. Она советует после первичного прочтения, обмена впечатлениями начать чтение отрывка из поэмы по частям, осмысливая картины, нарисованные поэтом, провести словарную работу и работу над выразительным чтением, обратить внимание на звукопись. Исследователь пишет, что вопросы «Каково общее настроение этого отрывка? Как вы себе представляете место, которое описывает автор?» помогут узнать восприятие и осмысление прочитанного отрывка учащимися. Далее она описывает приём словесного рисования. Работая над выразительным чтением, обращает внимание на то, чтобы дети услышали торжественность слова «златая», отметили аллитерацию в строке: «Всё ходит по цепи кругом…» (звук «о», обилие гласных), которые придают строке таинственность и торжественность; на артикуляцию в словосочетании «песнь заводит».
Группа авторов методического пособия, рассчитанного на преподавание литературы в 5 классе по программе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой и под редакцией В.Я. Коровиной: О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева, И.В. Золотарёва предлагают такие вопросы беседы перед словесным рисованием: Если бы нам пришлось изобразить чудесный мир, описанный в пушкинском прологе, на холсте, с чего бы вы начали, какой была бы композиция вашей картины? Хорошо ли вы представляете себе героев и фрагменты сюжетов, которые надо запечатлеть? Найдётся ли место на вашей картине для автора пролога? Методисты предполагают, что отвечая на эти вопросы, пятиклассники расскажут о том, что на картине сначала нарисуют огромный дуб, стоящий на излучине морского берега, и сказочного кота. Учащиеся назовут героев сказок и опишут сказочные сюжеты. В завершении работы по устному словесному рисованию предлагают школьникам сравнить свои впечатления с репродукцией картины Н. Рамазанова «Пушкин у Лукоморья» (1843 г.), задать вопросы: «Что вам в ней нравится? Что вы хотели бы изменить, дополнить? И следующим этапом работы определяют выразительное чтение пролога учащимися.
Интересный подход изучения пролога предлагает И.И. Аркин [1, с.44] в практической методике, ориентированной на искусствоведческое преподавание литературы. Исследователь пишет: «Поэма «Руслан и Людмила», предложенная пятиклассникам программой и хрестоматией, – выбор, на наш взгляд, неудачный: она трудна для ребят из-за утончённого и в то же время абстрактного психологизма, сказавшегося в сентиментально-романтической лексике с её условной семантикой…кроме того, «Руслан и Людмила» – не сказка, а поэм (пусть и «сказочная»): нарушено, таким образом, жанровое построение курса». И.И. Аркин предлагает изучение целого цикла сказок А.С. Пушкина. На первом уроке советует выступления учеников по теме: «Мой Пушкин», следующий этап урока – вступление в мир пушкинских сказок: чтение пролога к поэме и постижение его поэтического своеобразия и смысла. Беседа по вопросам: «Вы впервые слышите эти строки? Почему они невольно остаются в памяти? Почему так завораживают? Какие строки, отдельные слова, картины вас особенно изумили? В какой мир переносят нас пушкинские стихи? Вы… поверили им? Но это же – сказка! Почему же вы поверили, «увидели» каждую строку, каждый образ пушкинского «Лукоморья»? Проследите перемены в них… Почему поэт так написал свою волшебную страницу?» Методист отмечает мастерство первых строк, сказочный зачин в интонации непринуждённого будничного повествования, незаметно переходящего в волшебные образы и сюжеты; «учёного кота» в роли сказочника. При выразительном чтении обратить внимание на нарастание энергии ритма, контрастность сказочных эпизодов и картин, их узнаваемость.
В.Г. Маранцман, Т.Ф. Курдюмова, В.Я. Коровина, И.И. Аркин и другие исследователи предлагают определить уровень художественного восприятия учащимися пролога, так как дальнейшая работа по выразительному чтению и анализу произведения зависят от первичного его восприятия. Методисты советовали такую форму по определению восприятия и осмыслению содержания – приём словесного рисования. Е.В. Язовицкий справедливо замечает: «Если учитель не умеет воспитывать в своих учениках способность к полноценному эстетическому восприятию, это приводит к тому, что учащиеся теряют интерес к урокам и к изучаемым произведениям» [14, с.5]
В своей книге «Искусство выразительного чтения» Б.А. Буяльский советует при подготовке к выразительному чтению перенестись в причудливый мир, красочно изображённый поэтом. Вживаясь в текст, обратить внимание на то, что он состоит из трёх частей, каждая из которых расчленяется на звенья:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Это первая часть, в которой уже есть «атмосфера таинственной загадочности», что и учитывает читающий. Во второй части изображение картин необходимо читать с интонацией перечисления. Б.А. Буяльский обращает внимание на логическое ударение на слове «там», так как, считает исследователь, что Пушкин это слово поставил в начале строки: «И там я был…». Методист предлагает использовать прослушивание хорошего чтения вступления к «Руслану и Людмиле» в исполнении заслуженного артиста РСФСР А.Шварца. Оно может послужить образцом чтения для учащихся.
Н.М.Соловьёва и Т.Ф.Завадская в книге «Выразительное чтение в 4 – 8 классах» обращают внимание учителей на то, что восприятие учащихся данного произведения должно отразиться при выразительном чтении. Исследователи дают такой совет: «Образы сказочных героев, предстающие в воображении учеников, вызывают те или иные эмоции: учащиеся жалеют царевну в темнице, любуются витязями, смеются над жадным Кащеем. Возникшие в воображении учащихся образы должны быть воплощены в действенном, обращённом слушателям звучащем слове, т. е. сейчас же, как только нарисован тот или другой образ, предлагать читать вслух соответствующий текст. Причём перед учащимися ставится задача читать так, чтобы слушатели хорошо представили себе каждого из названных сказочных героев, посмеялись над Бабой Ягой, посочувствовали царевне, полюбовались богатырями и т. д.» [12, с. 30].
Все методические рекомендации исследователей (Н.М. Соловьёвой, Т.Ф. Завадской, Б.А. Буяльского) по формированию выразительного чтения пролога очень ценны и оказывают большую помощь учителям-словесникам.
Авторы книг и статей по художественному чтению подчёркивают необходимые условия для настоящего чтения, некоторые из них: уяснить авторский замысел; определить подтекст (не увидите ли вы в тексте скрытую автором иронию, улыбку, осуждение, осмеяние и пр.); правильно найти интонацию, ритм; определить место психологических пауз; не допускать «скомканности авторской мысли». В достижении этой цели помогут упражнения по составлению речевой партитуры произведения. Методист Е.В. Язовицкий [14] подчёркивает, что действенный анализ при обучении выразительному чтению предполагает серьёзную углубленную работу по логическому осмыслению авторского текста: членение этого текста на речевые звенья, постановку логических ударений, учёт интонационных особенностей, передаваемых знаками препинания, и таких интонационных форм, как повествование, перечисление, пояснение, сопоставление, противопоставление и т.п. Поскольку выразительности чтения способствуют яркие, образные впечатления, учащимся полезно развивать своё воображение, составляя сценарии.
В статье «Чтение как метод обучения и эстетического воспитания на уроках литературы (4–7 классы)» в книге «Совершенствование преподавания литературы в школе» под редакцией Г.И. Беленького Ю.И. Лыссый пишет: »…предварительная подготовка к выразительному чтению является формой анализа произведения, а сами задания по выразительному чтению – это особый вид заданий на уроках литературы, сочетающий чтение и разбор. Практически весь арсенал методических приёмов изучения произведения может быть использован при подготовке к выразительному чтению: стилистический анализ и анализ композиции, инсценирование и составление режиссёрских ремарок, подготовка литературной композиции для чтения как приём освоения той или иной темы произведения».[11 с.90].
Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие школьников. Учителю, руководствуясь программой обучения в школе, необходимо предусмотреть весь процесс чтения, восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретацию и оценку прочитанного учащимися. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащихся. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом. От упражнений на уроках к конкурсному чтению. От того, как ученик прочёл текст, можно судить о характере первоначального восприятия. Подготовка выразительного чтения может стать приёмом анализа произведения. Выразительное чтение, помимо всех его учебных достоинств, важно для нас в широком педагогическом смысле. Чтение вслух, для класса, приучает к культуре выражения чувств, даёт ученику радость эстетической формы переживания. Этот приём работы оказывается одним из путей к искусству общения. Ведь художественное чтение – один из путей анализа и восприятия произведения. Н.О. Корст в книге »Очерки по методике анализа художественных произведений» пишет: «…нигде с такой ясностью не обнаруживается единство формы и содержания художественного произведения, как в выразительном его чтении вслух…выразительное чтение является средством, способствующим художественному анализу» [5, с.43].
Проведённый нами сравнительный анализ методических работ по организации выразительного чтения М.А. Рыбниковой, Н.О. Корста, Е.В. Язовицкого, Б.А. Буяльского, Ю.И. Лыссого, Т.Ф. Курдюмовой, И.И. Аркина позволили сделать вывод о том, что методикой преподавания литературой на протяжении длительного пути накоплен богатый опыт по проведению работы над выразительным чтением учащихся. Современный учитель располагает целым арсеналом методов, приёмов, заданий работы над текстом, выбор которых зависит от целей и задач, поставленных перед собой учителем, от уровня подготовленности класса и т.д.
Литература:
Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практ. методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, Учеб.лит. – 1996.
Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя. М.,1986.
Беломестных О.Б, Корнеева М.С, Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. М.: »ВАКО»,2002.
Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5кл. /О.А.Ерёмина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003
Корст Н.О. Очерки по методике анализа художественных произведений. М: Просвещение,1963.
Литература. Учебник-хрестоматия для 5 классов средних общеобразовательных школ/ Под ред. Член-корр. РАО,проф. Маранцмана В.Г.;Мирзоян М.А. – СПб: Специальная Литература, 1996.
Литература: 5 кл.: метод.рекомендации /(В.Г. Маранцман, Е.К. Маранцман, Е.Р. Ядровская и др); под ред. В.Г. Маранцмана; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во»Просвещение». – М.: Просвещение,2008.
Литература: программы для общеобразоват. учреждений. 5–11 классы / сост. Г.Г. Полубинская. – М.: Дрофа, 2008.
Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М. »Книга»,1972.
Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М. 1963.
Совершенствование преподавания литературы в школе: Пособие для учителя/ Г. И. Беленький, Ю.И. Лыссый, Н.Л. Крупина и др.; Под ред. Г.И. Беленького. –М.:Просвещение,1986.
Соловьёва Н.М., Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в 4-8 классах. М., 1983.
Уроки литературы в 4 классе. Под ред.Т.Ф.Курдюмовой.М.,Просвещение,1970.
Язовицкий Е. В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания.2-е изд. Л.,1963.