В данной статье будут представлены подходы к обучению и воспитанию детей в соответствии с принципами Штайнеровской школы. Приведена актуализация педагогических целей. Определены наиболее важные задачи современной школы. Также в статье затрагиваются вопросы стиля общения учителя и обучающегося, в частности, демократический стиль общения. Дана характеристика роли обучающегося и учителя в педагогическом процессе. Рассматривается процесс и необходимость внедрения в систему образования альтернативных моделей обучения и воспитания.
Ключевые слова: Вальдорфская, Штайнеровская педагогика, Рудольф Штайнер, антропософия, личностно-центрированный подход, процесс обучения, образование, системы образования
Быстро меняющееся современное общество предъявляет к педагогике, как к своей социальной подсистеме, новые требования. Прежде, изменение традиционного педагогического мировоззрения: главным действующим лицом в образовательном процессе становится личность обучающегося, как уникальная целостная гуманитарная система, способная развиваться сама, ориентируясь на собственные смыслы, чувства, интересы, потребности, возможности. Отсюда, образование — это не процесс усвоения знаний, умений и навыков, а изменение внутреннего эмоционально-когнитивного опыта обучающегося, связанного со всей его неповторимой индивидуальностью.
На смену традиционным авторитарным педагогическим подходам приходят гуманистически ориентированные психолого-педагогические концепции, рассматривающие человеческую личность как саморазвивающегося субъекта; отрицающие целесообразность и правомерность навязывания ей извне цели и путей развития; безусловно признающие за развивающейся личностью ответственную за свободу жизненного самоопределения; реализующиеся на основе равноправных и диалогических межличностных взаимоотношений. В истории образования было достаточно много педагогических систем, в той или иной степени отвечающих принципам гуманистического подхода; прежде всего, к ним можно отнести Вальдорфскую школу, которая заинтересовала Российское образование только с 90-х гг. XX в. Как в России, так и по всему миру действует свыше тысячи Вальдорфских школ.
Рудольф Штейнер (или Штайнер) (1861–1925) — австрийский доктор философии, педагог, лектор и социальный реформатор, автор многих сочинений (1883–1925), давший более 6000 лекций по всей Европе
(1900— 1924), основоположник антропософии и антропософского движения. Он является идейным вдохновителем и создателем, Вальдорфской школы.
В основе Вальдорфских школ лежат идеи антропософии, раскрытие уже имеющихся, но скрытых способностей человека. Этому способствуют определенные специальные упражнения и дисциплины. «Все дети должны развиваться физически и духовно, утверждал Штайнер, — и именно в такой мере, которая допускается их способностям».
Таким образом, антропософия дает человеку одновременно духовные и научные (духовно-научные) методы достижения определенных знаний.
«Антропософски ориентированная духовная наука не является какой-либо теорией или сектантской программой наравне с другими партийными или сектантскими программами, ибо она черпает из того знания, которое можно приобрести, если развитие Земли и развитие человечества постигают в их взаимодействии и в их целостности» Рудольф Штайнер.
Первая Вальдорфская школа была открыта в Германии в городке под названием Штутгарт в 1919 году. Необходимость открытия подобного учреждения была весьма обоснована.
Как и в любой другой из стран-участниц Первой мировой войны, в общем, как и во всей Центральной Европе в той или иной степени было подорвано социально-экономическое положение. Рухнули старые государственные формы. Вся Центральная Европа вынуждено оказалась на пороге новой, искусственно созданной эпохи Возрождения.
Школе была отведена миссия, через особые формы обучения и воспитания, придать социуму такую форму, которая бы отвечала всем требованиям и условиям современных реалий и в которой без особых трудностей можно найти решение накопившихся насущных проблем.
Необходимо было создать основу для гармоничного взаимодействия всех социальных институтов и систем страны. Об этом свидетельствует отрывок из призыва «К немецкому народу и к культурному миру» (весна 1919г.) «Социальный организм расчленён, как и природный. И так же как природный организм осуществляет мышление головой, а не легкими, так и социальному организму необходимо расчленение на системы, каждая из которых не может решать задачи другой системы и, при всей своей самостоятельности, должна взаимодействовать с другими системами…»
«Все дети должны развиваться физически и духовно, утверждал Штайнер, — и именно в такой мере, которая допускается их способностям»
Обучение в Вальдорфской школе построено на осознании ребенком общности, тесной связи с предметом, развитии чувства сопереживания и сопричастности с окружающим его миром.
Рудольф Штайнер выдвигал идею «свободной духовной жизни». Она подразумевает наличие в обществе свободных организаций, обособленных и независимых от экономических политических и подразделений власти. Благодаря тому, в таких организациях начинают формироваться свои, принципиально новые, но, к сожалению, не всегда трезво воспринимаемые обществом духовные и моральные ценности и инновации. Эта проблема непринятия и неприятия нового и немного отличающегося от стандартно утвержденного обусловливается чрезмерным догматированием уже существующих норм, правил, ценностей поведения, воспитания. А также в отстаивании собственных убеждений об опасности того, что в ребенке пытаются воспитать индивидуальное свободное мышление. Время меняется, и некоторые традиционные положения приводят к неумышленному торможению системы. Без реформирования не выйдет нового эволюционного, прогрессивного скачка образования, науки и т. д. В подобных условиях, когда в государстве происходить неизбежное торможение системы, в обществе просыпается то, что Штайнер назвал «совесть общества». Это как раз тот термин, который объединил в себе те морально-духовные ценности и инновации, которые формируются в не зависимых от государства экономически институтах.
Школа, как один из главных институтов формирования личности ребенка с его индивидуальным набором личностных характеристик, не может эффективно работать под полным управлением бюрократического аппарата извне. В противном случае, она не сможет выполнять корректно свои общественные функции. Школа, как и вся система образования должна опираться в общем и целом на интересы, потребности и возможности общества, в первую очередь ориентироваться на возможности, потребности и способности самих детей. Ученик является главным действующим лицом образовательного процесса. Если следовать данной идее Штайнера, то из этих общественных институтов, которые будут осуществлять свою деятельность по такой траектории, будут выходить способные, здоровые физически и психологически, полностью социализированные и готовые к дальнейшей социализации в различных условиях «ангажированные» участники жизни общества и государства.
В быстро меняющемся мире с его нестабильностью и прочими особенностями следует проявлять гибкость, ответственность и занимать активную инициативную позицию. Этого возможно достигнуть благодаря идеям Рудольфа Штайнера и гармоничного слияния антропософии и педагогики. Все формируемые качества достигаются путем особого отношения к духовному, творческому развитию обучающегося. Главным субъектом деятельности становится ученик, а именно его личность. Из этого следует первый принцип Штайнеровской педагогики — спецификация учебного плана и методов по особенностям возрастных периодов. Содержание учебного плана ориентировано на потребности каждого возрастного периода. Благодаря этому подходу, школа Л. С. Выготского называла его личностно-деятельностный, в школах одна деятельность меняется на другую, совершенно противоположную: школа памяти — школа мышления, усвоение знаний в готовом виде — творческая деятельность, авторитарный стиль — равнопартнерские отношения и т. д.
Штайнеровская педагогика трактует это так «раскрытие индивидуальных дарований личности в согласии с предпосылками и побудительными мотивами, свойственными тому или иному возрасту.
Немаловажная часть процесса обучения в Вальдорфской школе отводится личному участию педагога в жизни ребенка-обучающегося. Это первый принцип, на котором основывается обучение. Благодаря этому, педагог сопровождает, «ведет» свой класс на протяжении всего периода развития в стенах школы. При таком методе работы у преподавателя есть некая степень свободы, что позволяет успешно в сотрудничестве со своими коллегами, а также с родителями выстраивать учебный план, обладая информацией о физических, психоэмоциональных, интеллектуальных особенностях и потребностях ребенка, класса.
Следующий, второй принцип — особый уклон на художественно-эстетический аспект в обучении и воспитании. Каждому возрастному периоду присущи свои специфические черты развития и подразумевается не только психоэмоциональная и физиологическая составляющая, но и творческая категория потенциала человека — ребенка, в какой- то степени это является одной из центральных линий личностного развития.
Школа — есть школа для всех. Таким образом, Вальдорфская школа отказывается быть «центром селекции и раздачи социальных шансов». Она ликвидирует дифференциацию по социальному, материальному признаку, исчезает деление на «хороших» и «плохих» и т. д. Отсюда следует третий принцип — отмены цифровой оценки. Её не одобряют и считают унижающей достоинство, и к тому же она приводит к лелеянию тщеславия. Оценка качества знаний проводится посредством характеристик. Характеристика должна не только отражать положение дел ученика в определенное время, но и должна учитывать и отмечать перспективы дальнейшего личностного, интеллектуального роста. К различным формам достижений учеников относятся с трепетом. Достижение ребенка — «это манифестация всей его сущности, его способностей, его интересов, его прилежания».
Проанализировав опыт Вальдорфской школы можно отметить, что её принципы и построенные на них методы обучения и воспитания могут быть успешно интегрированы в современную систему образования и без труда использоваться во благо переориентации традиционного педагогического мировоззрения. Ведь дело в том, что с течением времени образование стало не просто процессом усвоения ЗУН (знаний, умений и навыков), а целостное внутреннее изменение эмоционально-когнитивного опыта обучающегося. Но главное, что основным действующим лицом образовательного процесса становится личность обучающегося. Именно с этими изменениями сможет грамотно и эффективно помочь Вальдорфская система. Существуя с первой половины XX в. она иллюстрирует успешный опыт педагогической системы, отвечающей принципам гуманистического подхода.
Литература:
- Э. А. Вишнякова Содержание и формы учебно-воспитательной работы в Вальдорфской школе в соответствии с принципами свободного воспитания // Ученые записки. — 2008. — № 1 (5).
- Сост.: К. В. Загвоздкин Вальдорфская педагогика. Гуманистический характер антропософии. Обучение есть воспитание (по трудам Рудольфа Штайнера). — М.: Амрита, ИД Шалвы Амонашвилли, 2017. — 224 с.
- М. Г. Белофост. Педагогические идеи Рудольфа Штейнера и его взгляд на преподавание всеобщей истории в средней школе. // Вестник Таганрогского государственного университета. — 1998. — № 3
- Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики: Учебно-метод. Пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов /пер. с финн. А. Ойттинен. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Е. Г. Речицкой — М.: Гуманитар. Издательский центр ВЛАДОС, 2016. — 175 с.