Вместе откроем книгу: Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 18.02.2020

Статья просмотрена: 681 раз

Библиографическое описание:

Любезнова, Ю. В. Вместе откроем книгу: Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» / Ю. В. Любезнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 219-221. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67496/ (дата обращения: 22.12.2024).



Изучение романа Ф. М. Достоевского следует начинать со смысла заглавия, которое несет юридический подтекст. Преступление, а за ним идет наказание — предупреждает юного читателя автор. Не случайно и юристы герои в романе (Порфирий Петрович, Заметов — судебные следователи, адвокат Лужин), сам Родион Раскольников причастен к юриспруденции — автор статьи о психологических законах преступления. Сначала кажется, что суд — это высшая инстанция справедливости, но в ходе чтения и анализа учащиеся узнают, что настоящий суд происходит в душе героя, преступившего закон, честь, совесть. Для Раскольникова — судебные разбирательства, признание, приговор — это лишь внешние признаки наказания. Подлинное освобождение от греха — не в приговоре, как оказывается, а в искуплении греха через покаяние перед людьми, землей, миром и Богом.

На первый взгляд ребятам может показаться, что жанр произведения Достоевского — это детектив, но интрига преступления и следствия, ложные ходы следствия не делают роман детективом. Писатель отказывается от интриги поиска — преступник представлен читателю раньше, чем совершено преступление. Смысловым центром криминального сюжета становится наказание и философская драма героя: «Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту землю с наслаждением и счастием…».

Не случайно Родион Раскольников просит Соню почитать эпизод о воскрешении Лазаря. Евангельская притча связывает преступление и будущее «прозрение» героя.

Огромную нагрузку в романе несут и художественные детали. Многочисленные расчеты, заполняющие страницы, утверждают значимость денег, их ценность для героя. Но с другой стороны, деньги не значимы для Раскольникова; они лишь указывают на колоссальную духовную работу и психологическое напряжение, которыми сопровождается создание его теории: «тварь ли я дрожащая или право имею». Деньги — это метафизическая свобода, власть, преодоление себя.

«Подлый расчет» — мелочная и унизительная денежная арифметика — рефреном проходит через весь роман. Точные суммы сопровождают героя и всех других. Одиннадцать рублей стоит мундир Мармеладова, двенадцать рублей он украл у жены и пропил, полторы тысячи рублей лежали в ящике стола у старухи-процентщицы, триста семнадцать рублей серебром и три двугривенных оказались в ее кошельке, который Раскольников спрятал после убийства под уличным камнем, в краже ста рублей обвиняется Соня и др. Внешне и само преступление мотивировано нищетой Раскольникова, необходимостью платить за обучение в университете, желанием спасти Дуню от унизительного брака с Лужиным. При этом в финале романа все финансовые затруднения разрешаются: дети Мармеладова устроены в сиротский приют, завещание Марфы Петровны избавляет Дуню от материальных проблем. Деньги превращаются в условность, для Раскольникова важны не медные пятаки, а капитал в его идеальном смысле — в качестве символа власти и силы.

Интерьер у Достоевского выписан достаточно подробно, в поле зрения читателя попадают предметы разнохарактерные, увиденные под разным углом зрения. Например, в комнате Сони один угол «ужасно острый», а другой — «слишком безобразно тупой». Комнату Раскольникова автор называет неоднократно то шкафом, то гробом не случайно. Герой замкнут, живет своей идеей.

Мы видим, что детали в романе лишены осязательной материальности, зато наделены способностью к «самовыражению», обнажению сути вещей, самого характера пространства. Отсюда и устойчивость колорита — все интерьеры выполнены в одном желтом цвете. Желтый цвет- знак эмоций, чувств, смятений в душах героев, их отрешенности от внешнего мира.

Образ Петербурга не менее важен при изучении романа Достоевского. Мы видим канавы, грязные улицы, переулки, распивочные, подворотни. Кругом грязь, вонь, духота. Таким предстает Петербург Достоевского и все время на страницах романа во время заката солнца. «Темнеющая вода», «темные глухие стены», «розовый отблеск заката» — автор намеренно описывает город на контрасте. Облик города, как и все детали в произведении, объединяет напряженно — субъективную манеру повествования.

Роман Ф. М. Достоевского населен множеством двойников Родиона Раскольникова. Студент в трактире развивает идею об одном «крошечном преступлении и тысяче добрых дел»; Лужин приводит «экономическое» обоснование теории Раскольникова. Свидригайлов дословно воспроизводит рассуждения Раскольникова (двойничество этих героев подчеркивается и сюжетной параллелью: Раскольников дает деньги на похороны Мармеладова, Свидригайлов — на похороны Катерины Ивановны). Вместе с тем другие персонажи романа предупреждают поступки Раскольникова (женщина, сбросившаяся с моста), третьи демонстрируют его возможную участь (Раскольников чуть не угодил под копыта лошади, Мармеладов погибает, раздавленный лошадью).

Идеологические союзники и оппоненты Раскольникова представляют разные стороны его идеи. По мнению Лужина, на «одно крошечное преступление — тысяча добрых дел». Раскольников узнает в нем собственную идею — во имя абстрактного общественного добра можно «переступить» через отдельного человека. Неразличение добра и зла — общий пункт, отсутствие критерия оценки поступка меняет его модальность: «можно — нельзя» заменяется на «нужно».

В тексте Достоевского максимальная нагрузка приходится на восклицательные и вопросительные знаки, а также комбинированные знаки. Они наиболее точно отражают ход противоречий в душе Раскольникова. Высокое эмоциональное напряжение — отличительный признак художественного мира Ф. М. Достоевского.

Для анализа романа «Преступление и наказание» могут быть использованы следующие письменные задания:

  1. Какое место в теории Раскольникова занимает финансовая сторона преступления?
  2. В чем своеобразие цветовой палитры романа?
  3. Какие художественные детали постоянно используются при описании Петербурга?
  4. Сопоставьте стихотворение Н. А. Некрасова «До сумерек» с эпизодом из сна Раскольникова?
  5. Соотнесите Свидригайлова и Раскольникова. Есть «общая точка» между ними?
  6. В чем суть взглядов Лужина на экономику и «природу человека»? В чем они сопоставимы с теорией Раскольникова?
  7. Какие жанровые признаки детектива есть в романе?
  8. В чем истинное наказание Раскольникова?
  9. Какое место в теории Раскольникова занимает финансовая сторона преступления?
  10. Какое стихотворение Лермонтова вспоминает перед смертью Катерина Ивановна? Почему?
  11. Использует ли Достоевский мифологические имена в романе? С какой целью?
  12. Какие знаки препинания наиболее точно выражают эмоциональную атмосферу «Преступления и наказания»?

Роман Ф. М. Достоевского также можно использовать в процессе исследовательской деятельности обучающихся. Например, тема научной работы «Мотив двойничества в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В процессе исследования ученики делают выводы о типе героя, у которого может появиться двойник, о характере появления двойника, об образе двойника, о развитии сюжетов, финале, мотивах, присутствующих в произведении, о повествовательной структуре произведения.

Возможны следующие темы для проектов:

  1. Город как соучастник преступления в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
  2. Математика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
  3. Функции цвета в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
  4. Особенности композиции романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
  5. Сны героев в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», их символика, истолкование.
  6. Юные читатели Достоевского.
  7. Интервью с Ф. М. Достоевским.

Проектная деятельность является важным дополнением к урочной деятельности. Ученическое исследование способствует более глубокому усвоению знаний о личности и творчестве писателя, активизирует восприятие текста, помогает глубже познать произведение, а также значительно повышает качество литературного образования школьников.

Литература:

  1. Блонский П. П. Задачи и методы новой народной школы / П. П. Блонский. — М.: Задруга, 2017.
  2. Ионин Г. Н. Проблема интерпретации художественного текста в учебной и профессиональной деятельности // Интерпретация художественного текста в вузе и в школе. Межвузовский сборник трудов. — Спб.: Образование, 1993. — с.3–21.
  3. Маранцман В. Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников / В. Г. Маранцман. — Л., 1974.
Основные термины (генерируются автоматически): Преступление, роман, наказание, герой, желтый цвет, изучение романа, какое место, крошечное преступление, раскольник, финансовая сторона преступления.


Похожие статьи

«Коммунистический режим плюс советское общество». Читая книгу А. В. Шубина «Революционный 1917 год. От февраля к октябрю»

Урок литературы в 10 классе. Анализ текста эпического произведения (ро-ман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», часть 1, глава 1)

Учебный видеофильм «А. С. Пушкин. Лицейский период. Первые встречи»

Технологическая карта урока «Ф. М. Достоевский. Святочный рассказ «Мальчик у Христа на елке»

Принципы структурного анализа художественного фрагмента (роман Ф. М. Достоевского "Идиот": часть II, главы 3-5)

Опыт исследовательского проекта по теме: «По Уралу вслед за П. П. Бажовым»

Патриотическое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью. Конспект урока «Великая Отечественная война. Сороковые, роковые»

Проблемы различия западного и восточного типов мировоззрения (по материалам работы К. Г. Юнга «Йога и Запад»)

Конспект урока литературы в 8-м классе «Мировоззрение Л. Н. Толстого как основа рассказа «После бала»

«Бесы» — роман-пророчество

В данной статье роман Ф. М. Достоевского «Бесы» рассматривается как роман-предсказание, роман-предупреждение. В исследовании раскрывается пророческий потенциал данной книги.

Похожие статьи

«Коммунистический режим плюс советское общество». Читая книгу А. В. Шубина «Революционный 1917 год. От февраля к октябрю»

Урок литературы в 10 классе. Анализ текста эпического произведения (ро-ман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», часть 1, глава 1)

Учебный видеофильм «А. С. Пушкин. Лицейский период. Первые встречи»

Технологическая карта урока «Ф. М. Достоевский. Святочный рассказ «Мальчик у Христа на елке»

Принципы структурного анализа художественного фрагмента (роман Ф. М. Достоевского "Идиот": часть II, главы 3-5)

Опыт исследовательского проекта по теме: «По Уралу вслед за П. П. Бажовым»

Патриотическое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью. Конспект урока «Великая Отечественная война. Сороковые, роковые»

Проблемы различия западного и восточного типов мировоззрения (по материалам работы К. Г. Юнга «Йога и Запад»)

Конспект урока литературы в 8-м классе «Мировоззрение Л. Н. Толстого как основа рассказа «После бала»

«Бесы» — роман-пророчество

В данной статье роман Ф. М. Достоевского «Бесы» рассматривается как роман-предсказание, роман-предупреждение. В исследовании раскрывается пророческий потенциал данной книги.

Задать вопрос