Числовая символика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Высокая теоретическая значимость Необычная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №2 (65) февраль 2023 г.

Дата публикации: 26.01.2023

Статья просмотрена: 36594 раза

Библиографическое описание:

Илюшкина, О. Н. Числовая символика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» / О. Н. Илюшкина, П. В. Коряков. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 2 (65). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/young/archive/65/3343/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье авторы пытаются определить значение числовой символики в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Ключевые слова: числовая символика, Евангелие, преступление, наказание.

Ф. М. Достоевский — это не просто классик русской литературы. Это человек, сумевший понять непростой русский характер и раскрыть многие проблемы русского общества, которые актуальны и в наши дни. Каждое произведение автора — это неповторимый мир, состоящий из прихотливой системы образов-символов, в которой каждой детали придается особое значение.

В романе «Преступление и наказание» писатель успешно использует самые разные виды символических образов: имена героев (Раскольников, Разумихин, Капернаумов и др.), цвета (желтый, зеленый, голубой, розовый), сновидения (сон об убийстве лошади, Африке, Илье Петровиче и хозяйке и т. п.).

Однако на первое место в образной системе романа, на наш взгляд, выходит нумерологическая или числовая символика. Числовые образы-символы становятся в произведении Ф. М. Достоевского своего рода «магнитными полями», вокруг которых совершается действие «Преступления и наказания».

Формально Ф. М. Достоевский, безусловно, использует в романе основные положения западной нумерологии (начало которой положил еще в IV веке до н. э. древнегреческий философ и математик Пифагор). Тем не менее, онтологически, по факту, образная система произведения основывается не на пифагорейской, а на христианской, точнее Евангельской символике.

Общеизвестно, что именно Евангелие было главной книгой в сердце Достоевского. Евангелие автор любил читать с ранних лет. Писатель говорит в дневнике: «Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть ли не с первого детства» [1]. Евангелие остается главной (и единственной) для художника книгой и на каторге. Из Евангелия он черпает духовные силы. В Евангелии хранит знаменитую «Сибирскую тетрадь» (ставшую основой для «Записок из Мертвого дома») — «голос русского народа», по выражению В. Н. Захарова [3].

Наиболее значимыми в романе оказываются числа 3, 4, 7 и 30. Эти числа, исторически восходя к западной нумерологии, соотносятся у Ф. М. Достоевского с Евангельским текстом и получают христианское содержание.

Обратимся к числу «3». В традиционной символике число «3» имеет однозначно позитивный смысл, определяя идею примирения и покоя, вечности. У Х. Э. Керлота тройка обозначает «решение конфликта, поставленного дуализмом» или «результатом гармонического воздействия единства на дуальность» [4, с. 577]. А также «ассоциируется с понятиями неба и Троицы» [4, с. 577].

Практически тот же самый — однозначно позитивный и божественный смысл — получает число три в христианском богословии. В Священном Писании «тройка» считается особенной, ибо указывает на три главных добродетели (1Кор.13:13) и на число лиц Святой Троицы (Ис. 6:3; Матф. 28:19).

В романе «Преступление и наказание» число «3» приобретает противоречивый, амбивалентный смысл. В начале романа это число из позитивного и светлого явно превращается в негативное и темное. А именно: в символ преступления, греха (конкретно — убийства). Поскольку Раскольников трижды бьет старуху топором. Над его головой трижды звенит жестяной колокольчик. Дуня стреляет в Свидригайлова, находясь от него всего лишь в трех шагах.

Однако по мере развития сюжета символика тройки в романе начинает меняться. Раскольникову приходится выдержать три разговора с Порфирием Петровичем, прежде чем явиться с повинной в полицию. Главный герой приходит к Соне, в каморке у которой три окна. Три пятипроцентных билета (3 тысячи) вручает Соне Свидригайлов, чтобы та могла начать новую жизнь.

Таким образом, число три в романе автора проходит определенную эволюцию. В начале оно означает преступление. В конце — спасение, новую жизнь.

Теперь число «4». В традиционной нумерологии это число является антиподом числа «три» (как символа неба). Х. Э. Керлот в словаре символов полагает, что «четыре является символом земли, земного пространства, человеческой ситуации, внешних природных пределов». У Керлота это число «обозначает крест, представляющий четыре сезона и четыре стороны света». А также ассоциируется с материальными достижениями и со стихиями» [4, с. 577].

В христианстве «4» обозначает мир, Вселенную. Ибо из Эдема вытекает 4 реки (Быт. 2:10). Четыре ангела стоят на четырех концах земли (Откр.7:1).

В романе «Преступление и наказание» число четыре вновь понимается амбивалентно. В начале романа это число опять связывается с преступлением и духовной гибелью героя. А также с его желанием материальных благ.

Ибо квартира старухи, которую собирается убить Раскольников, помещается на четвертом этаже. Украденные у старухи вещи бывший студент прячет во дворе, где строится четырехэтажный дом. Ровно четыре дня после преступления герой ходит умершим (духовно) человеком, как четверодневный Лазарь.

В связи с этим В. Н. Топоров делает вывод: «Эта четырехчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам узости, ужаса, насилия, нищеты и тем самым противопоставлена четырехчленной горизонтальной структуре, связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения» [5].

Зато в финале значение числа четыре для Раскольникова переосмысляется, когда герой благодаря Соне, находит новый смысл земного бытия. Этот смысл он видит в спасении, избавлении от греха. Поэтому к Мармеладову, на четвертый этаж, Раскольников поднимается не со злыми намерениями, но с добрыми, ибо хочет помочь. В каморке Сони герой читает Евангелие о воскрешении Лазаря от четвертого евангелиста — Иоанна Богослова. И на четвертый этаж полицейской конторы Раскольников восходит как на личную Голгофу. Ибо жаждет рассказать о своем преступлении и понести заслуженное наказание.

Таким образом, число четыре связывается, с одной стороны, с преступлением Раскольникова и его тягой к материальным благам. А с другой стороны, — с желанием героя услышать Благую Весть Иоанна, обрести свое место в мире.

Далее идет число «7». В традиционной символике семерка в основном понимается как позитивный символ. В словаре символов Х. Э. Керлота семь обозначает совершенный порядок и символизирует союз троичности и четверичности (ибо семь получается сложением числа «три» и «четыре»). Х. Э. Керлот говорит: «Это число (семь — О. И.) образует базовую серию для музыкальных нот, спектральной шкалы и планетарных сфер… А также для главных добродетелей и противоположных им смертных грехов. <...> Оно также соответствует кресту» [4, с. 578]. В христианстве число семь обозначает полноту, совершенство. Христос насыщает народ семью хлебами (Матф.15:36) из семи полных корзин (Матф.15:37). Семь диаконов избираются для попечения о столах (Деян.6:3). Семь даров Святого Духа дается христианам (Ис.11:2–3).

Однако в романе Ф. М. Достоевского число «7» вновь трактуется амбивалентно. В начале романа это число определяет идею смертного греха, погибели. Семь глав включает в себя первая часть романа (в которой происходит убийство). До дома старухи оказывается 730 шагов. В семь часов Раскольников узнает, что сестры старухи, Лизаветы, в вечер преступления дома не будет. Автор говорит: «Только что он (Раскольников — О. И.) достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: — Седьмой час давно» [2]. В семь часов вечера главный герой романа идет проверять свою «теорию». Семь лет каторги получает Раскольников за совершенное им преступление…

Зато далее семерка понимается уже не как символ гибели, но как спасительное число. Семилетним мальчиком представляет себя Раскольников во сне. В дом Капернаумова, отца семерых детей, герой приходит, чтобы пережить духовное воскрешение. Семь лет каторги представляются ему в финале началом новой жизни. Автор говорит: «Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастья!» [2].

Иначе говоря, число семь в финале становится символом небесной благодати или благотворного воздействия Бога-Троицы на Его творение — человека.

Наконец, число «30». В Новом Завете это число обозначает идею предательства, ибо Иуда предает Христа за 30 сребренников. Значение предательства (усиленное смыслом горя и несчастья) можно найти и в романе. Марфа Петровна выкупает Свидригайлова из долговой ямы за 30 тысяч, а он предает ее. Соня отдает отцу последние 30 копеек на похмелье. Она же отдает 30 целковых (рублей) Катерине Ивановне (это плата за ее первую встречу с мужчиной).

Таким образом, именно числовая символика в романе Ф. М. Достоевского получает, на наш взгляд, структурообразующую роль. Именно числа упорядочивают художественный мир произведения и организуют его в единое целое. Числа определяют бытие персонажей и предопределяют их поступки и будущее. Числа способствуют гармонизации художественного мира автора и учат осторожному обращению с опасными теориями, которые способны поработить сознание и волю людей, превращая их в бездушных исполнителей. Числа указывают на крест, который должен нести каждый христианин.

Литература:

  1. Достоевский Ф. М. Дневник писателя (1873) — XVI. Одна из современных фальшей: https://azbyka.ru/fiction/dnevnik-pisatelya-1873/16/
  2. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание: 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru
  3. Захаров В. Н. Достоевский и Евангелие: https://ros-vos.net/christian-culture/lit_prav/duh_poisk/dostoevsky/12/
  4. Керлот Х. Э. Словарь символов. — М.: «REFL-book», 1994. — 608 с.
  5. Топоров В. Н. — Миф. Ритуал. Символ. Образ: https://studfile.net/preview/6340906/page:22/


Ключевые слова

наказание, преступление, числовая символика, Евангелие

Похожие статьи

Освещение бесправного положения женщин в России XIX века Ф. М. Достоевским в романе «Преступление и наказание»

В этой статье автор пытается определить, как и где Ф. М. Достоевский освещает угнетенное положение русских женщин XIX века в романе «Преступление и наказание».

Категория пространства в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В статье рассматривается ключевая единица художественного хронотопа — пространство. Доказывается, что романное пространство «Преступления и наказания» репрезентирует психологическое состояние героя, в то же время определяет его душевные трансформации...

«Преступление и наказание» глазами Эрнста Неизвестного. Анализ иллюстраций к роману Ф. М. Достоевского

В статье анализируются иллюстрации, выполненные Эрнстом Неизвестным к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», и их влияние на восприятие философских взглядов писателя.

Топонимика романа Ф. М. Достоевского «Подросток»

В статье автор пытается определить основные группы топонимов в романе Ф. М. Достоевского «Подросток».

Филологический анализ текста на примере произведения А. П. Чехова «Смерть чиновника»

В данной статье анализируется рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника». Автор статьи, используя филологический подход к художественному тексту, показывает культурологический статус текста через взаимную обусловленность формы и содержания и их соответс...

Роль и функция пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

В статье, посвященной анализу повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», рассматриваются особенности изображения природы, а также их роль и функция.

Роль еды в характеристике персонажей в произведениях Н. В. Гоголя

В статье проанализированы произведения Н. В. Гоголя.

Роль колоронимов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

В данной статье рассматривается роль колоронимов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Анализируется их значение в произведении, общая смысловая нагрузка и степень участия в раскрытии образов персонажей.

Сатира в произведениях русских классиков

В статье анализируются произведения русских классиков на предмет обнаружения различных социальных и нравственных пороков, переданных с помощью художественных средств.

Функции психологических прилагательных в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (на материале повести «Княжна Мери»)

Статья посвящена характеристике психологических прилагательных лексико-семантической группы «Внутренние качества личности» в художественном тексте на материале романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Объект рассмотрения — повесть «Княжна Мери...

Похожие статьи

Освещение бесправного положения женщин в России XIX века Ф. М. Достоевским в романе «Преступление и наказание»

В этой статье автор пытается определить, как и где Ф. М. Достоевский освещает угнетенное положение русских женщин XIX века в романе «Преступление и наказание».

Категория пространства в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В статье рассматривается ключевая единица художественного хронотопа — пространство. Доказывается, что романное пространство «Преступления и наказания» репрезентирует психологическое состояние героя, в то же время определяет его душевные трансформации...

«Преступление и наказание» глазами Эрнста Неизвестного. Анализ иллюстраций к роману Ф. М. Достоевского

В статье анализируются иллюстрации, выполненные Эрнстом Неизвестным к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», и их влияние на восприятие философских взглядов писателя.

Топонимика романа Ф. М. Достоевского «Подросток»

В статье автор пытается определить основные группы топонимов в романе Ф. М. Достоевского «Подросток».

Филологический анализ текста на примере произведения А. П. Чехова «Смерть чиновника»

В данной статье анализируется рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника». Автор статьи, используя филологический подход к художественному тексту, показывает культурологический статус текста через взаимную обусловленность формы и содержания и их соответс...

Роль и функция пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

В статье, посвященной анализу повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», рассматриваются особенности изображения природы, а также их роль и функция.

Роль еды в характеристике персонажей в произведениях Н. В. Гоголя

В статье проанализированы произведения Н. В. Гоголя.

Роль колоронимов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

В данной статье рассматривается роль колоронимов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Анализируется их значение в произведении, общая смысловая нагрузка и степень участия в раскрытии образов персонажей.

Сатира в произведениях русских классиков

В статье анализируются произведения русских классиков на предмет обнаружения различных социальных и нравственных пороков, переданных с помощью художественных средств.

Функции психологических прилагательных в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (на материале повести «Княжна Мери»)

Статья посвящена характеристике психологических прилагательных лексико-семантической группы «Внутренние качества личности» в художественном тексте на материале романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Объект рассмотрения — повесть «Княжна Мери...

Задать вопрос