Не секрет, что творчество Ф. М. Достоевского является сложным для подростков.
Каковы же причины столь сложного восприятия произведения?
1. Учащимся весьма трудно объяснить, почему же все, что было написано писателем в 19 веке, продолжает доставлять нам нравственную радость.
2. Художественное мышление Ф. М. Достоевского отличается от всех других типов художественного осмысления действительности (творчество писателя относится к числу «трудных искусств»).
3. Писательская манера классика, язык резко отличаются от привычных, традиционных для русской классики норм.
4. Каждый видит у Ф. М. Достоевского «свое», отсюда частые споры вокруг непонимания творчества писателя.
5. Особенности психологии подросткового возраста «переплетаются» с многогранностью философии и тонким психологизмом романа.
Передо мной в процессе изучения романа «Преступление и наказание» стоят задачи разнопланового характера:
- во — первых, пробудить интерес к творчеству Достоевского,
- во — вторых, вывести изучение романа на уровень, соответствующий требованиям ФГОС;
- в — третьих, учитывая особенности подросткового возраста, в котором психика столь неустойчива, с осторожностью, современно, верно представить воспитанникам теорию наполеонизма как чудовищную, разрушительную силу античеловеческого характера.
Представляю один из возможных вариантов начала работы с текстом романа «Преступление и наказание».
Само название подсказывает мне выбор русла, в котором будет строиться наша с ребятами деятельность.
Прошу воспитанников задуматься над названием произведения, провести ассоциативную линию образов, предметов, действий.
Провожу своеобразное «зашагивание», помогающее мне перейти на определенную «волну» рассуждения.
— Ваши ассоциации с названием романа? Предположение об идейно — тематической направленности произведения?
Преступление — общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности. Любое преступление антинравственно, ведет к наказанию.
Включаю элементы игры. В настоящее время в игровой технологии выделяются следующие компоненты:
- мотивационный;
- ориентационно — целевой;
- содержательно-операционный;
- ценностно-волевой;
- оценочный.
Считаю, что данный прием (игра) будет способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся.
Формируем следственную группу из состава класса:
- следователи;
- оперуполномоченные;
- эксперты-криминалисты;
- судмедэксперты (в случае обнаружения трупа);
- статисты.
Итак, нам предстоит познакомиться с материалами дела.
Слово учителя.
Роман «Преступление и наказание» является социально — психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени (выясняю временные рамки повествования). В произведении показана психология человека, пытающегося найти решение насущных социальных проблем.
Проблемный вопрос: Что привело Раскольникова к страшному преступлению?
Для ответа на поставленный вопрос необходим скрупулезный анализ психологии поведения нашего героя.
— Что мы узнаем о герое из материалов дела?
Имя главного героя раскрывает главную идею — идею раскола, произошедшего в отдельном человеке.
— Каков психологический портрет героя?
Где, в каких условиях проживает наш герой?
Каморка походила больше на шкаф, чем на квартиру.
— Слова вроде бы обычные… «Каморка», «шкаф»… Каково лексическое значение данных слов?
Каморка — маленькая комната, чулан, конура, маленький амбар.
Шкаф — предмет мебели для хранения вещей.
— Что объединяет слова «каморка» и «шкаф»?
Они ассоциируются с удушающей теснотой, темнотой, замкнутым пространством. Если в чулане можно как-то существовать человеку, то в шкафу — увы! А в каморке живет Раскольников — человек!!!!
Итак. Комната Раскольникова — точка отсчета. Отсюда мы начинаем следить за шагами героя к преступлению.
— Каково состояние нашего героя?
«… чувствовал какое-то болезненное и трусливое состояние…»
— Как часто Раскольников испытывал такое состояние?
И каждый раз… Следовательно, постоянно. Развилась ипохондрия — болезненное состояние.
— Да, он был задавлен бедностью, кругом должен хозяйке, но это ли тяготило его?
«…Но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него…»
Далее следует чтение и анализ эпизода: «…На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! — подумал он с странною улыбкой. Гм... да... все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»..
Обращаем внимание на пунктуацию отрывка, изобразительно — выразительные средства языка, лексику: многоточие, вопросительные, восклицательные предложения, вводные слова, бессоюзие и т. д.
— О чем свидетельствуют данные факты?
Раскольников находился в состоянии нервного напряжения, психического возбуждения.
Из данного отрывка мы узнаем о том, ЧТО тревожит Раскольникова. Пока он называет объект тревоги — «это». Мысли, чувства, переживания давят на героя, а не только бедность.
— Что запланировано у Раскольникова на ближайшее время?
Проба — испытание, проверка.
— Чем встретила Раскольникова одна из улиц Петербурга?
Петербург Достоевского — город трущоб, до отказа набитый нищими, ремесленниками. Мелкими чиновниками, голодными студентами — «лохмотниками», «девицами, живущими от себя», семействами, где «ребятишки — то по три дня корки не видят». Это место, где нет садов и фонтанов. Где грязь и вонь, всякая гадость. Здесь много распивочных, где все до того пропитано перегаром, что, кажется, «от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным». Достоевскому была очень хорошо знакома подобная картина, ведь он жил в Столярном переулке, возле Сенной, где на 16 домов — 18 распивочных.
Мир, в котором существует герой, предстает перед нами как безобразное чудовище.
Рис. 1. Дорохин Антон, учащийся 10 класса: «Образ Петербурга моими глазами»
Итак. Истоки преступления кроются в безобразном состоянии окружающего мира, который рождает безобразные мечты. Он наполнен безобразными звуками, запахами, думами — все это заслоняет красоты Северной Пальмиры. Это отдельный образ в системе романа.
Достоевский не любил Петербург. Он ассоциировался у писателя с именем Петра Первого, которого Федор Михайлович считал кровавым тираном и злодеем № 1 на Руси. Писатель винит его в том, что появились скитальчество и лишние люди. Раскольников унаследовал от Петра «ген государственного злодейства» (полонение России иноземными традициями и идеями).
Но вместе с Раскольниковым из душной каморки «выползает» «Нечто» — тяжелое, душное, гадкое, противное человеческой сущности. Оно движется вместе с героем вдоль улиц, обволакивает его в распивочной, оседает в его ополоумевшей голове. Это еще один образ романа, а имя ему — ПРЕСТУПЛЕНИЕ! Оно сродни призраку с дьявольским началом, который искушает наших героев. Раскольников же — главный объект ЕГО эксперимента.
— Какая, на первый взгляд, мелочь заставила Раскольникова понервничать?
«…Я так и знал!... я так и думал!...весь замысел может испортить! Да, слишком приметная шляпа…»(«….. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская…»)
Улика! Несомненный «атрибут» любого вида преступления…
Петербург — центр русских немцев, шире — всех иностранцев. «Немцами» называли всех чужеземцев — европейцев, которые с петровских времен тысячами въезжали в Россию.
За этими деталями литературная критика обнаруживает противопоставление души русской нации, ее природы и характера уму и сознанию, которые опираются на теории, философию, пришедшие из Германии. Имя Раскольникова Родион Романовича толкуется как «раскол родины Романовых».
— Сколько по времени Раскольников находится в таком состоянии?
Месяц.
Герой посещает Алену Ивановну, делает пробу своего будущего «предприятия».
— Каково было состояние Раскольникова, когда он вышел из квартиры старухи — процентщицы? («Вздор», «нелепость», «ужас», «грязь», «пакостно», «гадко».) Раскольников пребывал в состоянии невротическом: чувствовал вину, тревогу, беспомощность, бессилие, противоречивость, презирал себя.
Рис. 2. Загурский Виталий, 10 класс: «Образ Раскольникова перед преступлением»
Домашнее задание как рефлексия: каждый представитель следственной группы продолжает исследовать «материалы дела» (содержание последующих глав) в рамках своего вопроса. Дальнейшие уроки по произведению будут строиться по принципу отчета о работе в группах.
Литература:
1. Абельтин Э. А., Литвинова В. И. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского в контексте современного изучения классики.
2. М. М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского»,М.,1963;
3. А. А. Белкина «Роман духовных исканий», М.,1967;
4. Ю. Г. Кудрявцева «Три круга Достоевского», М.,1991.
5. http://www.allsoch.ru/kritika/9148.
6. http://www.allsoch.ru/kritika/9152.