Урок литературы в 10 классе. Анализ текста эпического произведения (ро-ман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», часть 1, глава 1) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (98) сентябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 08.09.2015

Статья просмотрена: 12982 раза

Библиографическое описание:

Кретова, С. Б. Урок литературы в 10 классе. Анализ текста эпического произведения (ро-ман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», часть 1, глава 1) / С. Б. Кретова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 463-466. — URL: https://moluch.ru/archive/98/21918/ (дата обращения: 16.12.2024).

Не секрет, что творчество Ф. М. Достоевского является сложным для подростков.

Каковы же причины столь сложного восприятия произведения?

1.                  Учащимся весьма трудно объяснить, почему же все, что было написано писателем в 19 веке, продолжает доставлять нам нравственную радость.

2.                  Художественное мышление Ф. М. Достоевского отличается от всех других типов художественного осмысления действительности (творчество писателя относится к числу «трудных искусств»).

3.                  Писательская манера классика, язык резко отличаются от привычных, традиционных для русской классики норм.

4.                  Каждый видит у Ф. М. Достоевского «свое», отсюда частые споры вокруг непонимания творчества писателя.

5.                  Особенности психологии подросткового возраста «переплетаются» с многогранностью философии и тонким психологизмом романа.

Передо мной в процессе изучения романа «Преступление и наказание» стоят задачи разнопланового характера:

-        во — первых, пробудить интерес к творчеству Достоевского,

-        во — вторых, вывести изучение романа на уровень, соответствующий требованиям ФГОС;

-        в — третьих, учитывая особенности подросткового возраста, в котором психика столь неустойчива, с осторожностью, современно, верно представить воспитанникам теорию наполеонизма как чудовищную, разрушительную силу античеловеческого характера.

Представляю один из возможных вариантов начала работы с текстом романа «Преступление и наказание».

Само название подсказывает мне выбор русла, в котором будет строиться наша с ребятами деятельность.

Прошу воспитанников задуматься над названием произведения, провести ассоциативную линию образов, предметов, действий.

Провожу своеобразное «зашагивание», помогающее мне перейти на определенную «волну» рассуждения.

Ваши ассоциации с названием романа? Предположение об идейно — тематической направленности произведения?

Преступление — общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности. Любое преступление антинравственно, ведет к наказанию.

Включаю элементы игры. В настоящее время в игровой технологии выделяются следующие компоненты:

-         мотивационный;

-         ориентационно — целевой;

-         содержательно-операционный;

-         ценностно-волевой;

-         оценочный.

Считаю, что данный прием (игра) будет способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся.

Формируем следственную группу из состава класса:

-        следователи;

-        оперуполномоченные;

-        эксперты-криминалисты;

-        судмедэксперты (в случае обнаружения трупа);

-        статисты.

Итак, нам предстоит познакомиться с материалами дела.

Слово учителя.

Роман «Преступление и наказание» является социально — психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени (выясняю временные рамки повествования). В произведении показана психология человека, пытающегося найти решение насущных социальных проблем.

Проблемный вопрос: Что привело Раскольникова к страшному преступлению?

Для ответа на поставленный вопрос необходим скрупулезный анализ психологии поведения нашего героя.

Что мы узнаем о герое из материалов дела?

Имя главного героя раскрывает главную идею — идею раскола, произошедшего в отдельном человеке.

Каков психологический портрет героя?

Где, в каких условиях проживает наш герой?

Каморка походила больше на шкаф, чем на квартиру.

Слова вроде бы обычные… «Каморка», «шкаф»… Каково лексическое значение данных слов?

Каморка — маленькая комната, чулан, конура, маленький амбар.

Шкаф — предмет мебели для хранения вещей.

Что объединяет слова «каморка» и «шкаф»?

Они ассоциируются с удушающей теснотой, темнотой, замкнутым пространством. Если в чулане можно как-то существовать человеку, то в шкафу — увы! А в каморке живет Раскольников — человек!!!!

Итак. Комната Раскольникова — точка отсчета. Отсюда мы начинаем следить за шагами героя к преступлению.

Каково состояние нашего героя?

«… чувствовал какое-то болезненное и трусливое состояние…»

Как часто Раскольников испытывал такое состояние?

И каждый раз… Следовательно, постоянно. Развилась ипохондрия — болезненное состояние.

Да, он был задавлен бедностью, кругом должен хозяйке, но это ли тяготило его?

«…Но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него…»

Далее следует чтение и анализ эпизода: «…На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! — подумал он с странною улыбкой. Гм... да... все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»..

Обращаем внимание на пунктуацию отрывка, изобразительно — выразительные средства языка, лексику: многоточие, вопросительные, восклицательные предложения, вводные слова, бессоюзие и т. д.

О чем свидетельствуют данные факты?

Раскольников находился в состоянии нервного напряжения, психического возбуждения.

Из данного отрывка мы узнаем о том, ЧТО тревожит Раскольникова. Пока он называет объект тревоги — «это». Мысли, чувства, переживания давят на героя, а не только бедность.

Что запланировано у Раскольникова на ближайшее время?

Проба — испытание, проверка.

Чем встретила Раскольникова одна из улиц Петербурга?

Петербург Достоевского — город трущоб, до отказа набитый нищими, ремесленниками. Мелкими чиновниками, голодными студентами — «лохмотниками», «девицами, живущими от себя», семействами, где «ребятишки — то по три дня корки не видят». Это место, где нет садов и фонтанов. Где грязь и вонь, всякая гадость. Здесь много распивочных, где все до того пропитано перегаром, что, кажется, «от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным». Достоевскому была очень хорошо знакома подобная картина, ведь он жил в Столярном переулке, возле Сенной, где на 16 домов — 18 распивочных.

Мир, в котором существует герой, предстает перед нами как безобразное чудовище.

Рис. 1. Дорохин Антон, учащийся 10 класса: «Образ Петербурга моими глазами»

 

Итак. Истоки преступления кроются в безобразном состоянии окружающего мира, который рождает безобразные мечты. Он наполнен безобразными звуками, запахами, думами — все это заслоняет красоты Северной Пальмиры. Это отдельный образ в системе романа.

Достоевский не любил Петербург. Он ассоциировался у писателя с именем Петра Первого, которого Федор Михайлович считал кровавым тираном и злодеем № 1 на Руси. Писатель винит его в том, что появились скитальчество и лишние люди. Раскольников унаследовал от Петра «ген государственного злодейства» (полонение России иноземными традициями и идеями).

Но вместе с Раскольниковым из душной каморки «выползает» «Нечто» — тяжелое, душное, гадкое, противное человеческой сущности. Оно движется вместе с героем вдоль улиц, обволакивает его в распивочной, оседает в его ополоумевшей голове. Это еще один образ романа, а имя ему — ПРЕСТУПЛЕНИЕ! Оно сродни призраку с дьявольским началом, который искушает наших героев. Раскольников же — главный объект ЕГО эксперимента.

Какая, на первый взгляд, мелочь заставила Раскольникова понервничать?

«…Я так и знал!... я так и думал!...весь замысел может испортить! Да, слишком приметная шляпа…»(«….. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская…»)

Улика! Несомненный «атрибут» любого вида преступления…

Петербург — центр русских немцев, шире — всех иностранцев. «Немцами» называли всех чужеземцев — европейцев, которые с петровских времен тысячами въезжали в Россию.

За этими деталями литературная критика обнаруживает противопоставление души русской нации, ее природы и характера уму и сознанию, которые опираются на теории, философию, пришедшие из Германии. Имя Раскольникова Родион Романовича толкуется как «раскол родины Романовых».

Сколько по времени Раскольников находится в таком состоянии?

Месяц.

Герой посещает Алену Ивановну, делает пробу своего будущего «предприятия».

Каково было состояние Раскольникова, когда он вышел из квартиры старухи — процентщицы? («Вздор», «нелепость», «ужас», «грязь», «пакостно», «гадко».) Раскольников пребывал в состоянии невротическом: чувствовал вину, тревогу, беспомощность, бессилие, противоречивость, презирал себя.

Рис. 2. Загурский Виталий, 10 класс: «Образ Раскольникова перед преступлением»

 

Домашнее задание как рефлексия: каждый представитель следственной группы продолжает исследовать «материалы дела» (содержание последующих глав) в рамках своего вопроса. Дальнейшие уроки по произведению будут строиться по принципу отчета о работе в группах.

 

Литература:

 

1.      Абельтин Э. А., Литвинова В. И. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского в контексте современного изучения классики.

2.      М. М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского»,М.,1963;

3.      А. А. Белкина «Роман духовных исканий», М.,1967;

4.      Ю. Г. Кудрявцева «Три круга Достоевского», М.,1991.

5.      http://www.allsoch.ru/kritika/9148.

6.      http://www.allsoch.ru/kritika/9152.

Основные термины (генерируются автоматически): герой, Петербург, преступление, материал дела, подростковый возраст, раскольник, следственная группа.


Похожие статьи

Принципы структурного анализа художественного фрагмента (роман Ф. М. Достоевского "Идиот": часть II, главы 3-5)

Осуждение тоталитарного режима в рассказе В. Т. Шаламова «Последний бой майора Пугачева» (интегрированный урок литературы и истории России), 11-й класс

Конспект урока по чтению в 1-м классе. Тема: сказка «Курочка Ряба». Учебник: В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина «Букварь»

Комедия «Горе от ума» - зеркало эпохи, картина русского общества (Интегрированный урок истории и литературы, 9 класс)

«Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Образ природы в сказке-были. Внеклассное мероприятие, посвящённое 145-летию со дня рождения М. М. Пришвина

Урок в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс». Деление десятичной дроби на натуральное число

Интегрированный урок литературы и обществознания в 10 классе «Причины нравственного падения Катерины Измайловой» (по повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Методическая разработка урока по предмету «Математические представления». Конспект урока для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (вариант 2) в 4-м классе (обучение на дому)

Интегрированный урок на тему «Различение приставок и предлогов» во 2 классе (русский язык, логопедическое занятие)

Технологическая карта урока «Ф. М. Достоевский. Святочный рассказ «Мальчик у Христа на елке»

Похожие статьи

Принципы структурного анализа художественного фрагмента (роман Ф. М. Достоевского "Идиот": часть II, главы 3-5)

Осуждение тоталитарного режима в рассказе В. Т. Шаламова «Последний бой майора Пугачева» (интегрированный урок литературы и истории России), 11-й класс

Конспект урока по чтению в 1-м классе. Тема: сказка «Курочка Ряба». Учебник: В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина «Букварь»

Комедия «Горе от ума» - зеркало эпохи, картина русского общества (Интегрированный урок истории и литературы, 9 класс)

«Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Образ природы в сказке-были. Внеклассное мероприятие, посвящённое 145-летию со дня рождения М. М. Пришвина

Урок в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс». Деление десятичной дроби на натуральное число

Интегрированный урок литературы и обществознания в 10 классе «Причины нравственного падения Катерины Измайловой» (по повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Методическая разработка урока по предмету «Математические представления». Конспект урока для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (вариант 2) в 4-м классе (обучение на дому)

Интегрированный урок на тему «Различение приставок и предлогов» во 2 классе (русский язык, логопедическое занятие)

Технологическая карта урока «Ф. М. Достоевский. Святочный рассказ «Мальчик у Христа на елке»

Задать вопрос