В статье рассматривается ключевая единица художественного хронотопа — пространство. Доказывается, что романное пространство «Преступления и наказания» репрезентирует психологическое состояние героя, в то же время определяет его душевные трансформации, толкая на страшный шаг — убийство человека.
Ключевые слова : главный герой, пространство, художественное пространство, роман.
Понятие о пространстве зародилось еще во времена античности. Уже тогда древнегреческие философы писали о важности данного термина в построении художественной модели мира. Платон указывал на абстрактность пространства. Оно, в понимании ученого, «воспринимается вне чувством, с помощью какого незаконного заключения, и поверить в него почти невозможно» [6, с. 236]. В XX в. интерес к изучению пространства как самостоятельной категории повышается. К данной теме обращаются как зарубежные ученые, так и отечественные: Г. Башляр, Д. Лихачев, а также В. Топоров и Ю. Лотман. Категория пространства является значимой для понимания структуры произведения. Она воплощает замысел автора и помогает раскрыть образы главных героев. Цель нашей работы: исследовать пространство романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В произведении герои живут в обстановке, которая разрушает, угнетает, и губит их.
Пространство Петербурга вводится уже с первых страниц и имеет большое значение для раскрытия образа главного героя в романе. Город оказывает влияние на эмоциональное состояние Родиона Раскольникова и его поведение. Петербург предстает душным, пыльным: «на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь» [5, с. 1], в нем находится много распивочных, поэтому на улице часто можно встретить пьяных («пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины» [5, с. 1]). Город является пространством, не дающим полноценно жить людям, они будто загнаны в тупик, не могут вздохнуть полной грудью и потому страдают, теряют жизненные цели, сходят с ума. Неспроста Свидригайлов говорит о том, что «в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших» [5, с. 471]. Изображение петербургских зданий в романе довольно однообразно: теснота, мрачные, унылые тона, отсутствие перспективы, «громадные, теснящие и давящие дома» [5, с. 378]. Архитектура, изображаемая автором, сужает пространство и дополняет картину угнетенного душевного состояния большинства персонажей. Изначально Родион Раскольников был справедлив и честен, но попав в другие условия (душный и угрюмый город), он ведет себя иначе, буквально сходит с ума. Именно в распивочной герой впервые задумывается о своей теории, а затем и вовсе — совершает убийство. Безусловно, на его эмоциональное состояние влияет город и сама атмосфера, вынуждающая совершить преступление.
Комната Родиона также пагубно сказывается на его состоянии. С одной стороны, она является укрытием от душного, несовершенного города, с другой, — каморкой, в которой Раскольников задыхается, она не дает ему жить. Т. А. Кузнецова в статье «Хронотоп комнаты в романе Ф. М. Достоевского» отмечает, что автор «делает акцент на том, что пространство сужается, герой не может дышать, а, совершив убийство, заживо хоронит себя» [7, с. 408]. Место, где живет Родион, настолько мало, что он не может встать в полный рост: «это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями» [5, с. 65]. Сам герой ощущает влияние комнаты на себе, он не может мыслить, она стесняет его душу, загоняет в тупик, в гроб. Ощущается безвыходность и тягость жизни Родиона.
Пространство «порога» также играет немаловажную роль для понимания произведения. Оно акцентирует внимание на значимые события, которые происходят в романе. Французский исследователь Д. Арбан считает, что «порог» — это пространство, определяемое как короткое, разграничивающее два момента, но принадлежащее им обоим, одновременно и вход, и выход. Переступить порог — значит, совершить акт перехода.[Арбан 1976: 47]. Безусловно, это нереальное пространство, оно абстрактно, но также влияет на поступки молодого человека. Примером служит эпизод, в котором Родиону снится сон, где старуха и толпа смеются над ним. В дверях появляется Свидригайлов, и в этот момент Раскольников просыпается, но при этом находится между двух крайностей — сном и явью. В этой сцене «порог» служит метафорой, олицетворяющей греховность главного героя. Ту же самую функцию он выполняет и в эпизоде, когда Родион находится на каторге, ему снится сон о конце света. Проснувшись, он долго рассуждает на данную тему, пытается найти истину. То есть каждый раз, находясь в пограничном состоянии, главный герой делает акт перехода. Родион переступает через свою теорию, через себя, он раскаивается. Данный образ показывает противоречивость самого героя, его желания стать на истинный путь.
Таким образом, пространство в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» играет важную роль. Оно влияет на душевное состояние главного героя, не дает радоваться, развиваться и дышать. Пространство постоянно сужается, а существование будто становится невозможным. Родион Раскольников становится заложником города, комнаты, своих идей, он сходит с ума, совершает страшное преступление, занимает пограничное состояние между грехопадением и раскаянием, начинает искать истинный путь в жизни. Благодаря художественному пространству в полной мере раскрывается образ главного героя, его характер и психологическое состояние, которые важны для понимания произведения.
Литература:
- Троицкая, А. Л. К вопросу о хронотопе художественного произведения: субъект как антропоцентричный элемент хронотопа / А. Л. Троицкая. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы современной лингвистики: сборник научных статей. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2015. — С. 94–97.
- Левина, В. Н. Репрезентация категорий время и пространство в художественном тексте / В. Н. Левина. — Текст: непосредственный // Когнитивные исследования языка. — 2012. — № 10. — С. 384–394.
- Лотман, Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПБ: Искусство, 2000. — 704 c. — Текст: непосредственный.
- Казакова, О. М. Пространство и время в русской языковой картине мира. / О. М. Казакова. — Текст: электронный // Pandia: [сайт]. — URL: https://pandia.ru/text/77/376/20470.php (дата обращения: 13.11.2022).
- Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание / Ф. М. Достоевский. — Москва: Дрофа, 2008. — 607 c. — Текст: непосредственный.
- Платон, А. А Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 1 / Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2007. — 752 с.— Текст: непосредственный.
- Кузнецова, Т. А. Хронотоп комнаты в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» / Т. А. Кузнецова. — Текст: непосредственный // Cборник материалов конференции: в 2 томах. — Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2021. — С. 407–411.
- Шутая, Н. К. Роль хронотопа «присутственное место» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» / Н. К. Шутая. — Текст: непосредственный //. — Ульяновск: Верхневолжский филологический вестник, 2015. — С. 166–169.
- Повалко, Ю. П. Пространство и время как категории художественного текста / Ю. П. Повалко. — Текст: непосредственный // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2016. — № 3. — С. 106–112.
- Соколова, А. Г. Смысловая связь времени и пространства в художественном тексте / А. Г. Соколова. — Текст: непосредственный // Интерактивная наука. — 2019. — № 8. — С. 28–30.