В данной статье рассматривается система обслуживания автомобилей, используемых в системе каршеринга, в целом, на примере каршеринговой компании «Делимобиль»; приводится бизнес-процесс технического обслуживания в случае с карешеринговыми автомобилями; объясняется почему проведение шиноремонтных работ сейчас вызывает высокий риск простоев; приводятся пути сокращения данных простоев.
Автомобили, которые задействованы в каршеринге, как и все остальные требуют за собой ухода, проведения технического обслуживания, а, если потребуется, то и ремонта. Поэтому любой каршеринговой компании этому уделяется очень сильное внимание.
Например, компания «Делимобиль» обладает комплексом мероприятий, необходимых для проверки состояния автомобилей и поддержания их в технически исправном состоянии. К нему относятся:
- Ежедневный осмотр;
- Поддержание уровня топлива;
- Мойка;
- Необходимые механические (ремонтные) воздействия на автомобиль;
- Плановый (для равномерного распределения автомобилей по зоне покрытия) и технический (на станцию технического обслуживания (СТО) для осуществления работ) перегоны.
Автомобили проходят ежедневный осмотр для мобильного выявления каких-либо неисправностей (примерно 20 автомобилей в день требуют обслуживания, которое покрывается собственными мощностями компании). Электронная система каждого из автомобилей оснащена программой учёта пробега, что позволяет точно рассчитать периодичность моек (по статистике Делимобиль, в среднем, раз в 3 дня) и ТО. Система GPS помогает не только клиенту быстро найти себе подходящее транспортное средство(ТС), но и помогает диспетчеру мониторить состояние автомобилей: электронная система ТС отправляет отчёты о состоянии автомобиля на пульт к диспетчеру, а тот в свою очередь может выводить автомобиль из зоны видимости клиента для последующего его ТО или, по необходимости, ремонта. [1]
Организация бизнес-процесса технического обслуживания автомобилей, используемых в системе каршеринга, представлена на рис. 1.
Рис. 1. Бизнес-процесс технического обслуживания автомобилей, используемых в системе каршеринга
На обслуживание автомобилей марки Hyundai Solaris (которые составляют большую часть парка автомобилей [2]) у компании «Делимобиль» заключён договор с компанией СИМцентр, которая является официальным дилером марки Hyundai в городе Москве, и СИМцентр предоставляет «Делимобиль» полный спектр услуг по облуживанию автомобиля, за исключением шиноремонтных работ и работ, связанных с облейкой и электронной прошивкой [3].
В своей бакалаврской ВКР [3] я предлагал сконцентрировать все виды работ, в том числе и шиноремонтные, одном месте. Это выгодно для «Делимобиль», потому что лишние разъезды от места проведения одних работ к месту проведения других в современных условиях дорожного трафика значительно увеличивают время простоя каршерингового автомобиля, относительно выполнения его основных функций. В среднем, это ещё лишние 12–24 часов, а значит на каждом автомобиле компания теряет до 2000–4000 рублей. Отсюда концентрация всех видов работ в техцентре СИМцентр позволяет дополучать «Делимобиль» до 60 000 рублей дохода при каждой сессии обслуживания.
Сейчас я занимаюсь обработкой результатов исследования разброса парка автомобилей каршеринговой компании «Делимобиль» по г. Москве. Что в углублённом виде представляло собой выявление кластеров среднедневной концентрации автомобилей каршеринговой компании «Делимобиль» на карте г. Москвы для последующего обоснования выбора места организации шиноремонтных работ. Данный подход уже является не одномарочным, как это было ранее, а мультимарочным, что позволяет мыслить шире.
В сущности исследования, лежит простая фиксация данных распределения автомобилей по районам города Москвы в определённый момент времени с обозначенным промежутком между фиксациями. В ходе него мы получаем базу данных распределений, которую потом приводим к общему знаменателю (среднедневному значению по району). На основе этого предполагается установить наиболее загруженный район или районы, что позволит определиться с рациональным местом проведения шиноремонтных работ.
Для проведения исследования используется обычный смартфон Xiaomi с установленным на нём официальным мобильным приложением «Делимобиль». В нём после прохождения процедуры идентификации водителя мы и будем отслеживать концентрацию автомобилей парка «Делимобиль» в определённый момент времени по каждому району на карте города Москвы.
Исследование проводилось во второй половине ноября 2019 года. Данные фиксировались каждые 3 часа с 6:00 по 21:00 в среду, пятницу и субботу (будний, предпраздничный и выходной день).
В заключении хочется сказать, что на основе собранных в ходе исследования данных будет произведена их обработка и выявлен район с самой высокой среднедневной плотностью автомобильного парка каршеринговой компании “Делимобиль” по каждой из трёх категорий дней. Затем к общему знаменателю будут сведены данные по всем трём категориям дней и на основе конечной обработки будут выработаны рекомендации:
1) По местоположению организации проведения шиноремонтных работ на автомобильном парке каршеринговой компании «Делимобиль»;
2) По количеству мест для организации этих работ, в зависимости от того, будет ли выделяться по плотности один или несколько из районов, и какие именно это будут районы.
В дальнейшем данный опыт можно перенести и на обслуживание парка автомобилей других каршеринговых компаний.
Литература:
- Политика Делимобиль по обслуживанию автомобилей;
- Договор между Делимобиль и СИМцентр на обслуживание автомобилей Hyundai Solaris, принадлежащих компании Делимобиль;
- Статистика СИМцентр по работам с автомобилями, принадлежащими компании Делимобиль;
- Рыжов Т. А. Организация процесса обслуживания автомобилей, используемых в системе каршеринга: ВКР бакалавра: 43.03.01 / Т. А. Рыжов. — М.: МАДИ 2018. — 60 с.
- https://delimobil.ru/ (Дата обращения: 30.11.2019)