Необходимость правового регулирования этики в рекламе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г.

Дата публикации: 06.02.2020

Статья просмотрена: 412 раз

Библиографическое описание:

Атькова, К. С. Необходимость правового регулирования этики в рекламе / К. С. Атькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 308-309. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67145/ (дата обращения: 26.04.2024).



Реклама, являясь масштабным медиаинструментом современности, остро нуждается в регулировании с помощью правовых норм ее этической составляющей, поскольку она — мощный фактор социализации детей и молодежи, а поведение рекламных персонажей зачастую служит образцом поведения впечатлительных и внушаемых людей. Роль права в регулировании этики в рекламе должна быть существенной, поскольку правоприменитель сталкивается с определенными трудностями, когда речь идет о моральных и этических аспектах.

Ключевые слова: реклама, этика, правовое регулирование, этичные нормы.

Реклама в современном мире играет значительную роль в культуре и формирование культурных ценностей во всех слоях населения. При этом, учитывая, что влиянию рекламы подвержены граждане всех возрастов и социальных положений, такая реклама должна подчиняться определенным нормам, в том числе этическим. В настоящее время, как никогда явствует необходимость в правовом регулировании этичности рекламы, поскольку рекламная информация оказывает непосредственное воздействие на поведение и духовные ценности людей. Отсутствие же правового регулирования этичности в рекламе может стать насущной проблемой в рамках целого социума, в то время как саморегулирование в данной сфере не оказывает должного влияния, необходимость вмешательства государства очевидна.

Активная деятельность компании и ее сотрудников для увеличения количества продаж, в том числе увеличения потребительского спроса, в большинстве случаев ставит вопрос о моральной или этической приемлемости такой рекламы на второй план, выставляя на первый план цель — влияние на клиента таким образом, чтобы он при покупке выбрал именно рекламируемый продукт.

Для достижения данного эффекта, маркетологи идут на многие ухищрения, в обход всех правил этики — выдвигают в абсолют материальные блага, поселяя в человека мысль, что именно в них заключен смысл жизни, в то время как следование духовным ценностям и идеалам — пустая трата времени; используют явный сексуальный подтекст рекламных посылов; игнорируют образовательные и социальные потребности отдельных категорий общества (например, самых маленьких, пожилых людей, бедных и т. д.), которые не представляют демографического интереса (ввиду возраста, уровня образования, малого дохода, и т. д.) и не входящих в спектр аудитории, на которую рассчитана конкретная реклама.

Моральная ответственность рекламодателя — это сугубо субъективный вопрос, в то время как реклама, в которой отсутствует моральная ценность, не всегда является неправомерной, нарушающей закон или чьи-либо чувства.

В действовавшем до 1 июля 2006 года Федеральном законе от 18 июля 1995 года «О рекламе», неэтичная реклама была обозначена на законодательном уровне, и таковой являлась:

1) реклама, которая содержала текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц;

2) порочащая объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние;

3) порочащая государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного государства, религиозные символы;

4) порочащая какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию или товар.

В действующем на сегодняшний день Федеральном законе таковое понятие, как неэтичная реклама отсутствует, поскольку законодатель посчитал целесообразным отказаться от этого понятия, указав в законе новые понятия: недостоверная и недобросовестная реклама.

В то же время, Федеральная антимонопольная служба в своем письме от 29 апреля 2013 года № АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» закрепила, что «…в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия», что также де-факто является правовым регулированием этики в рекламе.

Вместе с тем, даже приведенных Федеральной антимонопольной службы данных о рекламе может быть недостаточно для оценки рекламы с точки зрения её приемлемости для этических чувств человека.

Реклама должна оцениваться в совокупности со всеми обстоятельствами — размещения, времени показа, участвующих лиц и т. д.

Например, расположение рекламного щита с политической рекламой и слоганом «Спасибо за поддержку» в близости с кладбищем, реклама средств контрацепции около школы или детского садика, и т. д., может влечь её признание неэтичной.

Таким образом, приходим к выводу, что реклама, являясь заметным социальным и культурным феноменом, влияет на привычки людей, их вкусы и предпочтения. Такая роль рекламы свидетельствует о необходимости пристального внимания законодателя, для создания некоторых нормативно-правовых правил, позволяющих четко и ясно регулировать такой аспект рекламы как её этичность, что позволит людям быть уверенными, что реклама является правдивой, уважающей достоинство и личность человека и гражданина, а рекламодатель будет нести как социальную ответственность, так и персональную.

Литература:

  1. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»: [ред. от 02.08.2019] // «Собрание законодательства РФ», — 2006, № 12, — Ст. 1232.
  2. Письмо Федеральной антимонопольной службы от 29 апреля 2013 г. № АД/17355/13 «О разъяснении части 6 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
  3. Еремин В. Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации: Учебник / В. Н. Еремин. М.: КНОРУС, 2016. 648 с.
  4. Кулешова И. Ю. Некоторые аспекты административно-правового регулирования противодействия ненадлежащей рекламе / И. Ю. Кулешова // Административное и муниципальное право. 2017. N 2. С. 11–22.
  5. Лихобабин М. Ю. Оценка этической корректности рекламы как важнейшей формы социальной коммуникации / М. Ю. Лихобабин // Теория и практика коммуникации: Сб. науч. тр. Вестник Российской коммуникативной ассоциации. Вып. 2 / Под общ. ред. И. Н. Розиной. Ростов н/Д: ИУБиП, 2014. С. 97–100.
  6. Павлова В. С. Актуальные проблемы федерального и регионального нормативно-правового регулирования российской социальной рекламы // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 4. С. 55–59.
Основные термины (генерируются автоматически): реклама, неэтичная реклама.


Ключевые слова

реклама, правовое регулирование, этика, этичные нормы

Похожие статьи

Реклама, распространяемая в сети Интернет: актуальные...

неэтичная реклама. Данный список проблем, связанных с распространением рекламы в сети Интернет, не является исчерпывающим. Автором приведены наиболее яркие и...

Реклама как отображение культуры нации | Статья в журнале...

В настоящее время огромное значение в жизни общества играет реклама. Она представляет собой различные способы создания широкой известности для определенного товара и...

Этические нормы и реклама: правовое регулирование и реализация

Ключевые слова: реклама, рекламная деятельность, рекламная практика, этичность рекламы. Значение рекламы для жизни человека и общества неоднозначно.

Становление государственного регулирования рекламной...

Ключевые слова: государственное регулирование рекламной деятельности, правовые нарушения в рекламной деятельности, этичная / неэтичная реклама, эпатажная реклама.

Отображение традиций в рекламе | Статья в журнале...

Сегодня реклама — один из важных элементов информационного пространства современного мира. Она оказывает воздействие на общество в целом...

Реклама как инструмент продвижения | Статья в журнале...

Современный маркетинг означает больше, чем просто создание хорошего продукта, установление привлекательных цен и доведение услуги (продукта)...

Интернет-реклама как инструмент продвижения компании по...

В статье рассматриваются результаты проведенного автором исследования в сфере интернет-рекламы. Был произведен полный цикл реализации рекламной кампании в данной...

Роль рекламы в современном обществе | Статья в журнале...

Реклама является не бесплатным, единонаправленным и неличным обращением, которое осуществляется с помощью средств массовой информации и других видов связи...

Информационная безопасность детей в телекоммуникационных...

Порнография, терроризм, наркотики, националистический экстремизм, маргинальные секты, неэтичная реклама и многое другое — яркие примеры контента, с которым могут...

Похожие статьи

Реклама, распространяемая в сети Интернет: актуальные...

неэтичная реклама. Данный список проблем, связанных с распространением рекламы в сети Интернет, не является исчерпывающим. Автором приведены наиболее яркие и...

Реклама как отображение культуры нации | Статья в журнале...

В настоящее время огромное значение в жизни общества играет реклама. Она представляет собой различные способы создания широкой известности для определенного товара и...

Этические нормы и реклама: правовое регулирование и реализация

Ключевые слова: реклама, рекламная деятельность, рекламная практика, этичность рекламы. Значение рекламы для жизни человека и общества неоднозначно.

Становление государственного регулирования рекламной...

Ключевые слова: государственное регулирование рекламной деятельности, правовые нарушения в рекламной деятельности, этичная / неэтичная реклама, эпатажная реклама.

Отображение традиций в рекламе | Статья в журнале...

Сегодня реклама — один из важных элементов информационного пространства современного мира. Она оказывает воздействие на общество в целом...

Реклама как инструмент продвижения | Статья в журнале...

Современный маркетинг означает больше, чем просто создание хорошего продукта, установление привлекательных цен и доведение услуги (продукта)...

Интернет-реклама как инструмент продвижения компании по...

В статье рассматриваются результаты проведенного автором исследования в сфере интернет-рекламы. Был произведен полный цикл реализации рекламной кампании в данной...

Роль рекламы в современном обществе | Статья в журнале...

Реклама является не бесплатным, единонаправленным и неличным обращением, которое осуществляется с помощью средств массовой информации и других видов связи...

Информационная безопасность детей в телекоммуникационных...

Порнография, терроризм, наркотики, националистический экстремизм, маргинальные секты, неэтичная реклама и многое другое — яркие примеры контента, с которым могут...

Задать вопрос