Библиографическое описание:

Добрикова Т. С., Ковалева А. М. Роль рекламы в современном обществе // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 201-203.

Реклама является не бесплатным, единонаправленным и неличным обращением, которое осуществляется с помощью средств массовой информации и других видов связи, призывается в силу какого-либо товара, марки, фирмы (дела, кандидата, правительства и т.д.). [1]

Основные свойства рекламы, как одной из главных составляющих маркетинговых коммуникаций, это:

  • Неличный характер обращения.

  • Единостороннее направление рекламного обращения - от продавца к покупателю.

  • Неконкретность с точки зрения измерения эффекта рекламы, т.е. противоположная связь в коммуникации носит двусмысленность характера.

  • Общественный характер. В этом случае имеется в виду, что товар или услуга, подлежащие рекламе будут считаться законоустановлеными и общепринятыми.

  • В объявлении о рекламе не редко определен спонсор.

  • Не претендует на беспристрастность и т.д.

Развитие экономики России требует от предпринимателей активной борьбы за рынки сбыта (удержание рыночной ниши, продвижение услуг предприятия, привлечение новых клиентов, повышения конкурентоспособности). Добиться необходимых результатов в бизнесе возможно только при умелом использовании маркетинговых коммуникаций, и в особенности рекламы.

По этой причине каждое современное предприятие пытается найти способы продуктивного использования средств рекламы. Организации осознают потребность в рекламировании своих товаров и услуг, но не всегда имеют достаточно средств на эти цели.

Стоит заметить, что только некоторые организации владеют способностью эффективно пользоваться рекламой в своей маркетинговой деятельности. Большая часть рекламных кампаний проводятся хаотично, без детального плана, что снижает их эффективность.

Современная реклама является неотделимой составной маркетинга предприятия: рекламные мероприятия создаются для решения маркетинговых задач и строятся исходя из основных маркетинговых ориентаций фирмы.

Представители разных наук в последнее время уделяют большое внимание исследованию рекламы и это не случайно. Ведь этот вид деятельности не строится исключительно на коммерческих интересах и использовании СМИ. Реклама имеет социально-психологических оттенок и в связи с этим появляется необходимость расширить толкование рекламы. [2]

Американская маркетинговая ассоциация (АМА) полагает, что это любая платная форма неличного представления и продвижения идей или услуг от имени известного спонсора. Реклама уже достаточно длительное время означает не только слово в сфере торговых отношений. В настоящее время, ко всему прочему, это слово еще и слово в политической деятельности, общественных отношениях и морали, охватывающее довольно большой круг рекламодателей, и к тому же реклама теперь предназначена для воплощения различный целей и идей. На сегодняшний день она расширила свои потенциальные возможности путем продвижения товаров и услуг, а так же созданием имиджа, брендинга и др. По этой причине количество потенциальных рекламодателей в значительной степени возросло. Сейчас в рекламе помимо информации о рекламируемом предмете часто присутствуют данные о заказчике рекламы, по которым можно достаточно быстро найти рекламодателя. [3]

Первостепенной целью рекламы для современного предприятия является вовлечение как можно большего числа покупателей приобрести какой-либо товар, что позволяет сделать вывод о стремлении рекламы к осуществлению коммерческой цели. [4]

Для публикации рекламы сегодня существуют различные способы. В наше время она сама становится продукцией или же товаром, который покупает рекламодатель. Современная реклама весьма разнообразна, тем не менее, можно выделить основные ее виды:

  • Наружная реклама – включает все виды рекламы на улице.

  • Реклама на транспорте - становится все более популярной в связи с тем, что происходит рост количества самого транспорта. Продуктивность от размещения рекламы на транспортных средствах довольно таки огромна, так как еѐ могут видеть как пассажиры находящиеся внутри салона, так и прохожие, которые находятся вблизи данного транспортного средства.

  • Печатная реклама - это рекламные материалы, размещѐнные в печатных изданиях, которые постепенно теряют свою актуальность с появлением новых видов рекламы.

  • Реклама на радио – это некая звуковая реклама, ничуть не уступающая яркостью и насыщенностью видео роликам. Хотя сам товар слушателю не предоставляется возможным видеть, однако, этот факт компенсируется достаточно подробным его описанием, а иногда и качественным звуковым оформлением, которое очень приятно слушателю. [5]

  • Реклама на телевидении – это одна из наиболее затратных разновидностей рекламы, занимающая лидирующее место на рынке рекламных технологий по масштабам вовлечения потенциальных потребителей. Реклама на телевидении включает в себя:

  • - прямую рекламу, когда необходимый товар или услугу доносят до зрителя с применением специального рекламного блока;

  • - спонсорство, т.е. такой вид рекламного действия, который подразумевает под собой вовлечение своей рекламы в телевизионную программу или ток-шоу (способ рекламы в данном случае может быть различным: начиная от разного рода подарков победившим и, заканчивая расположение логотипа конкретной продукции в углу экрана);

  • - «product placement» – суть данного вида рекламы состоит в изображении нужного товара, в кинофильмах. Примером может служить какой-то фильм, в котором у героя автомобиль определѐнной марки, телефон, одежда и т.п. Так же, при данном виде рекламы, изображение самой продукции показывают крупным планом и иные виды телевизионной рекламы.

  • Прямая почтовая реклама - заключается в отправке возможным будущим клиентам листовок с рекламой, проспектами и иной рекламной информацией.

  • Интернет-реклама является одним из молодых и перспективных методов рекламы на сегодняшний день. Каждый год растет количество пользователей интернет-технологиями, а, соответственно и поток потенциальных клиентов. Вот почему большинство рекламных компаний во всем мире обратили свое внимание на этот вид рекламы. Масштабность аудитории, ежедневно посещающей итернет-ресурсы достаточно велика. К наиболее распространенным видам интернет-рекламы относятся такие, как продвижение сайта в поисковых системах (SEO), вирусный маркетинг, контекстная реклама, медийная реклама (баннерная) и прочее. В интернете выделяются следующие разновидности рекламы: текстовая, графическая, звуковая, видео-реклама и т.д.[6]

Наиболее эффективным способом достижения наилучшего результата служит метод комплексного продвижения, который включает в себя рекламу на всех информационных источниках.[7]

Подводя итог, хочется отметить, что все функции рекламы не сводятся к достижению основных целей системы маркетинговых коммуникаций: формированию спроса и стимулированию сбыта. Реклама, являющаяся всегдашним спутником человека и ежедневно оказывающая влияние на него, играет существенную роль в жизни общества. Данная роль не может ограничиваться рамками системы маркетинговых коммуникаций и рыночной деятельностью. В современном мире реклама играет образовательную и эстетическую роли.

В этой связи можно вспомнить следующий пример из практики: в небольшом населенном пункте работал маленький мебельный магазин, рядом с которым началось строительство мебельного торгового комплекса. Конкуренция с торговым комплексом, являвшимся одним из магазинов мебельной сети, была на первый взгляд невозможна: торговый комплекс превосходил по ассортименту, доступности цен и рекламному бюджету. Оставалось только закрывать магазин. В условиях жесткой конкуренции, предприниматель пошел на крайние меры, действовал неэтично, скажем, «на грани фоло». Изучив досконально товары-конкуренты, он:

  1. оставил ряд «негативных» отзывов о товарах конкурентов на популярных форумах;

  2. разместил на сайтах и страницах социальных сетей, советы «как правильно выбирать мебель», включив в перечень советов профессионального плотника ряд негативных замечаний о качественных особенностях товаров-конкурентов, не называя при этом торговой марки, что создавало впечатление независимого мнения. В конечном итоге его усилия дали результат: торговый комплекс не закрылся, но не закрылся и маленький мебельный магазин, что несомненно, стало для него большой победой.

Таким образом, реклама способна устанавливать некие стереотипы, оказывающие влияние на мышление и поведение людей, а значит должна строиться с учетом социальной ответственности перед обществом.


Литература:

  1. Асеева, Е.Н., Асеев П.В. Организация рекламной кампании. - М, 2008. – 267 с.

  2. Кононенко, Н.В. Как оценить эффективность рекламы?// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. – М., 2008. – 102 с.

  3. Котлер, Ф.К. Основы маркетинга. – М.: Издательский дом "Вильямс", 2009 – 356 с.

  4. Песоцкий Е.А. «Реклама» учебно-методическое пособие, Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.

  5. Рогожин М.Ю. «Теория и практика рекламной деятельности», Москва: Альфа-Пресс, 2010.

  6. Фатхутдинов, Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие, 2-е изд. – М.:ЗАО “Бизнес-школа” “Интел-Синтез”, 2010. – 352 с.

  7. Реклама и PR в малом и среднем бизнесе. Эффективная реклама: экономические и маркетинговые показатели// [Электронный ресурс]. URL: http://www.adbusiness.ru/content/document_r_C0937067-BDE0-4557-A43A-3793F0CB23E0.html (дата обращения 26.11.12).


Основные термины (генерируются автоматически): Роль рекламы, современном обществе, маркетинговых коммуникаций, Основные свойства рекламы, измерения эффекта рекламы, Современная реклама, внимание исследованию рекламы, использования средств рекламы, Первостепенной целью рекламы, толкование рекламы, затратных разновидностей рекламы, маленький мебельный магазин, заказчике рекламы, следующие разновидности рекламы, виды телевизионной рекламы, виды рекламы, новых видов рекламы, перспективных методов рекламы, публикации рекламы, особенности рекламы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос