Реклама, распространяемая в сети Интернет: актуальные проблемы правового регулирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 27.10.2019

Статья просмотрена: 1745 раз

Библиографическое описание:

Кодочигова, Н. Н. Реклама, распространяемая в сети Интернет: актуальные проблемы правового регулирования / Н. Н. Кодочигова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 102-103. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63376/ (дата обращения: 23.04.2024).



В результате того, что на сегодняшний день рекламная деятельность имеет тенденцию на быстрое развитие, законодатель не успевает отражать все новые тонкости в законе, что, в свою очередь, приводит к пробелам в законодательстве, регулирующем рекламную деятельность.

Кроме того, как показывает практика, в законодательстве РФ о рекламной деятельности часто находят «обходные пути». Поэтому существует необходимость в постоянном внесении изменений и совершенствовании законодательства о рекламе, а также необходимо подстраивать законодательство о рекламе под существующие реалии в связи с активным развитием рекламного рынка.

Стоит отметить, что на сегодняшний день одной из самых актуальных проблем в сфере рекламной деятельности является навязывание рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи.

Одной из наиболее ярких проблем является реклама, распространяемая в сети Интернет.

Важно отметить, что в законодательстве РФ отсутствует подробное правовое регулирование рекламы в сети Интернет. Именно поэтому в правоприменительной практике часто возникают сложности с такими моментами, как: идентификация правонарушителя; сложности в фиксации нарушений законодательства о рекламе; сложность доказывания самого факта правонарушения; отсутствие территориальных границ действия сети; как правило, отсутствие временных рамок функционирования сети; и др.

В качестве наиболее серьезных проблем, связанных с распространением рекламы в сети Интернет, которые требуют оперативного решения на законодательном уровне, являются:

  1. распространение в сети Интернет недостоверной рекламы;
  2. распространение «спама» (под «спамом» понимается рассылка информации рекламного характера лицам без их согласия);
  3. пропаганда в рекламных материалах терроризма и экстремизма;
  4. распространение порнографических материалов; незаконная реклама алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных веществ, а также других запрещенных законодательством РФ товаров и услуг;
  5. клевета;
  6. мошенничество;
  7. неэтичная реклама.

Данный список проблем, связанных с распространением рекламы в сети Интернет, не является исчерпывающим. Автором приведены наиболее яркие и распространенные проблемы рекламы в сети Интернет. Именно данный перечень проблем ставится во главу угла в исследованиях последних лет по указанной проблематике [2; С. 68; 2; С. 348].

На сегодняшний день рекламная деятельность регулируется, главным образом, Федеральным законом «О рекламе» [3]. В качестве контролирующего органа рекламной деятельности выступает Федеральная антимонопольная служба России (ФАС РФ). Однако, как показывает практика, должный надзор за ведением торговли и размещением рекламных материалов в сети Интернет не осуществляется, в результате чего в настоящее время рекламе в сети Интернет присущи признаки «вседозволенности». Таким образом, в интернет пространстве рекламируются часто некачественные товары, нарушаются многочисленные законодательно закрепленные требования к рекламе.

В качестве примера можно привести следующий случай. В ФЗ «О рекламе» указывается требование о том, что реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий (п. 1 ч. 4 ст. 5 ФЗ «О рекламе»). Так, суд признал недостоверной рекламу, распространяемую ООО «Тойота Мотор». По мнению суда, данная реклама побуждает к противоправным действиям, выражающимся в нарушении правил дорожного движения, поскольку рекламораспространитель распространил на интернет-сайтах ролик, в котором рекламируемый автомобиль двигается двумя колесами по тротуару. В следствие того, что данный ролик достаточно широко был распространен, он, по мнению суда, может оказать отрицательное воздействие на формирования норм поведения в обществе в результате закрепления в сознании потребителей противоправной привычки поведения. Такая реклама была признана ненадлежащей [4].

При этом решение проблемы на законодательном уровне происходит, как правило, с опоздаем, в основном, после многочисленных жалоб пользователей интернет-сайтов, обманутых покупателей или компаний-конкурентов рекламируемого товара или услуги.

В результате того, что реклама в Интернете является наиболее доступной, поскольку она обладает признаками оперативности, массового охвата аудитории, простотой во взаимодействии с пользователями, а также доступной платой за рекламу, реклама в Интернете является наиболее простым способом распространения рекламы, особенно недобросовестной рекламы и мошенничества. Именно безнаказанность, возможность действовать анонимно, а также множество доверчивых пользователей дает толчок на распространение в масштабных количествах недобросовестной рекламы в Интернете.

Таким образом, важное значение имеют меры по предупреждению правонарушений в сфере рекламы, распространяемой в сети Интернет. В частности, существует необходимость в разработке различных программных обеспечений, а также необходимо обеспечить защиту от возможных опасностей, возникающих в связи с использованием сети Интернет (например, защищенные протоколы связи, криптографические методы защиты информации и другие), а также детально определить способы предупреждения пользователей о возможных опасностях.

В результате вышесказанного, на сегодняшний день сложилась ситуация, при которой в нормативно-правовом регулировании рекламной деятельности отсутствует комплексное правовое регулирование рекламной деятельности в наиболее масштабной сфере распространения рекламы — в сети Интернет.

Важно отметить, что в связи со стремительным развитием сети Интернет возникают сложности со своевременным обновлением законодательной базы. Необходимо устранять пробелы правового регулирования данного вида рекламы, подробно регламентировать данную деятельность путем издания комплексного нормативно-правового акта, отражающего всю специфику общественных отношений в данной сфере, ужесточить существующие меры ответственности за некоторые правонарушения, представляющие наиболее серьезную общественную опасность (в частности, распространение экстремистских материалов в сети Интернет; пропаганда, незаконная реклама наркотических средств и психотропных веществ; незаконное распространение порнографических материалов в сети Интернет; мошенничество в сети Интернет).

Кроме того, в некоторых исследованиях предлагается более глобальное решение рассматриваемой проблемы — выделить данную сферу в отдельную отрасль права [1; С. 32]. Нельзя не согласиться с тем, что это поможет отразить всю специфику рассматриваемой деятельности в рамках одной отрасли права, а также определять правовой статус субъектов, виды ответственности за правонарушения, совершаемые в Интернете.

Кроме того, предлагается сформировать понятийный аппарат в целях совершенствования нормативно-правового регулирования рекламной деятельности в РФ («интернет-услуги», «компьютерные данные», «электронная почта» и т. д.); а также определить субъект и объект правового регулирования.

Литература:

  1. Кострикова А. С., Макаревич М. Л. Актуальные проблемы правового регулирования рекламы в сети Интернет // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, № 8 (26), 2017. С. 32
  2. Микаева А. С. Проблемы правового регулирования в сети Интернет и их причины // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 9 (70). С. 67–75.
  3. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ // Российская газета, № 51, 15.03.2006.
  4. Решение Арбитражного суда города Москвы от 29.10.2015 по делу А40-109595/2015 [Электронный ресурс] //URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 10.08.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): рекламная деятельность, Интернет, реклама, сеть, законодательный уровень, законодательство РФ, мнение суда, недобросовестная реклама, нормативно-правовое регулирование, распространение рекламы.


Похожие статьи

Некоторые аспекты правового регулирования... | Молодой ученый

Комиссия экспертов Ассоциации Коммуникационных Агентств России (далее — АКАР) подвела итоги развития рекламного рынка России в 2017 году. Суммарный объем рекламы составил за вычетом НДС 417 млрд руб.

К вопросу о правовом регулировании рекламной деятельности

Сегодня каждый человек знает, что такое реклама. С каждым днем ее становится все больше, из-за чего много людей предпочитает не обращать на нее внимания, воспринимая рекламные обращения в качестве «белого шума».

Становление государственного регулирования рекламной...

Правовое регулирование рекламы в России началось с принятия в 1991 г. закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных

Но этого было недостаточно для полного предотвращения распространения недобросовестной рекламы.

Этические нормы и реклама: правовое регулирование...

Ключевые слова: реклама, рекламная деятельность, рекламная практика, этичность рекламы. Значение рекламы для жизни человека и общества неоднозначно. Реклама выполняет как положительную, так и отрицательную роль, выступает не только как благо...

Недобросовестная реклама как научная проблема

реклама, недобросовестная реклама, антимонопольный орган, информация, положительное действие, нарушение правил, нарушение законодательства, механизм борьбы, арбитражный суд, административная ответственность.

Контроль рекламной деятельности и пресечение...

Ключевые слова: реклама, рекламная деятельность, недобросовестная конкуренция, сфера рекламы, нарушение законодательства РФ. Контроль рекламной деятельности в настоящее время является одним из актуальных и обсуждаемых вопросов как на федеральном...

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая...

Ключевые слова: ИС, интеллектуальная собственность, реклама, авторское право, реклама

При этом необходимо разграничить понятия «интеллектуальная деятельность» и «реклама».

В результате Высший Арбитражный Суд РФ, указал о необходимости примирения сторон и...

Законодательные ограничения при производстве рекламного...

Ключевые слова. dark marketing, реклама алкогольной продукции, законодательные ограничения рекламы. Законодательное регулирование рекламной отрасли и наложение ограничений и запретов в последние годы в России т все более ужесточается, приобретает...

Государственное регулирование рынка наружной рекламы...

Информация всегда играла важную роль в жизни человеческого общества, являясь основой его духовного развития, и любая социальная деятельность есть процесс сбора и обработки информации.

К вопросу об авторском праве в сфере рекламной деятельности

В настоящее время реклама стала неотъемлемой частью нашей жизни. Она позволяет компании всегда оставаться востребованной на рынке, а вся рекламная деятельность неразрывно связана с авторским правом. Не редки случаи, когда создание и использование...

Похожие статьи

Некоторые аспекты правового регулирования... | Молодой ученый

Комиссия экспертов Ассоциации Коммуникационных Агентств России (далее — АКАР) подвела итоги развития рекламного рынка России в 2017 году. Суммарный объем рекламы составил за вычетом НДС 417 млрд руб.

К вопросу о правовом регулировании рекламной деятельности

Сегодня каждый человек знает, что такое реклама. С каждым днем ее становится все больше, из-за чего много людей предпочитает не обращать на нее внимания, воспринимая рекламные обращения в качестве «белого шума».

Становление государственного регулирования рекламной...

Правовое регулирование рекламы в России началось с принятия в 1991 г. закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных

Но этого было недостаточно для полного предотвращения распространения недобросовестной рекламы.

Этические нормы и реклама: правовое регулирование...

Ключевые слова: реклама, рекламная деятельность, рекламная практика, этичность рекламы. Значение рекламы для жизни человека и общества неоднозначно. Реклама выполняет как положительную, так и отрицательную роль, выступает не только как благо...

Недобросовестная реклама как научная проблема

реклама, недобросовестная реклама, антимонопольный орган, информация, положительное действие, нарушение правил, нарушение законодательства, механизм борьбы, арбитражный суд, административная ответственность.

Контроль рекламной деятельности и пресечение...

Ключевые слова: реклама, рекламная деятельность, недобросовестная конкуренция, сфера рекламы, нарушение законодательства РФ. Контроль рекламной деятельности в настоящее время является одним из актуальных и обсуждаемых вопросов как на федеральном...

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая...

Ключевые слова: ИС, интеллектуальная собственность, реклама, авторское право, реклама

При этом необходимо разграничить понятия «интеллектуальная деятельность» и «реклама».

В результате Высший Арбитражный Суд РФ, указал о необходимости примирения сторон и...

Законодательные ограничения при производстве рекламного...

Ключевые слова. dark marketing, реклама алкогольной продукции, законодательные ограничения рекламы. Законодательное регулирование рекламной отрасли и наложение ограничений и запретов в последние годы в России т все более ужесточается, приобретает...

Государственное регулирование рынка наружной рекламы...

Информация всегда играла важную роль в жизни человеческого общества, являясь основой его духовного развития, и любая социальная деятельность есть процесс сбора и обработки информации.

К вопросу об авторском праве в сфере рекламной деятельности

В настоящее время реклама стала неотъемлемой частью нашей жизни. Она позволяет компании всегда оставаться востребованной на рынке, а вся рекламная деятельность неразрывно связана с авторским правом. Не редки случаи, когда создание и использование...

Задать вопрос