Развитие наглядно-образного мышления детей с нарушениями речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 02.02.2020

Статья просмотрена: 796 раз

Библиографическое описание:

Осипова, К. А. Развитие наглядно-образного мышления детей с нарушениями речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром / К. А. Осипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 320-321. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66988/ (дата обращения: 16.11.2024).



Современные исследования под наглядно-образным мышлением понимают такой вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, путем дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме. Наглядно-образное мышление — это основной вид мышления детей 5–6-летнегo возраста, когда дети могут овладеть многими возможностями, связанными с этим видом мышления: научиться преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели, отображающие существенные свойства объектов или явлений, планировать свои действия в уме.

В рамках выпускной квалификационной работы, выполненной нами, было проанализированы особенности наглядно-образного мышления у детей с нарушениями речи, мы пришли к выводу, что этому виду мышления свойственны следующие характеристики:для детей этой категориихарактерно недостаточное развитие наглядно-образного мышления, у них недостаточно информации об окружающей среде, о свойствах и функциях объектов реальности, существуют трудности в установлении причинно-следственных связей явлений [1, с. 735]. Чтобы подтвердить данные отклонения в развитии данного вида мышления у детей с речевыми нарушениями, нами было проведено исследование, направленное на изучение особенностей развития наглядно-образного мышления у дошкольников с речевыми нарушениями. В исследовании приняли участие 8 старших дошкольников с нарушением речи.

Анализ литературы позволил нам сделать такие выводы что для изучения развития наглядно-образного мышления у дошкольников с речевыми нарушениями мы использовали следующие методики: «Что здесь лишнее?» (С. Д. Забрамная, Е. А. Стребелева), предназначенная для изучения процессов умственных операций анализа и обобщения у детей, «Раздели на группы» (А.Я Иванова, адаптация Е. В. Доценко), рассчитанная на оценку образно-логического мышления детей, «Сравни» (С. Д. Забрамная, Е. А. Стребелева), направленная навыявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения сравнивать и воспринимать динамическое изменение события, которое изображено на картинках [3].

Мы выявили, что у старших дошкольников с ОНР преобладает средний уровень развития наглядно-образного мышления, выражающийся в нарушении умственных операций анализа и обобщения (детям с ОНР сложно дается необходимость выделять из ряда предметов лишний и объяснять свой выбор), несформированность навыков систематизации и классификации (дети с ОНР оказались способны предложить только самые простые принципы для классификации геометрических фигур), трудность восприятия целостной ситуации (дети с ОНР трудно находят отличия между иллюстрациями, в основном замечая только отличия в центре картинки).

Мы выявили невысокие показатели наглядно-образного мышления, которые выражаются в нарушении умственных операция анализа и обобщения, в несформированности навыков систематизации и классификации, трудностях восприятия целостной ситуации. Поэтому мы разработали методические рекомендации для развития наглядно-образного мышления у дошкольников с речевыми нарушениями на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, целью которых было развитие наглядно-образного мышления у старших дошкольников с ОНР на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Работу по развитию наглядно-образного мышления у старших дошкольников с ОНР на занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы рекомендуем осуществлять по трем основным направлениям:

  1. Перенос в наглядно-образный план практического опыта. Работа направлена на развитие у детей умения мысленно оперировать в знакомых ситуациях образами-представлениями, опираясь на собственный реальный опыт. У детей развиваются навыки по выявлению связей между объектами и персонажами, изображенными на картинках, развитие навыков рассуждения, умения формулировать выводы и обосновывать суждения. Игры с сюжетными картинками «Достань мяч», «Полей цветочки!». Игры «Почтальон», «Что бывает внизу, а что — вверху», «Сыщик», «Найди тайник» [2].
  2. Развитие обобщенных представлений о качествах и свойствах предметов и явлений окружающего мира, овладение навыками моделирования и замещения. Дошкольники с ОНР обучаются навыкам ориентироваться в пространстве и создавать новые образы ситуаций и предметов, а также комбинировать отдельные образы, выстраивать целостные сюжеты в словесном и наглядном плане. Игры с сюжетными картинками «Весна», «Дождик», «Сломанная ветка». Игра «Угадай предмет (дерево, растение, птица и т. д.)». Игра «Найди одинаковые формы» предлагала узнать и обнаружить заданное изображение (предмет, растение, животное из ряда предложенных). Игры «Чьи это вещи», «Чем коврик залатать?» [2].
  3. Развитие соотношения между образом и словом. Необходимой предпосылкой для развития речи и образных форм мышления ребенка является умение ребенка представить правильно ситуацию по ее словесному описанию, что является основой для формирования механизмов мысленного оперирования образами воссоздающего воображения. Занятия по серии сюжетных картинок «Кошка ловит мышку», «Утро мальчика», «Котенок», «В лесу», «В городском парке», «Братья наши меньшие» и др. [2].

Для развития наглядно-образного мышления мы использовали в сочетании разные методы и приемы: наглядные (образец, показ, наблюдение, зрительное соотнесение); практические (прикладывание, наложение, практическое примеривание, дидактические игры и упражнения по ознакомлению с окружающим миром); словесные (стихи, сказки, инструкция, рассказы, загадки, сообщения, беседа, объяснения и др.).

Последовательность игровых занятий предполагала смену психофизического состояния детей при ознакомлении с окружающим миром: от подвижных игр к спокойным занятиям, от интеллектуальных игр к расслабляющим занятиям и т. д. [4]. Игры по ознакомлению с окружающим миром выстраивались в порядке усложнения, от простого к сложному.

Все описанные игры и упражнения способствовали формированию у детей старшего дошкольного возраста наглядно-образному мышлению, развивали соотношения между словом и образом, учились воспроизводить пространственные отношения по словесной инструкции, формировали и закрепляли умения создавать на основе схемы и представлений целостное описание объекта, дети учились ориентироваться в пространстве с опорой на определяющий признак по словесному описанию, закрепляли навыки участия детей в диалогах, вопросно-ответных формах общения. Выполняя такие задания, дети дошкольного возраста с ОНР могут обогащать и уточнять собственные представления о пространственных признаках объектов и явлениях окружающей среды.

Литература:

  1. Абобакирова, О. Н. Особенности наглядно-образного мышления у детей с общ им недоразвитием речи [Текст] / О. Н. Абобакирова // Молодой ученый. — 2016. — № 4. — с. 734–736.
  2. Бабиева, Р. О. Формирование у дошкольников осознанного отношения к природным явлениям и объектам [Текст] / Р. О. Бабиева // Задачи системы дополнительного образования детей Ставропольского края: сб. матер. краевой науч.-практ. конф., посвящ. 95-летию гос. сист. доп. обаз. детей. — Ставрополь: «Сервисшкола», 2013. –216 с.
  3. Стребелева, ЕА. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» [Текст] / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.; под ред. Е. А. Стребелевой. — 4-е издание. — М.: Просвещение, 2009. — 164 с.
Основные термины (генерируются автоматически): наглядно-образное мышление, окружающий мир, вид мышления, игра, ребенок, дошкольник, нарушение речи, словесное описание, умственная операция анализа, целостная ситуация.


Похожие статьи

Развитие речи детей с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим миром

Развитие познавательной активности дошкольника при ознакомлении с окружающим миром через проектную деятельность

Ориентация старшеклассников 7-9 классов с тяжелыми нарушениями речи на здоровый образ жизни средствами уроков физической культуры

Формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе самостоятельной работы на уроках русского языка

Развитие креативных способностей учащихся на уроках математики

Развитие творческих способностей детей на уроках социально-бытовой ориентировки

Проявление творческого потенциала младших школьников на уроках окружающего мира средствами проектной деятельности

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме проектной деятельности

Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках иностранного языка

Изучение состояния общения у младших школьников с нарушением интеллекта

Похожие статьи

Развитие речи детей с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим миром

Развитие познавательной активности дошкольника при ознакомлении с окружающим миром через проектную деятельность

Ориентация старшеклассников 7-9 классов с тяжелыми нарушениями речи на здоровый образ жизни средствами уроков физической культуры

Формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе самостоятельной работы на уроках русского языка

Развитие креативных способностей учащихся на уроках математики

Развитие творческих способностей детей на уроках социально-бытовой ориентировки

Проявление творческого потенциала младших школьников на уроках окружающего мира средствами проектной деятельности

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме проектной деятельности

Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках иностранного языка

Изучение состояния общения у младших школьников с нарушением интеллекта

Задать вопрос