Развитие наглядно-образного мышления первоклассников с нарушением слуха как аспект успешного образовательного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (398) январь 2022 г.

Дата публикации: 19.01.2022

Статья просмотрена: 206 раз

Библиографическое описание:

Брусенцова, А. Ю. Развитие наглядно-образного мышления первоклассников с нарушением слуха как аспект успешного образовательного процесса / А. Ю. Брусенцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 251-253. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88042/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье описаны первоклассники с нарушением слуха как категория с особыми образовательными потребностями. В статье рассмотрены условия для успешного формирования наглядно-образного мышления. Для создания успешного образовательного процесса необходимо выявить уровень развития наглядно-образного мышления первоклассников и создать коррекционной-развивающую работу с целью повышения возможностей показателей наглядно-образного мышления.

Ключевые слова: первоклассники, наглядно-образное мышление, нарушение слуха, образовательный процесс

The article describes first-graders with hearing impairment as a category with special educational needs. The article considers the conditions for the successful formation of visual-figurative thinking. To create a successful educational process, it is necessary to identify the level of development of visual-figurative thinking of first-graders and create correctional-developing work in order to increase the possibilities of indicators of visual-figurative thinking.

Keywords : first-graders, visual-figurative thinking, hearing impairment, educational process

К категории детей с нарушением слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции. Это нарушение подразумевает снижение способности человека локализировать и воспринимать звуки, а также распознавать речь окружающих.

У учащихся с нарушением слуха существует потребность использования вспомогательных технологий во время занятий. Эта вспомогательная технология может быть компьютером, на котором можно использовать программное обеспечение; раздаточный материал; специальные карточки.

Психика ребенка в процессе развития претерпевает множество изменений. Мышление позволяет человеку понять, что его окружает и как с этим взаимодействовать [4].

Диагностика уровня развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением слуха неоднозначна. Некоторые дети легко справляются с поставленными задачами, в то время как подавляющему большинству требуется многократное повторение задачи и помощь в ее решении.

Готовность ребенка к обучению в школе и усвоению образовательной программы будет зависеть от уровня наглядно-образного развития первоклассников с нарушением слуховой функции [1].

Знание психологических особенностей развития наглядно-образного мышления позволяет эффективно проводить обучающие занятия. Исследования показали, что для образования важно соблюдать последовательность развития структур [5].

Глухие и слабослышащие учащиеся иногда могут предпочесть стратегии визуального обучения [2]. Это может быть проблемой в условиях, когда большая часть важной информации передается исключительно при помощи речи.

Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения осуществляется по-разному. Существует целый ряд стратегий обучения, которые могут помочь в развитии наглядно-образного мышления для успешного образовательного процесса:

— Рисование поможет развить образное мышление у ребенка. Его можно проводить по памяти или с натуры. Хорошее упражнение — создать абстракцию, то есть то, чего нет в окружающем мире. Ребенку предлагается рисовать эмоции, музыку и т.д.

— Любая работа с материалом (глина, соленое тесто, пластилин) способствует развитию образов предметов. Лепка может происходить как с натуры, так и при помощи воображения. Для аппликации лучше использовать картон, бумагу и натуральные материалы.

— Можно попросить ученика придумать разные сказки и истории. Любые предметы из окружающей среды: дерево, облака, листья и т. д. Рассказ начинает сам преподаватель, предварительно предложив ребенку продолжить его. То же упражнение выполняется с рисунками. Учитель рисует часть предмета или ситуации, а уже ребёнок дополняет ее деталями или раскрашивает.

— Оригами хорошо подходит для развития наглядно-образного мышления. Многих детей увлекает процесс превращения плоской бумаги в трехмерный объект. Такая работа проводится как совместно с преподавателем, так и самостоятельно. В результате деятельности ребенок получает новый образ.

Стратегии развития наглядно-образного мышления достаточно разнообразны. Необходимо помнить о том, что всю основную работу ученики должны делать сами. Педагоги должны лишь контролировать процесс, давая небольшую при необходимости помощь советом и делом [3].

Во время занятия с ребенком важно соблюдать последовательность:

1) Демонстрация материала по теме;

2) Обсуждение;

3) Практика совместной деятельности;

4) Самостоятельная работа по образцу;

5) Создание чего-либо без подсказок.

Таким образом, успешность образовательно процесса первоклассников старушенцией слуха зависит уровня развития наглядно-образного мышления, так как именно данный вид мышления помогает детям активно познавать мир, формировать представления об окружающей среде, и они учатся различным видам деятельности.

Литература:

  1. Акимова М. К. Психологическая коррекция умственного развития школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2010. 160 с.
  2. Белькович В. Ю. Развитие наглядно-образного мышления младших школьников в учебном процессе при ознакомлении с природой: диссертация... кандидата педагогических наук. Тюмень, 2005. 194 с.
  3. Егорова Т. В., Лонина В. А., Розанова Т. В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей // Дефектология. 1975. № 4. С. 3–15.
  4. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Владос, 2006. 687 с.
  5. Стребелева Е. А., Мишина Г. А., Разенкова Ю. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей». М.: Просвещение, 2004. 164 с.
Основные термины (генерируются автоматически): наглядно-образное мышление, нарушение слуха, ребенок, окружающая среда, слуховая функция, уровень развития, успешный образовательный процесс.


Похожие статьи

Диагностическое исследование наглядно-образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью

В работе рассматриваются особенности диагностики мышления у детей с нарушениями интеллекта. Анализируются результаты диагностического исследования наглядно-образного мышления у младших школьников с недоразвитием познавательной деятельности. Даются ре...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Исследование особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра

В статье представлены теоретические аспекты исследования особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра. В результате данного исследования был выявлен уровень сформированности экспрессивной речи дошкольников с р...

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

Формирование положительной мотивации к обучению у обучающихся в условиях коррекционной школы

Учебная мотивация — это необходимое условие, которое способствует успешному обучению и усвоению программного материала. Поэтому одной из главных задач, которая должна решаться в специальной коррекционной школе в работе с детьми, имеющими нарушения в ...

Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения

В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развива...

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников

Статья посвящена изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как фактора раннего профессионального ориентирования детей. Проведен анализ влияния социального, психодиагностического, пространственно-пр...

Педагогические аспекты поддержи детской инициативы при организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

В статье раскрыты теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние педагогической поддержки детской познавательно-исследовательской инициативы на формирование субъектной...

Дидактическая сказка как средство эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста

В статье рассматривается дидактическая сказка и ее роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в дошкольной образовательной организации. Описывается формирующий эксперимент в форме реализации образовательной программы «Дидактические сказки», р...

Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации

В статье описывается процесс коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Описываются приемы коррекционных занятий. Анализируется реализация программы коррекционной работы по формированию речевого аппарата и исправлению речевых деф...

Похожие статьи

Диагностическое исследование наглядно-образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью

В работе рассматриваются особенности диагностики мышления у детей с нарушениями интеллекта. Анализируются результаты диагностического исследования наглядно-образного мышления у младших школьников с недоразвитием познавательной деятельности. Даются ре...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Исследование особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра

В статье представлены теоретические аспекты исследования особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра. В результате данного исследования был выявлен уровень сформированности экспрессивной речи дошкольников с р...

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

Формирование положительной мотивации к обучению у обучающихся в условиях коррекционной школы

Учебная мотивация — это необходимое условие, которое способствует успешному обучению и усвоению программного материала. Поэтому одной из главных задач, которая должна решаться в специальной коррекционной школе в работе с детьми, имеющими нарушения в ...

Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения

В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развива...

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников

Статья посвящена изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как фактора раннего профессионального ориентирования детей. Проведен анализ влияния социального, психодиагностического, пространственно-пр...

Педагогические аспекты поддержи детской инициативы при организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

В статье раскрыты теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние педагогической поддержки детской познавательно-исследовательской инициативы на формирование субъектной...

Дидактическая сказка как средство эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста

В статье рассматривается дидактическая сказка и ее роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в дошкольной образовательной организации. Описывается формирующий эксперимент в форме реализации образовательной программы «Дидактические сказки», р...

Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации

В статье описывается процесс коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Описываются приемы коррекционных занятий. Анализируется реализация программы коррекционной работы по формированию речевого аппарата и исправлению речевых деф...

Задать вопрос