В статье описаны первоклассники с нарушением слуха как категория с особыми образовательными потребностями. В статье рассмотрены условия для успешного формирования наглядно-образного мышления. Для создания успешного образовательного процесса необходимо выявить уровень развития наглядно-образного мышления первоклассников и создать коррекционной-развивающую работу с целью повышения возможностей показателей наглядно-образного мышления.
Ключевые слова: первоклассники, наглядно-образное мышление, нарушение слуха, образовательный процесс
The article describes first-graders with hearing impairment as a category with special educational needs. The article considers the conditions for the successful formation of visual-figurative thinking. To create a successful educational process, it is necessary to identify the level of development of visual-figurative thinking of first-graders and create correctional-developing work in order to increase the possibilities of indicators of visual-figurative thinking.
Keywords : first-graders, visual-figurative thinking, hearing impairment, educational process
К категории детей с нарушением слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции. Это нарушение подразумевает снижение способности человека локализировать и воспринимать звуки, а также распознавать речь окружающих.
У учащихся с нарушением слуха существует потребность использования вспомогательных технологий во время занятий. Эта вспомогательная технология может быть компьютером, на котором можно использовать программное обеспечение; раздаточный материал; специальные карточки.
Психика ребенка в процессе развития претерпевает множество изменений. Мышление позволяет человеку понять, что его окружает и как с этим взаимодействовать [4].
Диагностика уровня развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением слуха неоднозначна. Некоторые дети легко справляются с поставленными задачами, в то время как подавляющему большинству требуется многократное повторение задачи и помощь в ее решении.
Готовность ребенка к обучению в школе и усвоению образовательной программы будет зависеть от уровня наглядно-образного развития первоклассников с нарушением слуховой функции [1].
Знание психологических особенностей развития наглядно-образного мышления позволяет эффективно проводить обучающие занятия. Исследования показали, что для образования важно соблюдать последовательность развития структур [5].
Глухие и слабослышащие учащиеся иногда могут предпочесть стратегии визуального обучения [2]. Это может быть проблемой в условиях, когда большая часть важной информации передается исключительно при помощи речи.
Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения осуществляется по-разному. Существует целый ряд стратегий обучения, которые могут помочь в развитии наглядно-образного мышления для успешного образовательного процесса:
— Рисование поможет развить образное мышление у ребенка. Его можно проводить по памяти или с натуры. Хорошее упражнение — создать абстракцию, то есть то, чего нет в окружающем мире. Ребенку предлагается рисовать эмоции, музыку и т.д.
— Любая работа с материалом (глина, соленое тесто, пластилин) способствует развитию образов предметов. Лепка может происходить как с натуры, так и при помощи воображения. Для аппликации лучше использовать картон, бумагу и натуральные материалы.
— Можно попросить ученика придумать разные сказки и истории. Любые предметы из окружающей среды: дерево, облака, листья и т. д. Рассказ начинает сам преподаватель, предварительно предложив ребенку продолжить его. То же упражнение выполняется с рисунками. Учитель рисует часть предмета или ситуации, а уже ребёнок дополняет ее деталями или раскрашивает.
— Оригами хорошо подходит для развития наглядно-образного мышления. Многих детей увлекает процесс превращения плоской бумаги в трехмерный объект. Такая работа проводится как совместно с преподавателем, так и самостоятельно. В результате деятельности ребенок получает новый образ.
Стратегии развития наглядно-образного мышления достаточно разнообразны. Необходимо помнить о том, что всю основную работу ученики должны делать сами. Педагоги должны лишь контролировать процесс, давая небольшую при необходимости помощь советом и делом [3].
Во время занятия с ребенком важно соблюдать последовательность:
1) Демонстрация материала по теме;
2) Обсуждение;
3) Практика совместной деятельности;
4) Самостоятельная работа по образцу;
5) Создание чего-либо без подсказок.
Таким образом, успешность образовательно процесса первоклассников старушенцией слуха зависит уровня развития наглядно-образного мышления, так как именно данный вид мышления помогает детям активно познавать мир, формировать представления об окружающей среде, и они учатся различным видам деятельности.
Литература:
- Акимова М. К. Психологическая коррекция умственного развития школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2010. 160 с.
- Белькович В. Ю. Развитие наглядно-образного мышления младших школьников в учебном процессе при ознакомлении с природой: диссертация... кандидата педагогических наук. Тюмень, 2005. 194 с.
- Егорова Т. В., Лонина В. А., Розанова Т. В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей // Дефектология. 1975. № 4. С. 3–15.
- Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Владос, 2006. 687 с.
- Стребелева Е. А., Мишина Г. А., Разенкова Ю. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей». М.: Просвещение, 2004. 164 с.