Вопрос защиты и ограничения политических прав и свобод особенно актуален для Российской Федерации в настоящее время, когда страна переживает процессы укрепления вертикали власти и становления новых общественных и государственных институтов. Статья посвящена рассмотрению особенностей конституционного регулирования ограничения политических прав и свобод человека. Авторы проводят анализ норм Конституции России в соответствии с данным вопросом.
Ключевые слова: режим чрезвычайной ситуации, политические права и свободы, защита политических прав.
The issue of protection and restriction of political rights and freedoms is especially relevant for the Russian Federation at the present time, when the country is undergoing processes of strengthening the vertical of power and the formation of new public and state institutions. The article is devoted to consideration of the features of constitutional regulation of the restriction of political rights and freedoms of man. The authors analyze the norms of the Constitution of Russia in accordance with this issue.
Keywords: emergency regime, political rights and freedoms, protection of political rights.
Если мы говорим о политических правах и свободах, то стоит начать с определения этого понятия. Согласно трактованию, данному В. А. Винокуровым и С. Б. Немченко, «политические права граждан являются непременным условием функционирования всех других видов прав, поскольку они составляют органическую основу системы демократии и выступают как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и на которые должна ориентироваться». Основная роль данного вида прав заключается в обеспечении полноценного участия любого гражданина в политической жизни страны. Таким образом индивид становится участником политического народовластия.
Конституция РФ тесно связывает политические права и свободы с обладанием гражданством. Согласно ст. 30–33 именно в этом заключается их отличие от другого вида прав, данных человеку с рождения. А именно в том, что политическими правами обладают только граждане Российской Федерации. Народ реализовывает власть, а гражданин (индивид) принимает участие в реализации государственной политической власти.
От прочих конституционных прав политические права и свободы отличаются по ряду признаков:
Во-первых, политические права обеспечивают взаимосвязь личных и общественных интересов. В то время как остальные известные виды прав нацелены на реализацию личного благосостояния и развития государства и общества.
Во-вторых, отличительной особенностью политических прав является возможность для граждан управления как общественными делами, так и делами государства.
В-третьих, уже упомянутый ранее признак индивидуального или коллективного способа реализации политических прав.
В ч. 1 ст. 32 Конституции РФ описано «право участия в управлении государственными делами как непосредственно, так и через представителей». Это говорит о необходимости более широкого понимания значения политических прав. Оно дополнено такими конституционными правами и свободами как: право на свободу поиска, получения, передачу и распространение информации любым из законных способов (п. 4 ст. 29), правом собираться мирно, устраивать митинги и демонстрации (ст. 31), правом на создание объединений (ст. 30), правом участвовать в референдумах (ч. 2 с т. 32), правом нести государственную службу (ч. 4 ст. 32), правом принимать участие в правосудии (ч. 5 ст. 32), правом избрания в государственные органы (ч. 2 ст. 32).
Вышеуказанные политические права делятся на два вида: политические права в сфере общественной жизни и права на участие в управлении государственными делами, связанными с государственной сферой.
Одним из основных способов участия в реализации власти на местах считается местное самоуправление. Эффективность реализации этого способа измеряется степенью активности и инициативности граждан в зависимости от их уровня правовой и политической культуры. На современном этапе стабильный уровень этих показателей имеет особое значение.
У любого гражданина РФ имеется допуск к государственной службе, который будет соответствовать его способностям и профессиональной подготовке (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ). Согласно ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, важная форма привлечения к решению государственных дел — это участие гражданина в отправлении правосудия (привлечение в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей).
В ст. 33 Конституции РФ описано право граждан на личные, индивидуальные, коллективные обращения в органы местного самоуправления, или государственные, которое признается как наиболее верный способ для граждан проявить свою общественно-политическую активность и заинтересованность в делах государства и общества. Также это способ защиты собственных прав, более прочной созависимости действий государственного аппарата и населения. И один из способов решения актуальных вопросов общества. Последовательность рассмотрения обращений граждан урегулирован в Федеральном законе от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Авторы выделяют некую причинно-следственную связь, которая выявляет важную проблему современного общества — отсутствие у граждан интереса к какой-либо из описанных выше форм участия в управлении государственными делами. Так процентное соотношение избирателей, которые приходят на выборы, свидетельствует о слабой заинтересованности граждан к кандидатам-выдвиженцам, недоверие к их предвыборным кампаниям и честности проведения самой процедуры подсчета голосов. В последствии это подтверждается абсолютным отсутствием интереса к деятельности избранных депутатов. Второе, не менее важное обстоятельство, препятствующее реализации гражданами своего законного права на участие в управлении делами государства, исходящее уже со стороны самого государства, — это высокий уровень бюрократизма и скрытая деятельность государственных органов. Наличие обратных показателей было бы вполне достаточно для большей популярности и развития общественной активности.
Перед рассмотрением главного вопроса о необходимости защиты и ограничения политических прав необходимо выявить признаки обладания пассивным и активным избирательным правом. Обладая пассивным избирательным правом, гражданин осуществляет свое право на избрание в качестве полномочного лица в выборные государственные органы. Возможность воспользоваться своим активным избирательным правом человек реализовывает через участие в избрании или отзыве членов выборных государственных органов с решающим голосом. Неспособность в полной мере осуществлять и исполнять свои гражданские права и обязанности относится к лицам, признанным недееспособными (в судебном порядке) и находящимся в местах лишения свободы (по приговору суда). Такие граждане лишаются права избирать или быть избранными.
В большинстве стран законодательство определяет условия для ограничения прав и свобод человека и гражданина [1]. В нашей стране этот вопрос приобретает особую актуальность и остроту в виду нынешнего укрепления вертикали власти.
Несмотря на полемику в современной отечественной правовой науке, в данной статье рассматриваются один из основных типов режимов, связанных с экстренной ситуацией, и ограничения, связанные с этим типом: режим чрезвычайной ситуации (ЧС), где ЧС представляет собой объединение опасных факторов для общества, которые в то же время представляют угрозу безопасности интересам личности, жизненно важным для нее, общества и государства в целом. Д. Б. Кунтуев делает важное замечание о том, что «ЧС требует для своего урегулирования иного нормативного правового воздействия, чем то, которое действует в обычных условиях». Перестройка юридического инструментария, которая необходима в данном случае, регламентируется экстремальными (чрезвычайными) правовыми режимами. Этот вид административно-правового режима определяется как «специальный правовой режим жизнедеятельности населения, реализации хозяйственной деятельности и действий органов власти на территории, где зафиксирована ЧС». Для их урегулирования применяются особые меры, которые, как отмечают В. А. Винокуров и К.В Шафигулин, действуют «только в строго установленном законом порядке и при обстоятельствах, которые могут подвергнуть опасности жизнь и здоровье человека, а также угрожают конституционному строю, государственному суверенитету и обороне страны».
При введении режимов ЧС природно-техногенного характера органы исполнительной власти руководствуются Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В последнее время отмечается все больший рост применения такой практики. Это может быть использовано органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, руководителем работ по ликвидации ЧС. В то же время отмечено, что подобные правовые акты определены административными мерами, носящими ограничивающий характер [4].
А. В. Грязнов также выражает непринятие фактической возможности организации свободных и независимых выборов в период действия режима ЧП. Таким образом автор поясняет свое видение ограничения избирательного права. Потому что, по его мнению, проведение выборов в такой период может разобщить народ и даже усилить противостояние, но никак не способствовать нормализации обстановки и восстановлению законности [5].
Реализация политических прав и свобод для иностранных граждан трактуется Федеральным законом РФ от 11.07.2011 г. № 95-ФЗ «О политических партиях». Здесь важное замечание делают В. А. Винокуров и С. Б. Немченко, отмечая, что «правом на создание политических партий обладают только граждане Российской Федерации, иностранцам вступать в российские политические партии запрещается» [6].
Анализируя все выше сказанное, авторы предполагают, что для того, чтобы предотвратить сбои в имеющейся системе, необходимо наделить подобным правом еще какой-либо орган или должностное лицо. «В условиях возникновения обстоятельств, позволяющих ввести правовой режим чрезвычайного положения (возможно, за исключением чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера), предлагается наделить конституционно-совещательный орган — Совет Безопасности Российской Федерации правом не только вносить предложения главе государства, но и самостоятельно принимать решения о введении чрезвычайного положения в случае, если обстоятельства для введения чрезвычайного положения возникли, а Президент РФ по каким-либо причинам такой режим не ввел, хотя имел для этого все основания».
По мнению авторов В. А. Винокурова и К. В. Шафигулина введение конкретных ограничений прав и свобод в условиях ЧС не всегда релевантно и предлагают более действенный, по их мнению выход: «следует сохранить существующую в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайных ситуациях» норму, определяющую порядок введения ЧС на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях» [7]. Одновременно с этим авторы утверждают о необходимости использования «потенциала высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в целях устранения условий (причин, поводов и др.) для введения режима чрезвычайного положения». В данной статье также говорится о том, что «в некоторых случаях введение данного режима может привести к более серьезному ущербу национальной безопасности страны, а также спровоцировать возникновение других чрезвычайных ситуаций. По мнению авторов «решение указанных вопросов позволит снизить риск возникновения обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер». В то же время законодателю необходимо тщательно контролировать границы прав соответствующих органов для предотвращения злоупотребления ими, также как и условия применения иного вида принуждений по отношению к гражданам. Важно понимать, что возможность ограничений политических прав в Федеральном законодательстве РФ абсолютно необходимо как в обычных условиях, так и при особом правовом режиме, но только в той мере, которая действительно необходима и направлена на обеспечение защиты прав и свобод граждан, сохранения общественной безопасности, обороны государства и общественного порядка. Необходимость соблюдения подобных условий актуальна в виду своей направленности на охрану и защиту прав и свобод граждан и контроля деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных органов. И только если уровень социально-экономического развития достаточно высок, материальная база осуществления этих свобод обеспечена в должной мере, а необходимость радикальных мер, вводимых в период кризисов, полностью отпадает, то мы можем говорить о государстве, двигающемся в направлении расширения прав и свобод (в том числе и политических).
Литер атура:
- Орлова О. В. Права и свободы личности как субъекта политической жизни / О. В. Орлова // Государство и право. 2007. № 7. С. 50–56.
- Григонис В. П., Тулаев А. Н. Общественные отношения в сфере пожарной безопасности и безопасности при чрезвычайных ситуациях: проблемы правового регулирования. // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2015. №.4. С. 61–68.
- Кунтуев Д. Б. Чрезвычайное правовое регулирование: понятие, признаки. // Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия).
- Немченко С. Б., Уткин Н. И. Обзор законодательства в сфере пожарной безопасности, гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2014. № 4. С. 105–117.
- Чхиквадзе В. М. «Чрезвы чайное законодательство ФРГ» / В. М. Чхиквадзе. — М.: Юридическая литература. 1970.
- Грязнов А. В. Концепция и конституционные основы института чрезвычайного положения /Государство и право.//А. В. Грязнов. 1994. № 6.
- Винокуров В. А., Немченко С. Б. Права и свободы чело века и гражданина: их ограничения и защита: учебное пособие. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2016. 169 с.